Российские фигуристы все еще под санкциями, но Малинин и Володин уже побеждают
Когда в марте этого года Международный олимпийский комитет (МОК) выпустил рекомендации по возвращению российских атлетов на мировую арену, появилась надежда, что фигуристы и другие спортсмены-зимники уж точно примут участие в сезоне-2023/24. В летних видах спорта на тот момент соревнования уже начинались, но тем не менее некоторые международные федерации начали допускать россиян на свои турниры прямо по ходу сезона. Казалось, что уж руководящим органам зимних видов спорта хватит времени, чтобы разобраться с условиями и прописать критерии допуска, но в этого не произошло: ни FIS (Международная федерация лыжного спорта), ни IBU (Международный союз биатлонистов), ни ISU (Международный союз конькобежцев) санкции с атлетов из России не сняли. Новый сезон, как и позапрошлый, наши фигуристы, лыжники и биатлонисты проводят дома.
Отечественные федерации как могут импортозамещают отсутствие Кубков мира и других чемпионатов. Федерация фигурного катания на коньках России (ФФККР), например, второй год подряд организует чемпионат по прыжкам и открытый турнир по шоу-программам. Первый, правда, пришлось перенести с начала декабря на конец января, но как показало начало сезона — оно и к лучшему. Лучшие фигуристки страны в этом году испытывают большие проблемы с элементами ультра-си, без которых прыжковый чемпионат не имеет смысла. Но куда хуже дела с четверными прыжками в женском одиночном катании обстоят на международной арене.
Финал международного Гран-при — один из главных в этом виде спорта. Турнир, на который приезжают топ-6 лучших в каждой дисциплине, считается одним из самых престижных в календаре ISU. Лучшие спортсмены сезона, пересечение которых на этапах Гран-при стараются минимизировать, впервые в сезоне собираются в одном месте, чтобы побороться за $25 000. В этом году они собрались в Пекине на National Indoor Stadium, где во время Олимпиады в 2022-м проходили соревнования хоккеистов.
Женское катание поскучнело
В России особое внимание в последние годы уделялется женскому одиночному катанию — во времена доминирования российских одиночниц эта дисциплина была мегапопулярна. Но из-за отсутствия Александры Трусовой, Камилы Валиевой, Софьи Акатьевой, которой так пока и не довелось дебютировать на взрослой международной арене, и других россиянок, уровень женского одиночного катания в мире заметно просел. Это даже заметил авторитетный американский журналист Филип Херш, который в своей статье в преддверии финала Гран-при посчитал, что в течение последнего сезона (2021/22) серии с участием наших фигуристок было сделано 13 попыток четверных прыжков, а в следубщие два сезона без россиянок на 12 этапах Гран–при было предпринято всего четыре попытки четверных.
При этом все они принадлежат японке Рионе Сумиеси, которая, как и бельгийка Нина Пиндзарроне, неожиданно для многих стала финалисткой этой серии. Она единственная по ходу сезона из всех участниц Гран-при исполнила элемент ультра-си — четверной тулуп. В Пекине же вообще обошлось без сложнейших прыжков — бронзовая медалистка Хана Есида свой тройной аксель не докрутила — и с огромным количеством ошибок, которые очень расстроили двукратную чемпионку мира Евгению Медведеву.
«Честно, уровнем я расстроена. Ну вот столько лет мы реально поднимали уровень женского фигурного катания. Нас много, мы делали разные элементы, мы на разном уровне катались, но мы все поднимали, поднимали и поднимали. И потом случилось, что случилось», — сказала российская фигуристка, добавив, что от женского одиночного катания в финале Гран-при у нее осталось «соленое впечатление».
Абсолютной победительницей всего сезона Гран-при стала Каори Сакамото — та самая, которую считали главной конкуренткой россиянок, когда тем еще можно было выступать на международной арене, и которая свои главные победы в карьере (два золота чемпионата мира) добыла уже после отстранения соперниц из России. 23-летняя японка выиграла оба этапа Гран-при и его финал, получив от судей 225,70 балла. В Пекине Сакамото более чем на 20 баллов опередила бельгийку Луну Хендрикс, ставшую второй, и бронзовую медалистку Хану Йошиду из Японии. Для сравнения, в 2019-м, когда в финале Гран-при в Турине в женском одиночном катании был российский пьедестал, Александра Трусова, заработав 233,18 балла, стала лишь бронзовым призером.
Бал Малинина
Если в женском одиночном катании, по мнению экспертов, очевиден регресс, то у мужчин с каждым годом, наоборот, дисциплина прогрессирует. Двумя годами ранее весь мир следил за противостоянием мастеров четверных Натана Чена и Юдзуру Ханю, а в этом сезоне сосредоточил все свое внимание на одном спортсмене — Илье Малинине. Сын экс-фигуристов Татьяны Малининой и Романа Скорнякова, выступавших за Узбекистан, в прошлом сезоне установил уникальное достижение — стал первым и пока единственным, кто успешно выполнил на соревнованиях четверной аксель.
