Накрутил €50 млн: как Тадей Погачар стал самым высокооплачиваемым велогонщиком мира
Зарплата больше, чем у Лэнса Армстронга
Доходы топовых гонщиков обычно складываются из нескольких источников: базовая зарплата, призовые, бонусы от команды и спонсоров за результаты, а также личное спонсорство. Причем, какой источник дохода будет самым большим, зависит не только от результатов и владельца команды, но и от личного бренда спортсмена.
Яркий пример — Лэнс Армстронг, американский велогонщик, семикратный чемпион «Тур де Франс», доходы которого вне трассы многократно превышали его зарплату, бонусы и призовые. В 2005-2006 годах Армстронг входил в первую десятку в списке самых высокооплачиваемых спортсменов по версии Forbes с годовым доходом в $28 млн. Тогда же он в первый раз объявил о завершении карьеры, после возобновления которой уже не был столь финансово успешен. А после обвинений в применении допинга, дисквалификации, лишения всех титулов и признания вины Армстронг и вовсе лишился большей части своего состояния, которое, по подсчетам, составляло $125 млн.
Причем, его зарплата в команде US Postal (Почтовая служба США) составляла около $500 000, а доход от спонсорства в разные годы превышал (и иногда сильно) $17 млн. Если 20 лет назад с таким доходом можно было попасть в десятку, то сейчас с доходом более $45 млн можно оказаться лишь на последнем 50 месте в списке самых высокооплачиваемых спортсменов. И велогонщики туда больше не попадают.
Сейчас топовые гонщики получают более $2,5 млн, а Тадей Погачар с заработком более $6 млн и до нового контракта считался самым высокооплачиваемым велосипедистом мира. Теперь же его годовая зарплата составит более $8 млн.
Заставил целую нацию влюбиться в велоспорт
По данным Gazzetta Dello Sport, Team Emirates, за которую Погачар выступает с 2019 года, продлила с ним контракт до 2030 года и общая сумма этого соглашения достигла €50 млн (почти $53 млн) за шесть лет.
2024 год стал для словенского гонщика самым успешным в карьере — он стал уже трехкратным победителем «Тур де Франс», а также выиграл многодневку «Джиро д’Италия» и групповую гонку на чемпионате мира, что позволило ему стать только третьим в истории спортсменом, завоевавшим Тройную корону велоспорта. Предыдущими ее обладателями были Эдди Меркс в 1974 году и Ствен Роуч в 1987 году. К своей обширной коллекции трофеев Тадей мог бы прибавить очередную олимпийскую медаль (он уже завоевал бронзу в Токио-2020), но ехать в Париж на Игры Погачар отказался.
Причем, как сообщает итальянское издание, команда из ОАЭ прописала в контракте астрономическую сумму отступных — более $200 млн, что делает уход гонщика до 2030 года практически невозможным.
В Эмиратах готовы платить Погачару не просто так. По словам руководителя команды Мауро Джанетти, эффект Погачара для Абу-Даби гораздо шире, чем просто победы на гонках. «Дети плачут, когда получают селфи с ним, велоспорт открыла для себя целая нация, строятся трассы и велодромы, так что он сделал велоспорт национальным видом», — говорит Джанетти.
Кроме того, имя Погачара привлекает в команду спонсоров, в числе которых такие крупные бренды, как adidas, и люксовые, как Richard Mille. Производитель велосипедов Colnago после того, как в 2020 году контрольный пакет акций компании был выкуплен инвестиционным фондом Chimera Investments из Абу-Даби, а в Team Emirates как раз пришел Погачар (партнерство бренда и команды длится с 2017 года), смогли утроить свой оборот — до $60 млн, и как признали сами представители бренда, одна из причин — это «возможность иметь две отличные команды в Мировом туре — UAE Team Emirates и женскую UAE Team ADQ», поскольку это способствует «повышению уровня спроса и стимулирует ежедневно совершенствовать продукт». При этом велосипедные бренды тратят на спонсорство команд Мирового тура около $5 млн в год.
Генеральный директор Colnago Никола Розин считает, что Тадей, является «важным ингредиентом успеха, хотя все-таки все достижения — это «смесь разных ингредиентов». Тут, кстати, снова можно вспомнить Лэнса Армстронга, благодаря которому американский производитель велосипедов Treck пережил золотую эпоху между 1999 и 2005 годами. Армстронг стал первым американцем, выигравшим «Тур де Франс» для американской команды на американском же велосипеде, и представители Treck сравнивали сделку с Лэнсом с «вложением пенни в игровой автомат и получением $1 млн»: оборот Trek составлял $18 млн до Армстронга, увеличившись примерно до $400 млн в 2002 году, достиг $800 млн к 2010 году и далее превысил $1 млрд. Однако в 2012 году, после пожизненной дисквалификации, Trek разорвала отношения с Армстронгом.
Соперничество с Вингегором подогревает интерес спонсоров
Криштиану Роналду и Лионель Месси превратили свое соперничество в полноценный бренд, благодаря которому их личные бренды тоже стали гораздо ценнее. Есть такое соперничество и у Погачара. Его противостояние с Йонасом Вингегором из команды Jumbo-Visma уже называют величайшим в истории тура. И так же, как вышеназванные футболисты, гонщики на его фоне развивают свой собственный бренд.
Личных спонсоров у Тадея Погачара хватает, причем, тут не только велобренды — DMT (обувь), Met (шлемы), Look (педали), но и технологическая компания Plume, словенская сеть супермаркетов Tus, словенский же производитель пищевых добавок Medex и национальный туристический офис I Feel Slovenia. Причем, из-за правил Международного союза велосипедистов (UCI) Погачару пришлось прекратить сотрудничество с Breitling, потому что у команды уже есть контракт с люксовым производителем часов Richard Mille, поскольку гонщик не может заключать индивидуальную сделку с «конкурентами» спонсора команды.
Менеджер, представляющий интересы Погачара, Алекс Карера утверждает, что они «могли бы хоть завтра подписать контракты с 10 новыми спонсорами». Много запросов было после побед в этом году, а сейчас также «ведутся переговоры с крупной китайской компанией». Так что в ближайшее время мы, возможно, услышим о новой сделке Погачара. Сообщается, что сейчас любой спонсорский контракт с Погачаром будет на сумму не менее €500 000, хотя еще в 2020 году после его первой победы на «Тур де Франс» сумма равнялась €25 000.
Заработанное тратит на подготовку молодых гонщиков
Эти цифры даже близко не похожи на те, которые на спонсорстве зарабатывал Лэнс Армстронг, но даже сейчас будь Погачар американцем, суммы соглашений были бы намного больше — просто из-за наличия большего числа более платежеспособных болельщиков. Зато такой зарплаты, как у Погачара, не было ни у кого в велоспорте.
Кроме того, каждая гонка означает еще и выплату призовых. Только на «Тур де Франс» в 2024 году он заработал не менее €650 000 — чек за трофей в размере €500 000, €66 000 за шесть побед на этапах, ежедневные суммы, присуждаемые за ношение желтой майки (€9 000 на протяжении всей гонки) и еще один пятизначный чек за места на этапах. Правда, эти призовые делятся на команду, хотя Team Emirates в общей сложности на многодневке получила около €806 810.
Между тем, значительную часть своих доходов Тадей Погачар тратит на благотворительность. Он уже несколько лет полностью финансирует Pogi Team — команду молодых гонщиков своей старой команды Ljubljana Gusto Xaurum. Недавно также был открыт «Фонд Тадея Погачара» для жертв стихийных бедствий и больных детей.