Краденые данные, ролик Трампа и «друг Баха»: почему Иман Хелиф снова идет в суд
Отстранение за хромосомы и парижская прокуратура
Почти 90 лет в спорте высших достижений существует проблема определения пола. Трансгендеры (ЛГБТ, экстремистское движение, запрещено в РФ), женщины с нарушением формирования пола (DSD) и, как следствие, повышенным тестостероном, а также мужчины с теми же нарушениями, которые при рождении были определены и впоследствии воспитывались как девочки, — допуск таких спортсменов к участию в женском спорте до сих пор не имеет единых критериев.
Международный олимпийский комитет в 2021 году передал ответственность за принятие таких решений международным федерациям по видам спорта, но половина из них на данный момент четких критериев не сформулировали, а подход остальных сильно различается. Но минувшим летом в Париже, как и тремя годами ранее в Токио-2020, МОК пришлось брать ответственность на себя. Просто если в Японии все прошло относительно спокойно, то во Франции полыхнуло.
Олимпийский боксерский турнир на двух последних летних Олимпиадах был организован самим Международным олимпийским комитетом — а вернее специально созданным в его рамках Боксерским союзом, поскольку возглавляемая Умаром Кремлевым Международная боксерская ассоциация (IBA) больше не является признанной МОК и не может заниматься проведением соревнований по боксу в рамках Игр.
В итоге организаторы опирались на установленным Боксерским союзом Парижа-2024 (PBU) правила, из которых следует, что при допуске на соревнования «пол и возраст спортсменов определяются на основе их паспорта». Когда на женские соревнования были допущены Иман Хелиф из Алжира и Линь Юйтин из Тайваня, МОК пришлось отвечать на множество вопросов. Годом ранее IBA отстранила этих спортсменок, так как после взятия у них образцов крови обнаружились результаты, не соответствующие установленным федерацией критериями допуска к женским мероприятиям IBA. Позже глава ассоциации Умар Кремлев, не называя имен спортсменок, заявил, что у ряда спортсменов были обнаружены XY хромосомы.
В марте 2024 года в «Технических и соревновательных правилах» IBA появился пункт, что «боксеры будут соревноваться с боксерами того же пола, то есть женщины против женщин и мужчины против мужчин в соответствии с определениями настоящих Правил». Женщины, согласно правилам, это люди «с хромосомой XX», мужчины — «с хромосомой XY». Правила не учитывают различные генетические нарушения — например, синдром нечувствительности к действию мужских гормонов, когда фенотипическая женщина имеет набор хромосом XY, но одно очевидное достоинство у них есть — вполне четкие критерии.
По поводу Иман Хелиф и Линь Юйтин директор МОК по коммуникациям Марк Адамс на пресс-конференциях отвечал следующее: «Есть масса женщин, у которых уровень тестостерона выше, чем у мужчин. Как я уже говорил, это не стопроцентный метод определения пола. Все согласятся, что менять правила во время соревнований нельзя, и мы используем правила, действовавшие во время прошлого олимпийского турнира. Возможно, всем хочется увидеть четкое обоснование того или иного решения, но эта проблема существует во всем спорте».
Пока у МОК не было четких обоснований того или иного решения, Иман Хелиф и Линь Юйтин получили золотые медали, а вместе с ними — потоки ненависти в свой адрес. Алжирская спортсменка сразу после окончания турнира даже обратилась в парижскую прокуратуру с требованием провести уголовное расследование и установить, кто инициировал «женоненавистническую, расистскую и сексистскую кампанию» против нее. На днях стало ясно, что это была не последняя юридическая жалоба со стороны Хелиф. Спустя три месяца ее имя снова — в трендах интернета.
Фотосессия Vogue и публикация медкарты
После Олимпийских игр Иман Хелиф пользовалась плодами своей популярности. В сентября она появилась на Неделе моды в Милане в наряде от Bottega Veneta, а в ноябре — уже на обложке Vogue Arabia. В сентябре была приглашена Алжирским олимпийским комитетом на конференцию «История успеха», где рассказала, что собирается участвовать в профессиональных боях, а также развивать в родном Алжире свой вид спорта и создать в стране академию бокса.
Однако примерно в середине октября агентство Reuters сообщило, что в социальных сетях (в частности, в Facebook — принадлежит компании Meta, признана экстремистской и запрещена в России) распространяется информация, что «Хелиф была лишена золотой медали и пожизненно дисквалифицирована, когда WBO подтвердила ее мужскую гендерную принадлежность». Слух оказался фальшивым, что подтвердил агентству тренер Хелиф Мохамед Чауа. Во Всемирной боксерской организации (WBO) пояснили, что не имеют никакого отношения к любительскому боксу, не управляют им и не регулируют. Ссылки на то, что WBO могла что-то подтвердить по Хелиф, исходили от видео на YouTube-канале организации, где приглашенный в качестве гостя врач обсуждает половую принадлежность алжирской боксерки.
25 октября на мало кому известном франкоязычном ресурсе Le correspondant появляется материал, в котором со ссылкой на медицинскую карту Иман Хелиф говорится, что диагноз спортсменки — дефицит 5-альфа-редуктазы, генетическое нарушение, которое, по утверждениям автора, может встречаться только у биологических мальчиков и «никогда у девочек». У детей с таким нарушением могут присутствовать женские первичные половые признаки и скрытые мужские, именно поэтому их часто определяют при рождении и потом воспитывают как девочек. Маскулинизация может начать проявляться в подростковом возрасте.
