Кубок денег: в Южной Америке состоялся самый дорогой футбольный матч полугодия
Победитель Кубка Либертадорес-2024 получит на $16 млн больше финалиста
Перед началом сезона КОНМЕБОЛ (руководящая футбольная конфедерация в Южной Америке) анонсировала рекордный призовой фонд в истории Кубка Либертадорес. За счет чего были увеличены призовые, не сообщалось, но суммарно клубы поделят на $18 млн больше, чем годом ранее.
Призовой фонд Кубка Либертадорес-2024 составил $225,93 млн. Это не самые большие призовые в мире — 36 участников основного этапа Лиги чемпионов по итогу сезона суммарно заработают €2,647 млрд (около $2,606 млрд), то есть, призовой фонд главного клубного футбольного турнира Европы более чем в 11 раз превосходит такой у его южноамериканского аналога. Однако, следует помнить, что ни один футбольный турнир мира не сравнится по доходам с Лигой чемпионов. Это же понимают и в КОНМЕБОЛ, поэтому конфедерация решила большую часть призовых распределить между сильнейшими командами турнира. Вот так поделены $225,93 миллионов:
- $15,2 млн выплачены командам, выступавшим в квалификации;
- все участники группового этапа получили по $6 млн только за участие;
- победа в одном матчей группового этапа стоит $330 тысяч;
- за выход в 1/8 финала каждый клуб получил $1,25 млн;
- за четвертьфинал — $1,7 млн;
- за полуфинал — $2,3 млн.
- команда, уступившая в финале, заработает $7 млн долларов, а победитель — $23 млн.
Также увеличились призовые и во втором по важности турнире — Копа Судамерикана. Теперь здесь команды заработают $80,184 млн. Из них чуть менее $10 млн досталось аргентинскому «Расингу», который в финале обыграл бразильский «Крузейро». В Лиге Европы (второй по статусу европейский клубный турнир) призовые тоже же намного внушительнее южноамериканских и составляют €565 млн.
По подсчетам Forbes Sport, до финала «Ботафого» гарантировал себе $19,24 млн призовых, а «Атлетико Минейро» — $19,9 млн (с учетом премии за выход в финал). Это меньше, чем гарантированные выплаты худшей команды Лиги чемпионов-2024/25, где словацкий «Слован» точно получит от УЕФА $22,5 млн ($23,76 млн).
Однако дополнительные $16 млн долларов изменили ситуацию: «Ботафого» остановился на отметке в $35,24 миллионов — а это уже вполне неплохой европейский уровень. Примерно столько получат команды, которые не смогли пробиться в стыковой раунд ЛЧ-2024/25.
Победитель финала поедет на Клубный чемпионат мира-2025
Победа в финале Кубка Либертадорес-2024 ценна не только тем, что выигравший клуб получит на $16 млн больше финалиста — важно еще и то, что она гарантирует участие сразу в двух турнирах — в Межконтинентальном кубке-2025 и Клубном чемпионате мира-2025. Последний турнир стал новым изобретением ФИФА: он будет проходить раз в четыре года по аналогии с чемпионатами мира среди сборных. В США в июне 2025 года должны приехать 32 команды, в том числе 12 европейских. Правда, пока у федерации большие экономические проблемы, так как спонсоры и бродкастеры опасаются заключать контракты.
Жеребьёвка КЧМ-2025 пройдет 5 декабря. «Ботафого» как раз и стал последним участником турнира. Помимо клуба из Рио-де-Жанейро, Южную Америку на клубном чемпионате мира представят:
- «Палмейрас» (Бразилия) — победитель Кубка Либертадорес-2021;
- «Фламенго» (Бразилия) — победитель Кубка Либертадорес-2022;
- «Флуминенсе» (Бразилия) — победитель Кубка Либертадорес-2023;
- «Ривер Плейт» (Аргентина) — сильнейшая из прочих команд в рейтинге ФИФА;
- «Бока Хуниорс» (Аргентина) — второе место в рейтинге прочих команд ФИФА.
Заявка чем внушительна. И если КЧМ-2025 вызывает крайне ожесточенные споры в Европе, то в Южной Америке на турнир смотрят иначе. Для местных клубов новое соревнование — это важная возможность дополнительно заработать. Изначально ФИФА обещала по $50 млн долларов всем участникам КЧМ-2025, сейчас из-за финансовой неопределенности призовой фонд неизвестен, но он вряд ли будет небольшим.
Кроме того, КОНМЕБОЛ в призовом фонде КЛ-2024 зарезервировала $5 млн. Это бонус, который может получить любая из шести южноамериканских команд, если она выиграет клубный чемпионат мира. И на фоне возможных бойкотов из Европы, такой сценарий вполне возможен.
ФИФА не отказалась от ежегодного турнира с сильнейшими командами континентов
Ко всему прочему, «Ботафого» сыграет в Межонтинентальном кубке-2024. Хоть ФИФА и объявила о запуске нового Клубного чемпионата мира, но и от традиционного турнира в конце года с участием сильнейших команд из каждой конфедерации международная федерация тоже не отказалась.
Межконтинентальный кубок начал проводиться еще в середине прошлого века между сильнейшими командами Европы и Южной Америки. Последний розыгрыш прошел в 2004 году, после чего ФИФА и организовала клубный чемпионат мира. И вот сейчас федерация решила возродить турнир.
На МК-2024 сыграют шесть команд. Интересно, что ФИФА решила разнообразить турнир небольшими «дерби». Так, победитель КЛ-2024 в первом раунде сыграет с сильнейшим клубом из Северной Америки — мексиканской «Пачукой». Этот матч ФИФА даже специально обозначила вывеской Derby of the Americas.
Победитель «американского дерби» встретится либо с египетским «Аль-Ахли», либо с «Аль-Айном» из ОАЭ в Challenger Cup. И вот уже сильнейшая команда в этой игре сыграет в финале с мадридским «Реалом».
Призовой фонд турнира пока неизвестен. В прошлом году на КЧМ-2023 «Ман Сити» заработал $5 млн за победу, а бразильский «Флуминенсе» увез $4 млн как финалист. Если и на кону сейчас такие деньги, то финал Кубка Либертадорес-2024, где разыгрывалась еще и путевка на Межконтинентальный кубок, однозначно можно признать самым дорогим матчем полугодия.
КОНМЕБОЛ пытается наградить сильнейших, но у этого есть и обратная сторона. Победитель КЛ автоматически поднимается в рейтинге самых богатых команд континента, и может позволить себе покупать лучших игроков.
В шестой раз подряд трофей уедет в Бразилию, и такого доминирования одной страны никогда не было в истории главного клубного турнира Южной Америки. Об этом прямо говорят в Южной Америке. В бразильском футболе и так много денег, в сравнению с другими странами. А призовые от КОНМЕБОЛ только усугубляют ситуацию. Разрыв между бразильцами и всеми остальными достиг критических размеров. Вот только все это касается клубов – сборная сейчас далеко не лучшая на континенте.