Волонтерство, законодательные льготы благотворителям, рост доверия, полезная дискуссия вокруг фонда «Федерация»
Все больше россиян занимается благотворительностью. Россия переместилась со 138-го на 130-е место со следующими показателями: 5% благотворительных пожертвований (6% в 2010 году), 23% волонтерской работы (20%), 36% помощи нуждающимся (29%). Это данные свежего исследования фонда СAF — рейтинга мировой частной благотворительности. Но достижений в прошлом году было еще больше.
Изменения в законодательстве
В последние пару лет в нашем законодательстве о благотворительности происходят заметные изменения. Они касаются не только самого закона о благотворительности, но и законов в налоговой сфере. Этим летом произошел значительный прорыв в регулировании некоммерческой деятельности, и приятно отметить, что новый закон отвечает ожиданиям, которые формировались в течение многих лет.
Закон устраняет несколько положений, которые являлись очевидной несправедливостью по отношению к благотворительным организациям. Ликвидировано налогообложение расходов волонтеров — например, на связанные с их добровольческой деятельностью командировки. Ранее организация, отправившая волонтеров тушить лесные пожары, должна была уплатить с суммы затрат страховые взносы и удержать подоходный налог. Очень важным я считаю положение, согласно которому полученные в натуральной форме товары и услуги более не облагаются налогом на прибыль. Например, если юридическая фирма ранее оказывала бесплатные юридические консультации НКО, то рыночная стоимость услуг облагалась налогом на прибыль. Помимо этого появились аналогичные положения, связанные с налогообложением конечных получателей. Раньше люди, получавшие помощь, в некоторых случаях должны были выплачивать налоги. Теперь и эта несправедливость устранена.
Налоговые льготы
Новая страница в нашем законодательстве – это налоговые льготы для частных благотворителей. В большинстве стран такие льготы существуют как для частников, так и для корпораций. У нас с 2012 года введен имущественный вычет пока только для частных лиц, но создан очень важный прецедент, и это позволяет надеяться, что и в отношении корпоративных доноров в перспективе появится аналогичное стимулирование.
Конечно, решены далеко не все вопросы. Сложность заключается в том, что новый закон о благотворительности основан на идее социально-ориентированных некоммерческих организаций. А эта идеология сформировалась всего лишь год назад законом, к которому очень много претензий и вопросов. В частности, сам факт отнесения той или иной организации к социально-ориентированным не вполне правомерен, у различных органов власти есть по этому поводу разные мнения. Поэтому и тема произвольной правоприменительной практики в отношении НКО – еще одна сложная область, с которой приходится иметь дело.
Рост доверия
Атмосфера вокруг благотворительности в стране значительно потеплела, а степень недоверия граждан к благотворительным организациям снизилась. Это выражается не только в отношении, но и в практической поддержке деятельности некоммерческих организаций — вещами и продуктами, пожертвованиями, волонтерским трудом. Сдвиг в обществе увидеть несложно, потому что еще несколько лет назад ситуация была в точке ноль.
Главный вызов в современном российском обществе — превратить ростки некоммерческой и благотворительной деятельности в цветущий сад. Организаций все еще крайне мало и они слишком маленькие. Задача номер один – сделать так, чтобы фондов и других НКО становилось больше. Задача номер два – сделать так, чтобы организации становились крупнее и сильнее и чтобы они играли значительную роль в насыщении социальной инфраструктуры, в социальном развитии страны, в инициировании долгосрочных социальных изменений. Хочется сказать и о том, что есть навыки, которыми отечественным благотворителям нужно овладеть. Благотворитель – это ведь тоже профессия. Ему следует совершенствоваться как в сфере собственной профессиональной деятельности, так и в сфере управления, ведь речь идет о движении финансовых средств и управлении человеческими ресурсами. К тому же любой западный фонд – это, как правило, полностью прозрачная система деятельности. Отечественным организациям есть над чем работать и чему учиться. К сожалению, страшный дефицит ресурсов не позволяет большинству НКО озаботиться своим внутренним ростом.
Волонтерство
Рост российской благотворительности обусловлен, в основном, увеличением числа людей, оказывающих непосредственную помощь нуждающимся. Поучаствовать в благотворительном мероприятии, самому стать донором или волонтером хотят многие. Это большое удовольствие, прежде всего для тех, кто отдает. Остановиться потом довольно сложно. Люди часто рассуждают – подходит им это или нет, плохо это или хорошо, а иногда важнее просто попробовать. А потом, когда понравится, обязательно задуматься, каким образом оказать помощь, которая будет эффективной.
И даже фонд «Федерация»
Если говорить о таких неприятных ситуациях, как та, что сложилась вокруг фонда «Федерация», то здесь можно выделить и положительный момент. Этот скандал спровоцировал дискуссию в обществе и заставил людей обратить внимание на благотворительность. В СМИ и частных беседах большинство людей «самоопределяются» правильным образом и составляют о фонде правильное мнение. «Федерация» и подобные ей организации – это, конечно, история совсем не про благотворительность, а про доступ к ресурсам, про решение определенных пиар задач. Интересно, что такой феномен возникает именно на благотворительном поле, то есть это поле уже достаточно привлекательно. Пусть сама ситуация довольно отвратительна, есть позитивные знаки. Пусть общественному мнению и тяжело повлиять на что-то, но главное, что оно отрицательно относится к таким затеям. Хорошо, что сформировался консенсус по поводу того, что такое правильная, а что – неправильная благотворительность. Значит, определенный образовательный путь нами уже пройден. Общество понимает, что такое хорошо, а что такое плохо.