Вино как символ роскоши, вино как смесь сока со спиртом и другие особенности национального потребления
Автор — винный критик, писатель, журналист
В Китае производство вина подлежит согласованию с 30 госдепартаментами и министерствами. В Индии средний возраст виноградников редко превышает 6-8 лет. В Бразилии лишь треть местного вина выпускают из сортов Vitis vinifera, то есть винного винограда. В России до сих пор нет закона, определяющего вино как напиток из сброженного виноградного сусла.
Между этими странами мало общего, хотя они и собраны в ловко скроенную аббревиатуру БРИК. Но они дают надежду. За счет четырех молодых, но значимых и быстро развивающихся рынков глобальная винная индустрия надеется частично решить проблему перепроизводства, а также расширить круг потребителей. Предпочтительно, чтобы новая клиентура могла позволить себе дорогие вина.
Проблема, однако, в том, что иностранные виноделы не всегда берут на себя труд понять, почему, например, в Москве сейчас любят Sassicaia, а в Шанхае предпочитают Chateau Lafite. К тому же забывают, что любое импортное вино в этих странах автоматически превращается в премиальный продукт. Местное виноделие обычно игнорируется.
Между тем по производству вина Китай уже вышел на седьмое место в мире. В основном выпускается винный ширпотреб из сорта «каберне совиньон», но есть и дорогие марки, такие как Grace Vineyard, которые стоят от €40 за бутылку. Управляющая Grace Vineyard Джуди Лайснер жалуется, что ее маленькому частному хозяйству сложно конкурировать с принадлежащими государству винодельческими гигантами. Насколько маленькому? Полтора миллиона бутылок ежегодного выпуска, что сравнимо с производством среднего европейского винодельческого кооператива. Отдельные китайские компании зазывают неразборчивых потребителей «качественными винами», выдержанными в столетних бочках или сделанными из талого снега.
Интересно, что некоторые китайские виноградники возделывают так же, как российские. В Ростовской области лозы на зиму укрывают землей, чтобы они не погибли из-за морозов. Этот редкий способ укрывного виноградарства практически нигде больше не применяется, как не встречаются и сорта «красностоп» или «сибирьковый», растущие на европейском юге страны. Маркировка «Сделано в России» до сих пор не гарантирует, что вина сделаны из отечественного винограда, однако уже есть десяток добросовестных компаний, выпускающих настоящее качественное российское вино. Хозяйство «Мысхако» недавно представило амбициозную гамму Reserve с ценником от €30 за бутылку. Такие дорогие вина в России раньше никто не предлагал.
Предприимчивые индусы несколько лет назад начали сажать виноградники с далеко идущими планами экспортировать вино в США. Отсюда странный набор популярных сортов, включая белый «шенен блан» и красный «зинфандель». На севере Индии вино оригинально трактуется как смесь виноградного сока и спирта. Наибольшее достижение страны на сегодняшний день — привлечение самого востребованного энолога-консультанта Мишеля Роллана к работе в Grover Vineyards.
На фоне этих трех стран Бразилия добилась наибольших результатов: ее винная продукция представлена на 30 зарубежных рынках. Однако если купить бразильское вино в местном супермаркете, то оно скорее всего будет сделано из гибридного или дикого американского винограда вместо используемых в современном виноделии сортов семейства Vitis vinifera.
Таковы особенности национального виноделия в каждой отдельно взятой стране БРИК. А каковы потребители?
Здесь дополнительные очки в пользу России и Бразилии. Обе страны имеют культуру потребления вина, с гастрономическим подтекстом. Бразильцы любят мясо, поэтому пьют много красного вина. Россияне тоже предпочитают красное, но скорее по климатическим причинам, которые влияют и на кухню. Современные рынки начали складываться примерно 20 лет назад и развиваются главным образом за счет богатых городов, будь то Сан-Пауло, Рио-де-Жанейро, Москва или Санкт-Петербург. Даже средний класс в каждой стране насчитывает примерно одинаковое количество людей — около 30 миллионов.
В России эпоха исключительно статусного и показного потребления уже осталась в прошлом. Зато «питьем этикеток» сейчас вовсю занимается Китай. Лучшие вина Бордо для состоятельных китайцев — символы роскоши, наряду с сумками Louis Vuitton и часами Rolex. Гонконг стал новой столицей винных аукционов, потеснив Лондон и Нью-Йорк. Правда, список наиболее востребованных в Китае элитных вин очень короткий. В этом году британские виноторговцы, занимающиеся фьючерсными продажами бордоских вин, рассчитывали на большую активность китайских клиентов. Те действительно энергично скупали Lafite, Mouton и другие вина «первых» и «супервторых» замков, но равнодушно отвергали марки рангом пониже.
В Индии алкоголь не приветствуется по религиозным причинам, к тому же в Дели легально употреблять спиртное можно с 25 лет. Жениться можно раньше, чем открыть бутылку вина. Если же индусы выпивают, то это, скорее всего, крепкий алкоголь, например местный виски, который подают до еды.
В Индии и Китае потребители, потратившиеся на красное вино, часто пьют его как лекарственный напиток и отношение к нему соответствующее. В пересчете на каждого жителя страны получается по чайной ложке. Иностранные производители мечтают, чтобы эта чайная ложка выросла хотя бы до столовой.
Если это случится, для них может возникнуть нежелательный побочный эффект: импортные вина к тому времени могут быть массово замещены местными. Тогда последней надеждой иностранных виноделов останутся совместные винодельческие предприятия — о чем, впрочем, уже позаботился в Китае все тот же Chateau Lafite.
Автор — винный критик, писатель, журналист