Продолжил удивлять «Бог четверных», как нескромно себя прозвал сам Малинин, и в этом году. Четверной аксель в короткой программе (в произвольной было падение) сделал американца победителем финала Гран-при, где, как казалось, борьбу Илье навяжет Адам Сяо Хим Фа. Но открытие сезона из Франции в Пекине провалил короткую программу, став в итоге третьим. А двукратный чемпион мира Шома Уно из Японии, хоть и откатал свои программы без помех, ничего противопоставить Малинину, ставшему в Пекине первым фигуристом в истории, исполнившим на соревнованиях все четверные прыжки, ничего не смог.
«Я понимаю, что четверной аксель — мой фирменный прыжок, наверное, можно назвать это брендом. Но я буду счастлив, когда кто-то еще его прыгнет, очень этого жду. Было бы прикольно прыгнуть параллельный квадаксель. Моя цель — сделать все шесть квадов в одной программе. Я надеюсь, что как только все стабилизирую, у меня это получится. Это вызов, но я к нему готов», — рассуждал Малинин после победы.
В российской серии Гран-при тоже не обошлось без своих открытий. Петр Гуменник, неожиданно выстреливший в прошлом году, уступил лидерство Владиславу Дикиджи, чей арсенал четверных прыжков мог бы позволить претендовать на место в тройке призеров нынешнего финала международной серии. Вчерашний юниор до уровня баллов Малинина — в финале Гран-при фигурист из США получил 314,66 балла — конечно, не тянет, как и многие другие спортсмены. Но уверенно владеет элементами ультра-си, которые точно на мировой арене не затерялись бы. В Пекине финал показал, что падать могут даже лучшие из лучших — Кевин Аймоз, например, ошибся пять раз.
Володин нашел партнершу и начал доминировать
У спортивных пар на мировой арене после Олимпиады-2022 серьезное обновление. В финал Гран-при вышли те, о ком еще два года назад никто не знал, а победителями и вовсе стала пара, которая образовалась меньше полугода назад. История Минервы Фабьен Хазе и Никиты Володина по-своему уникальная — они выиграли пять турниров подряд, в том числе два этапа Гран-при, выйдя в финал с лучшей суммой баллов. При этом в полную силу немецкий дуэт начал тренироваться лишь этим летом.
Все дело в трудностях смены спортивного гражданства 24-летним Володиным — выступая на высоком уровне за Россию, он остался без партнерши, которая вскоре нашлась в Германии. В декабре 2022-го его переход в немецкую федерацию одобрили, но оставалось отбыть карантин, то есть в международных соревнованиях участвовать Никите было нельзя. Однако вряд ли они с Фабьен Хазе хоть как-то пожалели об этом — дебют на мировой арене оправдал все ожидания. В финале Гран-при они обыграли и действующих чемпионов Европы Сару Конти/Никколу Мачии из Италии, и неожиданно ставших лидерами спортивных пар Деанну Стеллато-Дудек (которой к слову 40 лет) с Максимом Дешамом.
У российских спортивных пар все стабильно — Анастасия Мишина/Александр Галлямов и Александра Бойкова/Дмитрий Козловский, которые в этом сезоне стали представлять разные тренерские штабы, продолжают бороться за звание «первой пары» страны. Завершение карьеры Евгении Тарасовой и Владимира Морозова сделало вакантной третью ступень чемпионата России, и претенденты на нее выстроились в очередь. Наталья Хабибуллина/Илья Княжук, Елизавета Осокина/Артем Грицаенко и Екатерина Чикмарева/Матвей Янченков идут ноздря в ноздрю.
Нечаянная стабильность
Как и Александра Степанова/Иван Букин с Елизаветой Худайбердиевой/Егором Базиным в танцах на льду. Еще год назад второй паре не было равных на внутрироссийской арене — ситуация в наших танцах была такой, что танцевальные дуэты каждый месяц распадались, переезжали, а лидеры в лице Степановой/Букина и Виктории Синициной/Никиты Кацалапова взяли отдых после Олимпиады. В этом сезоне Александра и Иван вернулись, и сделали свою дисциплину в Россию более конкурентной — на двоих с Худайбердиевой и Базиным у них четыре победы на этапах Гран-при страны. Тренер Степановой и Букина Александр Жулин уверен, что танцоры не затерялись бы и в финале Гран-при, который, с его слов, был «скучноват».
А скучноват он, возможно, был потому, что после ухода из танцев на льду мировых лидеров и отстранения россиян неизменно на пьедестале почета одни и те же три дуэта. В Пекине в этот раз они расположились в следующем порядке: Мэдисон Чок/Эван Бейтс из США стали победителями, Шарлен Гиньяр/Марко Фаббри из Италии — вторыми, Пайпер Гиллес/Поль Пуарье из Канады — третьими.