Берлинский фестиваль заканчивается — церемония закрытия состоится в воскресенье 19 февраля. Чем он запомнился?
«Железная леди» Мерил Стрип
В День Святого Валентина Мерил Стрип вручили почетного «Золотого медведя» за вклад в развитие киноискусства. В программе спецпоказа зрители смогли увидеть последнюю работу актрисы в фильме «Железная леди» (режиссер Филлида Ллойд). Воистину, как Маргарет Тэтчер в свое время силой воли и целеустремленностью сметала на своем политическом пути все преграды, так и выдающееся исполнение этой роли Мерил Стрип заставляет забыть абсолютно все недостатки фильма. Она буквально сбивает вас с ног силой и мощью актерского мастерства. Это шоу для одного актера, хотя прекрасным обрамлением является и замечательный Джим Бродбент в роли мужа Маргарет, и другие.
А главная претензия к фильму — это его конъюнктурность. В разгар жестокого экономического кризиса в Европе правительства вынуждены принимать весьма непопулярные меры и решения. И тут-то весьма кстати напомнить широкой публике, как жесткая рука Маргарет, тоже принимавшей непопулярные в народе и парламенте решения, вытащила Англию из длительного экономического застоя. Затяните потуже пояса, как будто намекает фильм, и мы снова станем на ноги, как когда-то это удалось Англии.
Преступление без наказания
Отмечу весьма забавную работу молодого шведского кинематографиста Алекса Петерсена, показанную на Форуме молодого кино. Такой весьма условный триллер с элементами трагикомедии о тройке престарелых и обаятельных людей, никак не желающих взрослеть. Они привыкли жить на широкую ногу, но не имеют для этого достаточных средств и все время мечтают начать жить с «чистого листа». Название культовой песни их молодости «Авалон» они дают ночному клубу, который собираются открыть на берегу модной шведской Ривьеры. Герои вечно пьяны, веселы и по-детски беспечны. Они совершают массу нелепых и глупых поступков, вплоть до преступления, и вынуждены в конце концов обратиться за помощью к криминальным местным авторитетам. Все время ждешь наказания, которое ну должно же наконец последовать. Но главные герои сбегают, забрав всю выручку клуба в ночь его торжественного открытия. Аморально? Конечно. Правдиво? Безусловно. Прекрасна троица ведущих – Йоханнес Брост, Петер Карлберг и Леонора Екстранд.
Шекспир в римской тюрьме
На третий день фестиваля состоялась долгожданная премьера фильма братьев Тавиани «Цезарь должен умереть». Постановка «Юлия Цезаря» Шекспира в тюрьме строгого режима в Риме силами заключенных, многие из которых имеют пожизненные сроки, сделанная руками выдающихся мастеров итальянского кино. Достаточно упомянуть, что еще в 1986 году братья Паоло и Витторио Тавиани были удостоены «Золотого льва» в Венеции за вклад в развитие кинематографа. Накал страстей в пьесе Шекспира сродни накалу страстей в среде заключенных: выбор именно этой пьесы становится абсолютно оправданным. Пожалуй, «Юлий Цезарь» — одна из наиболее «мужских» работ Шекспира. Просто физически ощущаешь, как естественны для заключенных страсти и эмоции, предложенные великим драматургом. Как постепенно они идентифицируют себя с персонажами пьесы из, не надо забывать, Римской истории. Как жестокий реализм предложенных обстоятельств питает режиссерскую фантазию
Соавтор проекта братьев Тавиани, исполнитель роли режиссера в фильме — отмеченный наградами опытный театральный актер, режиссер, историк театра и драматург Фабио Кавалли. С 2002 года он является одним из руководителей театральных проектов в новом комплексе тюрьмы Ребиббия в Риме. Тюремная антреприза Фабио Кавалли насчитывает более ста актеров и разделена на три труппы, с которыми он поставил немало спектаклей. Количество зрителей, переступивших порог тюрьмы за эти годы, уже превысило 22 000.
И еще один факт. Исполнитель роли Брута — Сальваторе Стриано — вернулся в тюрьму специально для проекта братьев Тавиани. Он был осужден на 14 лет и 8 месяцев, отсидел 6 лет и 10 месяцев, получил досрочное освобождение в 2006 году и продолжил карьеру театрального актера. Он сыграл одну из главных ролей в шекспировской «Буре», затем дебютировал в кино, много снимается в телесериалах.
Босния в версии Анжелины Джоли
Вечером того же дня в рамках спецпоказа (Berlinale Special) зрители смогли увидеть режиссерский дебют голливудской мегазвезды Анжелины Джоли — «Край крови и меда», историю войны в Боснии 1992-1995 годов. Для своего первого фильма актриса собрала высококлассную команду — продюсер Грэхам Кинг, оператор Дин Семлер («Танцы с волками»), художник Джон Хутман («Турист»), композитор Габриель Яред («Английский пациент»). Но было бы несправедливо сказать, что здесь «свита играет короля». Все участники процесса говорят, что Анжелина пришла на площадку с четкой картиной фильма в голове, и то, что мы видим на экране, — воплощение авторского и режиссерского замысла кинозвезды.
