Летняя Апулия — это край трех цветов: синего, белого и розового. Море играет всеми оттенками синего, от лазурного до кобальтового. Свежей известкой выбелен не только вечно белый городок Остуни, но и симпатичные круглые трулли. Туристы массово съезжаются в Лечче, построенный из розовато-золотистого песчаника.
Розовые вина подают везде.
Апулия преуспела в их производстве, но, что странно, об этом почти никто не знает. Даже другие итальянцы. Богатые северяне пьют розато с берегов озера Гарда, жители Центральной Италии довольствуются своими винами.
В том, что апулийские розовые пребывают в безвестности, отчасти виноваты сами апулийцы. Они не стремятся расстаться с историческим менталитетом закрытой аграрной глубинки, даже когда выделены бюджеты на продвижение от Евросоюза. Один авторитетный местный винодел признался, что иностранным считается все, что выходит за границы региона.
А ведь могло бы быть иначе. Апулия могла бы быть итальянским Провансом. Не в связи с дорогими курортами — таких там пока нет, а по ассоциации с лучшими розовыми винами страны. Более того, рискну сказать, что некоторые апулийские розато впечатляют больше известных провансальских розе.
Винодел-ветеран Северино Гарофано выпускает Girofle — яркое и самобытное вино, которое остается в памяти вместе с дикими пляжами и древнегреческими полисами Апулии. Но еще лучше помнится эногастрономическая нирвана с этим же вином: в бокале — ароматы красных ягод вперемешку с пряными травами и звенящий свежий вкус, на тарелке — слегка припущенные креветки в оливковом масле с крупной морской солью.
Girofle, как и другие характерные апулийские розато, производят в Саленто. «Каблук», — по-русски сказал мне салентийский винодел, который больше не знает русских слов. Он как-то привозил свои вина в Москву на дегустацию и был уверен, что часто произносившееся слово «каблук» обозначало стиль вина, а не Салентийский полуостров.
В Саленто растет красный сорт «негроамаро», из которого — наряду с красными винами — выпускают большинство апулийских розато. Исторический вклад «негроамаро» в итальянское виноделие важен, но неудобен с точки зрения дипломатии. Насыщенные фруктовые вина с высоким градусом алкоголя очень часто анонимно (читай: незаконно) подмешивались к другим итальянскими и европейским винам с целью улучшить цвет и вкус последних.
«Тремя главными требованиями к винам Апулии всегда были цвет, структура и алкоголь», — замечает энолог-консультант Джузеппе Пиццоланте, работающий в нескольких хозяйствах региона.
Чтобы еще больше сконцентрировать вовсе не субтильные красные вина, свежее сусло традиционно держали несколько часов в чанах, после чего делали «кровопускание». Красное вино отправляли на продажу, а розовое оставляли себе. Эта практика производства существовала как минимум с XIX века и по-прежнему используется сейчас.
В бутылки апулийское розато попало в 1943 году благодаря американскому генералу, отвечавшему за провизию для союзнической армии. Так родился первый бренд Five Roses от компании Leone de Castris, который существует и по сей день.
Эта важная марка, а также Calafura от Tormaresca (хозяйство входит в империю знаменитого тосканца Антинори), к сожалению, так и не стали Большими Имиджевыми Винами для апулийского розового виноделия. Впрочем, критиковать их за это как-то не поворачивается язык, потому что пока никто не придумал эффективный план раскрутки винной категории, к которой большинство потребителей относятся, мягко говоря, несерьезно.
Как исправить ситуацию? Кое-что апулийские виноделы уже делают, причем с подачи местных рестораторов, которые первыми оценили местные розато. Летом в некоторых ресторанах и энотеках проходит специальная недельная акция, представляющая 20 лучших розовых вин, ежегодно выбираемых независимым международным жюри. Она завершается открытой дегустацией с производителями и ужином в винном отеле Relais La Fontanina.
В этом году топовые розовые вина также отправились в турне по городам Апулии. Бесплатные дегустации проходят перед концертами, театральными представлениями и другими культурными мероприятиями в 43 городах. Турне Rosati in Tour закончится в октябре, так что у отдыхающих в Апулии еще есть время попробовать самые интересные местные розато и больше узнать о их происхождении.
Организация Buona Puglia, отвечающая за продвижение, обещает со временем устроить дегустации в других итальянских городах. Форте-дей-Марми и Портофино могли бы быть подходящей заменой Каннам и Ницце, а там, глядишь, апулийские розато получили бы шанс приблизиться к гламурной жизни, какой живут провансальские розе.
Автор — винный журналист, писатель и критик