Золотая молодежь: как школьник заработал $10,5 млн, просто сменив будущий университет
Университет Мичигана выиграл чемпионство в прошлом сезоне, но сейчас сильно проваливается
Университет Мичигана считается одним из самых престижных в студенческом спорте. В футболе он входит в так называемый пул «голубых кровей», объединяющий восемь наиболее успешных колледжей страны. В прошлом сезоне «Мичиган Вулверинз» выиграли национальное первенство, но потеряли почти весь тренерский штаб. Главный тренер – Джим Харбо – пошел на повышение в НФЛ.
Сейчас футбольная программа университета переживает тотальную перестройку — у нее худшие результат за 10 лет (если не считать уникальный ковидный сезон-2020). Проблема в том, что студенты приходят не просто в популярные вузы — они прежде всего идут к особым тренерам, и в прошлые годы самые ценные новички соглашались выступать за «Мичиган» из-за Харбо.
Тренер в студенческом футболе — это еще и генеральный менеджер, главный скаут и иногда даже президент организации. Школьники переходили в «Мичиган» зная, что тренерский штаб поможет им развиться до уровня НФЛ и заодно успешно выступить в колледж-футболе.
Перестройка в NCAA может занять годы, а потенциальные студенты не готовы ждать долго. В истории уже бывали случаи, когда успешные программы долгие годы, если не десятилетия, не могли вернуться на свой прежний уровень —- так случилось с командами университетов Небраски, Майами или Южной Калифорнии. Но теперь условия изменились – NCAA разрешила студентам зарабатывать на своем имени, имидже и образе (NIL).
И эта опция позволяет компаниям и богатым выпускникам колледжей (их называют бустерами) вкладывать огромные деньги в специальные фонды. Либо же сразу же подписывать контракты со студентами, лишь бы они выступали за их колледжи. Например, одна из самых популярных спортсменок NCAA – гимнастка Ливви Данн из «Луизианы Стейт» – без проблем и бесплатно пользуется частным джетом. А всего в год на спонсорах она зарабатывает $4,1 млн.
Теперь если футбольной команде нужны игроки (или же если надо избавиться от тренерского штаба, выкупив контракты на десятки миллионов), то бустеры готовы выделить миллионы. Именно это и случилось в университете Мичигана.
Спонсоры университета начали финансовую гонку ради школьника из Детройта
Провальный сезон в «Мичигане» был ожидаем. Однако бустеры не готовы ждать годы, чтобы исправить ситуацию. Особенно на фоне того, что принципиальные соперники из «Огайо Стэйт» остаются на своем высоком уровне. И ко всему прочему, конкуренция в конференции Big 10 и в целом NCAA стала намного выше из-за крупнейшей реорганизации в истории студенческого спорта.
Между тем, в Детройте за местную школу успешно играл Брайс Андервуд. И настолько хорошо, что несколько рейтинговых агентств и порталов назвали его лучшим школьником-футболистом США. Однако предыдущий тренерский штаб с Харбо не хотел участвовать в борьбе за сверхталантливого квотербека. Просто потому изначально не могли бороться с другими богатыми колледжами.
В итоге Андервуд еще в начале года объявил, что в следующем году поступит на учебу в университет Луизиана Стэйт. В «Мичигане» восприняли потерю шансов на подписание вундеркинда сдержанно. Но провальный сезон, а также отказ некоторых рекрутов на этом фоне переходить в команду, изменили мнение бустеров.
Все началось в сентябре, когда основатель спортивного портала Barstool и выпускник университета Мичигана Дэвид Портной заявил, что готов лично заплатить Андервуду $3 млн, лишь бы он поменял свое решение и остался в родном штате. По его словам, после этого началась цепная реакция, когда и другие бустеры начали предлагать помощь университету.
Тренерский штаб «Мичигана» также общался с Андервудом, но и позиции «Луизианы Стэйт» были сильны. В итоге, в ноябре, Брайс все-таки согласился отозвать свое заявление о приеме, и объявил, что останется в родном штате.
Андервуд заработает $10,5 миллионов, отозвав документы из Луизианы
Это была бы обычная история, когда один колледж побеждает другой в борьбе за очень талантливого спортсмена. О том, как это может работать, показано в фильме «Невидимая сторона». Но тогда действия проходили до эпохи NIL – теперь же студенты хотят еще и много денег.
По словам журналиста радио ESPN Мэтта Масконы, университет Мичигана и бустеры предложили 17-летнему Андервуду $12 млн, чтобы он перевелся к ним. Портал On3 утверждает, что школьник получит чуть меньше — «всего» $10,5 млн.
Причем этом лишь «гарантированная сумма». За три-четыре года, что Андервуд может выступать в NCAA, он в среднем будет зарабатывать по $2,7–3,5 млн в год. Но если Брайс успешно покажет себя в первом сезоне, то его доход может увеличиться за счет контрактов уже на федеральном уровне.
Для сравнения, $2,7 млн в год получают лишь только 32 футболиста-новичка, выбранных на драфте НФЛ-2024, а доход в $3,5 млн — это 27-е место в этом рейтинге. Фактически, в университете с большой долей вероятности за три года Андервуд заработает больше, чем в на контракте новичка в НФЛ. Ведь попасть в первый раунд драфта довольно сложно, даже для успешного квотербека. А квотербек «Сан-Франциско» Брок Парди, выведший команду в Супербоул-2024, вообще зарабатывает менее миллиона долларов в год.
В итоге, 17-летний школьник только за то, что родился в нужном штате и нужное время, обеспечил себе всю жизнь и старость. Даже если у него не получится в будущем закрепиться в профессиональном футболе, он все равно останется миллионером. Но сейчас эксперты называют Андервуда талантом поколения и будущим лидером какой-то команды НФЛ.
Такая ситуация далеко не всеми воспринимается как нормальная. В будущем может дойти до того, что бустеры будут готовы предлагать миллионы 14-15-летним школьникам, лишь бы через два года те перешли в их вузы. По оценке On3, в выпуске-2025 сразу пять абитуриентов-футболистов могут получить за это не менее $1 млн. А в будущем их уже могут быть десятки.