На пресс-конференцию, предваряющую премьеру, прессы слетелось больше, чем на все прочие, вместе взятые. Обворожительная, как всегда, Джоли рассказала, как ее захватила тема войны в Югославии и почему она решила рассказать об этом уже подзабытом этническом и религиозном конфликте. Наверное, напоминая о кровавой бойне в центре Европы на глазах у мирового сообщества, которое долгое время ничего не предпринимало, Джоли многих поставила в неудобное положение. Но Анжелина об этом вряд ли думала. Как когда-то в Камбодже она после увиденного там немедленно ринулась помогать бедным, больным и голодным, так и побывав в Боснии, Джоли заболела идеей снять кино о событиях почти 20-летней давности. Сама она говорит, что это ее самый любимый проект. Легко поверить. Все недостатки фильма, которых не так уж и много, происходят от чрезмерной увлеченности темой. А попытки соблюсти политкорректность, честно говоря, выглядят немного по-детски. Как, например, слова подпольщиков-мусульман о том, что «не все сербы плохие».
В центре сюжета — роман боснийской художницы-мусульманки и сербского милицейского капитана. Встретившись на дискотеке, молодые люди чувствуют непреодолимое влечение друг к другу, но взрыв во время танцев прерывает нормальный, банальный ход событий. Начинается война. Во время жестоких этнических чисток героиня попадает в женский лагерь на территории сербского военного подразделения, которым руководит тот самый парень. Узнав девушку, он спасает ее от изнасилования и умудряется поместить в отдельные покои, где они могут предаваться любовным утехам. Чудовищный компот, где намешаны любовь, ненависть, вожделение, страх, вина и долг перед «своими», убедительно сыгран исполнителями главных ролей Гораном Костичем и Заной Марьянович. Роль отца главного героя, сербского генерала, героя югославского Сопротивления блистательно исполнил известный актер Раде Шербеджия. Хороши и убедительны другие актеры из интернациональной группы, в которую вошли представители всех групп, замешанных в этническом конфликте 1990-х.
Джоли ведет повествование энергично, жестко, по-мужски, не боясь шокировать зрителя. И все-таки это женское кино. В центре внимания автора именно женщины как самая страдающая часть населения. И эта линия выполнена с наибольшей кинематографической и психологической достоверностью.
Неудачные террористы
Столь долго ожидаемые «Пленники» Бриллианте Да Мендозы, одного из фаворитов Берлинале, не оправдала ожиданий. Этот фильм — попытка художественной реконструкции реальных событий 2001 года, когда на одном из курортов филиппинские исламисты захватили группу людей, которых продержали заложниками больше года.
В фильме совершенно невнятны характеры террористов и пленных, не очень понятны мотивы. Заметна попытка вызвать определенную симпатию к лидеру террористов, а также к одному из совсем юных членов группы, прорисовать феномен Стокгольмского синдрома, что ли. Но и на это как бы нет времени. Даже приглашенной на главную роль Изабель Юппер не дана возможность прописать образ своей героини. Все, что мы видим, это растрепанные волосы, грязь на лице, страдание в глазах и прочие атрибуты образа пожилой женщины, оказавшейся в тяжких условиях военизированного пробега по джунглям (антисанитария, пиявки, скорпионы и прочая гадость).
Постоянно «швыряющаяся» камера, что сейчас, к сожалению, очень модно; много шума, криков «Аллах Акбар», бесконечное бегство с заложниками по морям, островам, горным филиппинским джунглям и перестрелки. Те редкие моменты, когда камера останавливает свой непрерывный бег, дают возможность полюбоваться удивительной красотой горных джунглей. И сразу становится понятно, почему туристы со всего мира продолжают путешествовать по Филиппинам, несмотря на терроризм. Хотя вряд режиссер хотел сказать именно это.
Барбара, которая не убежала на Запад
Зато еще один фаворит основного конкурса – немецкий режиссер Кристиан Петцольд, безусловно, оправдал ожидания. Фильм «Барбара» переносит нас в провинциальный городок в Восточной Германии начала 1980-х. Героиня любимой актрисы Петцольда Нины Хосс, Барбара — врач престижной берлинской клиники, сосланная после заключения по политическим мотивам на работу в небольшой провинциальный городок на берегу Балтийского моря. Здесь она находится под постоянным наблюдением штази. Политическая и историческая составляющие фильма тонко прописаны в мелких деталях, в манере съемки, прекрасно передающей ощущение несвободы. Обаятельный и улыбчивый главврач клиники, Андре, испытывающий явную симпатию к Барбаре, тем не менее обязан докладывать «кураторам» из Штази о поведении Барбары. Такой вот типичный парадокс того времени.
