К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Польза для общества и зарабатывание денег: как их совместить?

фото Foto SA / Corbis
фото Foto SA / Corbis
Различие между общественными организациями и коммерческими компаниями не настолько принципиально, как принято думать

Филантропы заставляют свои состояния работать, и текущий экономический кризис не отразился на их щедрости. По нашим оценкам, активы некоммерческих и благотворительных организаций по всему миру на сегодняшний день составляют около $10 трлн США и в последние годы эта сумма остается практически неизменной.

Учитывая, что это менее 10% активов, вкладываемых в коммерческие компании, возникает вопрос: как мы можем направить еще некую часть триллионов, инвестируемых на фондовом рынке, на решение социальных и экологических проблем? Как добиться, чтобы рыночная экономика, частный сектор и крупные корпорации были частью решения, а не частью проблемы?

Ответить на эти вопросы — значит коренным образом переформулировать понимание роли компаний. Мы должны выйти за пределы нашего традиционного, двухполюсного понимания общества, когда на одном полюсе находятся компании, чья единственная цель — получение максимальной прибыли, а на другом — некоммерческие организации, чья единственная забота — спасение планеты.

 

Такая точка зрения подразумевает, что мы используем один и тот же ресурс — капитал — для решения противоречащих друг другу задач. Для инвесторов капитал есть инструмент зарабатывания денег. Филантропы, которые, как правило, тоже выступают инвесторами, рассматривают капитал как инструмент для решения социальных проблем. Однако объективная реальность более сложна. Компании по своей сути являются участниками социальной сферы, так как удовлетворяют насущные потребности или создают рабочие места. Аналогичным образом все общественные организации — участники экономических отношений: например, на их долю приходится одна десятая всего ВВП и рабочих мест в Европе.

Различие между этими двумя видами участников общественных отношений — скорее вопрос степени, а не вопрос природы организации. Вместо того чтобы рассматривать их как две отдельные вселенные, мы можем считать, что они находятся на одной прямой, где организации, нацеленные на экономические результаты (в первую очередь финансовую выгоду), будут расположены с одной стороны, а те, кто ставит во главу угла социальную миссию (в первую очередь социальное воздействие), — с другой. Между этими крайними точками предприниматели сегодня разрабатывают модели организаций, основывающиеся на представлении о том, что финансовую выгоду и социальное воздействие можно совместить.

 

«Ответственные предприятия» похожи на традиционные предприятия, однако ищут способы уменьшить влияние своей модели развития на сегодняшнее и будущие поколения. Они осознают, что их будущая конкурентоспособность и возможность привлекать талантливых профессионалов, клиентов и инвесторов зависят в том числе и от их вклада в общество, а не только от умения генерировать прибыль. Эти компании стали задумываться о своей социальной ответственности, они меняют формат своего бизнеса или направление усилий таким образом, чтобы интегрировать в свою деятельность решение текущих социальных проблем. «Ответственные предприятия» наиболее важны для тех, кто заинтересован в социально ориентированном инвестировании.

«Социальные предприятия» ближе к миру НКО. Такие организации используют традиционную экономическую систему, решая сложные проблемы всего общества. Они разрабатывают инновационные продукты и услуги, которые помогают социально уязвимым группам населения удовлетворить свои потребности, в том числе в муниципальном жилье, доступной питьевой воде, возможности работать, а также в образовании и медицинской помощи. На такие социальные предприятия, как правило не представленные на биржах, распространяются те же финансовые требования и требования к обеспечению, что и на традиционные компании. Те, кто заинтересован в социально ориентированном инвестировании, стремятся удовлетворить эти потребности путем инвестиций, адаптированных к социальной экономике.

Хотя ответственные компании и социальные предприятия в существующей социально-экономической среде до сих пор представляют собой скорее исключение, они выступают предвестниками новой бизнес-модели, в рамках которой долгосрочный экономический успех идет рука об руку с социальной ответственностью. Важно, чтобы те, кто предоставляет капитал, видели существующие варианты и расширяли «диапазон возможностей». Всем, кто хочет в полной мере использовать свой капитал, сегодня доступны инновационные и ответственные возможности инвестирования, учитывающие требования общества.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+