«Похоже на манипуляции»: почему CAS отложил дело Камилы Валиевой
Допинговое расследование в отношении Камилы Валиевой обрастает новыми тайнами. Спортивный арбитражный суд, принявший иски от РУСАДА, Всемирного антидопингового агентства (WADA) и Международного союза конькобежцев (ISU), которые были недовольны тем, как российскую фигуристку, в допинг-пробе которой от декабря 2021 года нашли запрещенное вещество триметазидин, наказал дисциплинарный комитет РУСАДА, провел слушания на этой неделе. 28 сентября Валиева дала показания коллегии CAS из трех человек по видеосвязи из Москвы. Никто и не ждал от CAS вердикта в кратчайшие сроки, но перенос рассмотрения дела стал для многих неожиданностью.
«После представления сторонами доказательств комиссия распорядилась представить дополнительную документацию и, чтобы дать сторонам возможность рассмотреть ее, предоставила еще два дня для апелляции.
Слушания возобновятся 9–10 ноября в Лозанне после завершения процедуры представления доказательств, и группа заслушает заключительные представления сторон. Затем группа проведет обсуждение и подготовит арбитражное решение», — говорится в пресс-релизе CAS.
Есть вероятность, что, если CAS посчитает вину Валиевой доказанной, мы узнаем о наказании не раньше второй годовщины Олимпиады в Пекине, где и стало известно о нарушении допинговых правил фигуристкой. Такая ситуация не очень устраивает американскую сборную, которая в случае полного поражения Камилы в CAS, станет олимпийским чемпионом командного турнира Игр-2022.
Гендиректор Федерации фигурного катания США Трейси Марек разочарована известием о задержке слушаний в CAS.
«Хотя мы осознаем присущие юридическим процессам сложности и временные требования, почти 600-дневное ожидание без решения, несомненно, является еще одной болезненной неудачей для наших спортсменов. Мы подчеркиваем важность прозрачности в этом вопросе, поскольку решение сильно повлияет на них», — заявила она.
Недоволен и глава Антидопингового агентства США (USADA). «Конечно, мы все за полную и надлежащую правовую процедуру, но это похоже на манипуляции со стороны русских. Система должна измениться, чтобы гарантировать, что такое не будет продолжаться», — сказал Трэвис Тайгерт.
Напомним, что проведение церемонии награждения призеров командного турнира Пекина-2022 — одна из причин, почему ISU подал иск против Валиевой в CAS. На слушаниях в Лозанне хотели присутствовать и американские фигуристы, которые считают, что незаслуженно долго ждут золотых медалей Игр. Они получат их в случае полного признания вины и халатности Валиевой, в то время как она и ее команда юристов, напротив, хотят добиться минимального наказания: двух лет дисквалификации, которая в случая затягивания дела может истечь уже в начале следующего года. А еще фигуристка надеется сохранить медали командного турнира Олимпиады, чемпионата России и Европы-2022.
Золото национального первенства, где Камила сдала ту самую положительную допинг-пробу на триметазидин, дисциплинарный комитет РУСАДА уже отнял. Это единственное наказание от антидопингового агентства России в отношении 16-летней фигуристки — дело «защищенного лица» там рассматривали почти год. Уже после его вердикта WADA, ISU и РУСАДА (дисциплинарный комитет действует независимо от агентства) подали иски в CAS. И после трехдневных слушаний в Лозанне, на которых Валиева выступила по видеосвязи, условия свои не поменяли.
РУСАДА считает вину Камилы незначительной, поэтому удовлетворится, если спортсменку накажут выговором. ISU по-прежнему требует аннулировать результаты россиянки с 25 декабря 2021-го и дисквалифицировать ее на два или четыре года. В WADA запросили четыре года дисквалификации вкупе с аннулированием всех результатов. В агентстве также намерены оспорить решение CAS, которое позволило Валиевой выступить на Олимпиаде в Пекине.
«Мы утверждаем, что вывод дисциплинарного комитета РУСАДА о том, что у спортсмена «нет вины или проявления халатности», был неверным в соответствии с положениями Всемирного антидопингового кодекса, мы продолжаем добиваться четырехлетнего срока дисквалификации и аннулирования результатов спортсменки с даты сбора пробы, включая ее результаты во время Олимпийских игр 2022 года в Пекине», — заявили в пресс-службе WADA, добавив, что в связи с конфиденциальным характером разбирательства они не имеют права комментировать перерыв в слушаниях. РУСАДА и ISU по той же причине отказались от комментариев.
Еще в ходе слушаний, который прошли в закрытом режиме по просьбе стороны Валиевой, агентство «РИА Новости Спорт» сообщило, что информирование фигуристки о допинг-пробе прошло с процессуальным нарушением. Это могло бы послужить причиной переноса слушания, но юрист информацию «источника, знакомого с ситуацией» опроверг. «РИА Новости» заявили, что Валиева и ее тренер Этери Тутберидзе узнали о положительной допинг-пробе уже после ISU и WADA, что якобы считается нарушением.
«То, что спортсмен получил уведомление после антидопинговых организаций, не является нарушением. РУСАДА, как ответственная организация, отобрала пробу, занесла ее в систему ADAMS под номером и фамилией, потом проба ушла в лабораторию, но уже только с указанием номера. Лаборатория, не зная, кому принадлежит проба, уведомила о положительном результате через систему ADAMS.
Всемирное антидопинговое агентство (WADA), РУСАДА, Международный союз конькобежцев (ISU), а также перед Олимпиадой Международный олимпийский комитет имеют доступ к данным по пробам, отбираемым у спортсменов. Они одновременно получают уведомление, когда любая информация, касающаяся результатов анализа, появляется в системе. Дальше тот, кто отобрал пробу, как ответственная за обработку результатов организация, был обязан известить спортсменку. Спортсмен получает эту информацию через антидопинговое агентство, а не лабораторию», — рассказала юрист Анна Анцелиович.
Так или иначе, но задержка в деле — это не признание или не признание Валиевой виновной. Более того, фигуристка из-за дополнительных доказательств, которые запросил CAS, может пострадать. Ее выступления на Гран-при России в Казани, запланированном на 10–13 ноября, могут перенести.