Нина Хосс очень скупо внешне, но с большим внутренним напряжением прописывает не только характер героини и происходящие с ней метаморфозы, но и делает понятной предысторию Барбары, которая в фильме словами не обозначена. Ее партнер Рональд Зерфельд также сдержан во внешних проявлениях, его герой не сразу поддается расшифровке.
Замедленное действие фильма передает течение жизни в провинции. Барбара, вечно настороженная и замкнутая, наученная жизнью никому не доверять, мечтает убежать на Запад. План побега разрабатывает ее периодически приезжающий из Западного Берлина любовник. Тем временем отношения Барбары и Андре постепенно меняются. Вполне нормальное по ситуации недоверие и отчужденность отступают перед тем, что объединяет молодых врачей, — настоящей заботой о пациентах. Именно это и заставляет Барбару сделать свой выбор. В финале фильма она сажает в резиновую лодку, приплывшую за ней из Дании, свою пациентку, молодую девчонку, сбежавшую из «рабочего» лагеря, который Барбара называет концлагерем социалистической Германии. И возвращается к постели другого своего трудного пациента, молодого парня, совершившего попытку самоубийства.
Американское кино Александра Роднянского
Отметился на фестивале и бывший муж Анжелины Джоли, американский актер и режиссер Билли Боб Торнтон, который после 11 лет простоя приехал на конкурс с картиной «Автомобиль Джейн Мэнсфилд». Действие происходит в 1969 году в Алабаме. Глава большой семьи (Роберт Дюваль) получает известие, что в Англии умерла его первая жена, мать его четверых детей, бросившая их 20 лет назад ради англичанина. Выражая ее последнюю волю, английский муж (Джон Херт) и его дети привозят тело на похороны в родной город. Здесь в наличии все элементы классической драмы. Конфликт отцов и детей, сдобренный конфликтом культур Нового и Старого Света, постепенно находит свое разрешение в воспоминаниях мужской половины семьи о войне. У стариков это опыт участия в Первой мировой, у сыновей — Вторая мировая, а для внуков это Вьетнам. Так возникают точки соприкосновения. Блестяще разыгранная актерами, насыщенная тончайшими нюансами, полная юмора и любви, эта драма не может оставить равнодушным.
Эта великолепная работа, выполненная в лучших традициях классического американского кинематографа, примечательна тем, что она сделана на «русские» деньги, а точнее на деньги компании «АР Фильм» Александра Роднянского. Вообще это своего рода сенсация фестиваля. Западная кинопресса называет Роднянского не иначе как титаном российского кинобизнеса.
На пресс-конференции Роднянский причиной своего решения переместить интересы в Америку назвал тот факт, что в Америке главной целью и адресатом кинематографа до сих пор остается зритель, который должен переживать, смеяться или плакать вместе с героями фильма. Поэтому большинство авторов снимают фильмы о том, что им близко, что они пережили и чем хотят поделиться с людьми. А в России создателями фильмов движут иные мотивы. На вопрос, как он видит свою деятельность в США, Роднянский ответил: «Буду делать то же, что и в России, — работать с выдающимися сценаристами, режиссерами и актерами».
«В случае с Билли Боб Торнтоном, — сказал Роднянский, — мне сразу понравился сценарий, а также всегда нравились работы режиссера». Исполнитель одной из главных ролей, замечательный английский актер Джон Херт сказал, что сценарий не мог не привлечь Роднянского, так как это чисто чеховская пьеса. А сам режиссер подчеркнул, что «опыт работы с российским продюсером оказался невероятно благодатным. Это была работа с единомышленником. С человеком, который не вмешивается в творческий процесс, а только делает все возможное для реализации твоего замысла».
Новая жизнь группы «Война»
В конкурсе Форум молодого кино состоялась премьера фильма «Завтра» российского режиссера Андрея Грязева. Автору картины удалось прожить какой-то отрезок жизни вместе с лидерами арт-группы «Война». Эта группа молодых художников известна не только такими политическими перформансами, как переворачивание полицейских автомобилей, но и знаменитым огромным членом, нарисованным на Литейном мосту в Санкт-Петербурге напротив здания ФСБ и МВД. Фильм никоими образом нельзя назвать чисто документальным. Лента слишком профессионально снята и смонтирована, есть элементы реконструкции. Хотя «швов» между архивом, постановкой и чисто документальной съемкой не видно, да и все возможные претензии заранее предваряются классическими титрами о том, что события и персонажи фильма не совсем и не всегда реальны. Известные видео с интернет-сайтов, скандальные ТВ-новости об акциях группы «Война» приобретают новую жизнь на экране, благодаря тому что автор показывает нам «историю» возникновения идей, их воплощения и последствий содеянного. Участники группы побывали в тюрьме, прошли суды, до сих пор над некоторыми из них висят суровые тюремные сроки. Но главное то, что Андрей Грязев запечатлел и дал зрителю возможность пережить редкие и неповторимые моменты из жизни талантливых и неординарных людей.