«Серену наказали за рождение ребенка»: как теннисистки защитили право на материнство

Серену Уильямс защищала даже Иванка Трамп, WTA пришлось изменить правила
Накануне Australian Open-2017 знаменитая американская теннисистка Серена Уильямс узнала, что беременна, но решила не сниматься с мейджора. По ходу турнира ее часто тошнило, чемпионка испытывала сильную усталость и проблемы со сном, и все же выдержала это испытание, выиграв свой 23-й в карьере турнир «Большого шлема». Спустя восемь месяцев Серена родила дочь Олимпию и начала долгий период подготовки к возвращению на корт.
Американка не играла 16 месяцев и за это время опустилась с первой строчки рейтинга на 453-е место. Когда весной 2018 года Уильямс вернулась на корт, то столкнулась с отказом руководства «Ролан Гаррос» включить трехкратную победительницу этого турнира в число сеяных участниц, что вызвало серьезную полемику.
«Считаю, что Серену нужно было посеять первой, ведь когда она ушла в декрет, то была №1. Родить ребенка – это лучшее, что может с тобой произойти, и никакой спорт не выше этого. Так что я считаю, что ей нужно было сохранить рейтинг, который у нее был тогда, а не просто использовать защищенный для участия в турнирах. Не знаю, на сколько турниров – ну, например, на восемь. И на этих восьми сеять ее первой», — выразила мнение румынка Симона Халеп. Уильямс поддержали Мария Шарапова и Крис Эверт.
USA Today выпустила разгромную статью с громким заголовком «Серену наказали за рождение ребенка». На это отреагировала Иванка Трамп, мать троих детей и дочь тогдашнего президента США Дональда Трампа. «Это нелепо. Серена Уильямс — великая теннисистка, лучшая в истории! А теперь еще и любящая мать. Никто не должен наказываться в своей профессии за то, что стал родителем. WTA необходимо срочно изменить это правило», — цитировал Иванку сайт CNN.
О наказании именно Серены вряд ли можно говорить всерьез — ровно такие же правила применялись к другим, менее звездным игрокам. К примеру, не было никакой шумихи, когда в 2017 году после рождения сына в такой же ситуации оказалась Виктория Азаренко. А молодая мама Ким Клийстерс в 2009 году и вовсе совершила выдающийся камбэк, выиграв US Open в статусе несеяной.
Однако в случае с Сереной резонанс оказался настолько мощным, что в 2019 году Женская теннисная ассоциация (WTA) изменила правила и заметно упростила для женщин возвращение в тур из декретного отпуска. Теперь мамы могут использовать свой предыдущий рейтинг для участия в 12 турнирах в течение трех лет с момента рождения ребенка. Имеющие достаточно высокий рейтинг игроки также получили гарантию, что они не встретятся с сеяным игроком в первом раунде своих первых восьми турниров, отмечает BBC Sport.
«Письмо двадцати»: требование женщин оплатить декрет и зарабатывать наравне с мужчинами
Похожий взрыв эмоций в женском туре случился в 2023 году, когда в августе мужская Ассоциация теннисистов-профессионалов (ATP) объявила о запуске программы финансовой поддержки игроков Baseline с гарантированным базовым заработком для игроков топ-250. Сильнейшие теннисистки мира возмутились, почему такие же льготы не предоставляет WTA, и в октябре того же года написали письмо генеральному директору WTA Tour Стиву Саймону.
В своем послании женщины требовали гарантированную выплату в размере $500 000 для игроков из топ-100, $200 000 для игроков с рейтингом 101-175 и $100 000 для игроков с рейтингом 175-250. Именно такую шкалу выплат предоставляет Baseline. Также теннисистки намеревались получить компенсацию, в случае получения травмы или необходимости взять перерыв в туре, чтобы родить ребенка. Они, в том числе, запросили право на аудит финансовых отчетов своих турниров, которого не имели прежде, отмечает The Athletic.
Всего документ подписали 20 теннисисток, среди которых нынешняя №1 в мире Арина Соболенко и чемпионки турниров «Большого шлема» Ига Швентек, Елена Рыбакина и Маркета Вондроушова. Игроки запросили официальный ответ на письмо, но вместо этого Саймон пригласил их на специальную встречу вместе с другими руководителями организации в Канкуне накануне Итогового женского турнира-2023. Вместо четких и конкретных предложений менеджеры WTA говорили размытыми фразами, далекими от конкретики, и требовали уважения к деятельности организации. В результате, две ведущие теннисистки были настолько расстроены, что покинули встречу до ее завершения.
С мертвой точки ситуацию в этом вопросе сдвинуло заключение в мае 2024 года пятилетнего соглашения между WTA и Государственным инвестиционным фондом Саудовской Аравии (PIF) на $75 млн. В рамках сделки PIF стал первым в истории титульным партнером женского рейтинга. Кроме того, женский Итоговый турнир на три года переехал в Эр-Рияд с ежегодным призовым фондом в $15,25 млн, что сопоставимо с аналогичным турниром среди мужчин в Турине.
Примечательно, что всего за год до заключения сделки с арабами мощная волна протестов по поводу сотрудничества со страной с низким уровнем соблюдения прав человека (резко против этого выступили легенды тенниса Мартина Навратилова, Крис Эверт и Джон Макинрой) вынудила WTA отказаться от контракта. После того же как PIF повысил ставки и согласился финансировать ряд программ женского тенниса, стороны ударили по рукам.
В женском гольфе нет материнского капитала, в футболе и баскетболе ситуация получше
Одной из таких программ станет оплачиваемый декретный отпуск до 12 месяцев, о чем WTA сообщила в начале марта. Он будет дополнен доступом к грантам на лечение бесплодия, включая оплату процедур экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и заморозки яйцеклеток. Тур оценивает, что более 320 игроков будут иметь право на участие в программе. Каждому игроку, который воспользуется финансированием, будет выплачена, пока не разглашаемая сумма, пропорциональная продолжительности их отпуска. Такую защиту женщины получают с 1 января.
Когда нового генерального директора WTA Порцию Арчер спросили о возможном несоответствии между прорывом в льготах для женщин и страной, в которой притесняют женщин, она заявила: «Вопросы о саудовском обществе на самом деле не являются вопросами для меня или WTA. Это вопросы, на которые должны отвечать саудовцы».
Положения о материнстве в женском спорте во многом зависят от инфраструктуры, а также их статуса сотрудника команды или лиги, либо независимого подрядчика. К примеру, в гольфе игроки Женской профессиональной ассоциации (LPGA) могут заморозить свой статус в туре на пару лет, но оплачиваемого отпуска они не получают.
В Женской Суперлиге английского футбола (WSL) игроки получают 100% своей еженедельной заработной платы, а также любые другие льготы и вознаграждения в течение первых 14 недель отпуска по беременности и родам. Игроки также имеют право на декретную помощь независимо от того, как долго они проработали в своем клубе. До 2022 года право на него имели только игроки, имеющие контракт сроком не менее 26 недель.
В 2020 году игроки Женской баскетбольной ассоциации (WNBA) подписали групповое соглашение, которое предусматривало декретный отпуск для игроков с полной зарплатой сроком до года, а также выделенное место на аренах для кормящих матерей и стипендию по уходу за ребенком в размере $5 000. Игроки также могут подать заявку на возмещение расходов в размере до $60 000, непосредственно связанных с усыновлением, суррогатным материнством, заморозкой яйцеклеток и лечением бесплодия.