Это явление получило широкую известность, например, в Доминиканской республике, когда эндокринолог из Корнеллского университета Джулиана Императо в 1970-х поехала в доминиканскую деревню Лас-Салинас, чтобы изучить сообщения о массовом внезапном превращении девочек в мальчиков в возрасте примерно 12 лет. Таких детей в Доминикане назвали «гуэведосе».
Медицинская карта Иман Хелиф, по словам автора статьи, была добыта из двух больниц — клинике Бисетр в Париже и клинике имени Мохамеда Ламина Дебагина в Алжире. Названы имена эндокринологов, пациенткой которых была Хелиф — это Сумайя Федала и Жак Янг.
В материале даны и другие подробности: что на МРТ таза спортсменки показано отсутствие матки, но есть зачаточные мужские половые признаки, которые визуально не идентифицируются, что гормональное исследование выявило «уровень тестостерона мужского типа 14,7 нмоль/л» и что на Игры Хелиф помог попасть алжирский спортивный чиновник, президент Ассоциации национальных олимпийских комитетов Африки и «большой друг Томаса Баха» Мустафа Берраф.
Никаких подтверждений, что вся эта конфиденциальная информация действительно взята из медицинской карты Иман Хелиф, в материале нет. Есть два неопределенных скриншота на французском языке, на одном из которых говорится про диагноз дефицита 5-альфа-редуктазы, а на втором, что при некоторых формах такого дефицита уровень тестостерона остается нормальным, если диагноз ставится поздно, и что «при позднем выявлении всегда предпочтение отдается женскому полу, так дело обстоит и с Иман, которая полностью идентифицирует себя женщиной», что ей «показана хирургическая коррекция и гормональная терапия, а также постоянное психологическое сопровождение, поскольку у пациентки обнаружены серьезные нервно-психические последствия».
Попала Иман Хелиф и в заключительный предвыборный ролик Дональда Трампа, избранного 6 ноября 2024 года (по московскому времени) 47-м президентом США. В видео, озаглавленном «We Fight» («Мы боремся»), есть слова о том, что в процессе «неправильного поворота» «мужчины могли избивать женщин и выигрывать медали» и показывается короткий клип с Хелиф. Дональд Трамп уже фигурировал в иске Иман Хелиф о кибер-преследовании, о новом иске пока не сообщается. Зато по данным The Times она готовит обращение в суд по поводу публикации Le correspondant. Об этом изданию сообщил неназванный представитель МОК. Сам же Международный олимпийский комитет отказывается комментировать «сообщения СМИ о непроверенных документах, происхождение которых невозможно подтвердить».
Независимо от того, справедливость в отношении какой из сторон в итоге восторжествует, отсутствие четкой позиции по этому вопросу слишком многих людей делает пострадавшими. Начиная с самой Иман Хелиф, продолжающей подвергаться буллингу и хейту, и заканчивая проигравшими соперницами алжирской спортсменки.
Мазок со щеки и доказательная база
Интересно, что как раз в дни описываемых событий представители научного сообщества вступили между собой в заочный спор по насущной проблеме. Еще в августе группа специалистов опубликовала работу в Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports, в которой предложила возобновить гендерные проверки в спорте. «Участие спортсменок с определенным XY DSD в женском спорте вызывает растущую озабоченность. У этих спортсменов наблюдается типичное для мужчин развитие яичек, продуцирующих тестостерон, с вытекающими из этого физиологическими различиями, создающими атлетическое преимущество и риски для безопасности. Даже у спортсменов с XY DSD, которых могли при рождении определить как женщин. Современная технология позволяет проводить процедуру скрининга на «спортивный пол», которая включает простой мазок со щеки для определения половых хромосом. Чтобы сохранить конфиденциальность и достоинство, спортсмены должны проходить проверку на ранней стадии — возможно, когда они впервые регистрируются в женской категории и до того, как окажутся в центре всеобщего внимания. Это позволит предотвратить нежелательное преследование, которое имело место на Играх в Париже. Опрос на Играх-1996 в Атланте показал, что 82% спортсменок поддерживают тестирование на половую принадлежность, и только 6% испытывают дискомфорт», — сообщается в публикации.
В начале ноября в том же медицинском журнале другая группа специалистов публикует ответ, в котором утверждается об отсутствии высококачественных научных данных по поводу преимуществ спортсменов с XY-различиями полового развития (DSD), которых очень много. Поэтому, «не имея достаточной доказательной базы, демонстрирующей преимущества в спортивных результатах, нельзя оправдать тестирования», считают эксперты. Кроме того, предлагаемое тестирование на ранних стадиях, утверждают они, предполагает тестирования несовершеннолетних, а любые манипуляции с тестированием и персональными данными несовершеннолетних в большинстве стран регулируются отдельным законодательством.
Далее группа задается вопросами, кто будет финансировать или создавать «эту всемирную армию экспертов-консультантов» и «как будет управляться разрушение личной идентичности и самооценки молодых спортсменов».
Рано или поздно Международный олимпийский комитет отдаст бразды правления в любительском боксе управляющей федерации, которой придется устанавливать правила. Но новые скандалы и обвинения в нарушении прав той или иной группы женщин будут возникать снова и снова. Вопрос лишь в том, в каком виде спорта это случится в следующий раз.