Кларкономика: как вчерашняя студентка за полгода изменила женский баскетбол
Благодаря Кларк женский баскетбол в Индиане собрал большую аудиторию, чем мужской
Кларк начала менять женский баскетбол еще в NCAA, когда выступала за университет Айовы. Ее присутствие на площадке помогало женскому студенческому баскетболу показывать почти такие же телерейтинги, как и мужскому. Представить эту ситуацию до Кларк было невозможно. Ее сразу же прозвали «новым Майклом Джорданом», а рекламодатели выстроились в очередь.
Неудивительно, что в 2024 году Кларк стала первым номером драфта профессиональной лиги женского баскетбола WNBA, и именно ее выбрала худшая команда двух последних сезонов — «Индиана Фивер» (по правилам, самые слабые команды получают возможность первыми выбирать самых перспективных новичков, что позволяет выравнивать силы команд и делает чемпионат более интересным).
Кларк пришла в лигу в статусе суперзвезды, хотя с финансовой точки зрения ей до этого статуса далеко. По правилам WNBA, за четыре года, что действует контракт новичка, баскетболистка заработает всего $338 000. Для сравнения, первый номер драфта-2023 мужской НБА Виктор Вембаньяма выручит около $55 млн.
Однако в первый же день своей профессиональной карьеры Кларк стала бить рекорды. Ее драфт посмотрело на ESPN 2,45 млн американцев. Это в пять раз больше, чем количество зрителей на драфте-2023 и в четыре раза больше рекорда, который был установлен в 2004 году. После такого «эффект Кларк» даже получил свою страницу в Википедии.
«Индиана» сразу же ощутила влияние баскетболистки: 38 матчей из 40 в регулярке были показаны на общенациональных медиа-платформах, из них 10 — на ABC, ESPN, ESPN2, в сети каналов CBS и на Amazon Prime. Никогда в истории женская баскетбольная команда не пользовалась такой популярностью.
Еще несколько моментов, которые показывают величие дебютного сезона Кейтлин. Они настолько внушительны, что в клубе даже придумали термин «Кларкономика»:
- «Индиана» к августу, за месяц до конца регулярного сезона, увеличила продажи атрибутики на 1193% процента в сравнении с прошлым сезоном;
- продажи на арене 4 раза били предыдущие рекорды;
- общее число проданных билетов на игры с Кларк (включая гостевые встречи) увеличилось на 264%;
- количество пользователей на сайте клуба и скачавших клубное приложение увеличилось в 10 раз;
- посещаемость домашних матчей «Индианы» достигла рекордных 17036 зрителей.
Интересно, что минимальная стоимость билетов на один первый матч Кларк в плей-офф составила $133, хотя билеты на все игры финальной серии плей-офф-2023 можно было приобрести за $131.
Посещаемость же клуба оказалось даже лучшей, чем у пяти команд мужской НБА. И что совсем головокружительно — она выше, чем у местной мужской команды «Индиана Пэйсерс» (16525 зрителей в среднем на матчах сезона-2023/24). Причем по словам представителей «Фивер», на гостевых матчах команды более половины зрителей приходило именно из-за Кларк. Например, чтобы вместить всех желающих «Лас-Вегас» перенес матч со своей небольшой арены вместимостью 12 000 на «T-Mobile Arena» (20 000). И распродал все билеты.
Игры с Кларк показали лучшие рейтинги, чем игры первого номера драфта НБА
Главный показатель влияния Кларк — это ТВ-рейтинги. Гипотетически, посещаемость во всей WNBA можно поднять, просто снизив цены на билеты. Естественно, что в Индианаполисе так не делали. Финансовое влияние будет понятно в следующем году после всех финансовых проверок.
Но вот бродкастеры с лихвой ощутили «Кларкоманию». Начиная с 2008 года ни одна игра WNBA не собирала 1 млн телезрителей. А нынешней регулярке их было 23 (24 — если прибавить еще и трансляцию процедуры драфта), из них 20 приходятся на игры с участием Кларк. Она в одиночку побила рекорд лиги 26-летней давности (в сезоне-1998 отметку в 1 млн зрителей превзошли 15 матчей).
Матчи «Индианы» в среднем смотрело 1,18 млн американцев (без учета игр, транслировавшихся на ограниченном по аудитории NBA TV, средняя аудитория составила 1,59 млн). По данным портала Sport Media Watch, это больше, чем у «Сан-Антонио» в дебютный сезон Вембаньямы (1,01 млн в целом). И лишь четыре баскетбольные команды США смогли показать лучшую ТВ-аудиторию, чем команда Кейтлин: «Лос-Анджелес Лэйкерс» (1,66 млн), «Голден Стэйт» (1,52 млн), «Бостон» (1,34 млн) и «Нью-Йорк» (1,33 млн) — все это самые богатые клубы мужской НБА с многолетними традициями побед и суперзвездами в составе.
В среднем ТВ-рейтинги матчей WNBA составили 657 000 зрителей, что на одном уровне с рейтингами хоккейной НХЛ в прошлом сезоне на сетке каналов ESPN и ABC. При этом нельзя сказать, что лига находилась в кризисе до Кларк. WNBA понимала свою роль и захватила определенную нишу. Ежегодно телерейтинги росли, но у самых популярных матчей они доходили до 700 000 зрителей: лига уперлась в потолок, который Кларк пробила.
Кейтлин побила рекорды для новичков по числу набранных очков и результативных передач. Естественно, она выиграла титул «Новичка года». Но вместе с тем она столкнулась с неприятием со стороны соперниц. Например, в дебютное игре плей-офф соперница из «Коннектикута» попала ей в пальцем в глаз, а болельщики команд-соперниц постоянно провоцировали и оскорбляли баскетболистку. Ей даже пришлось обратиться за помощью к охране. WNBA за нее заступилась, как и эксперты с баскетболистами.
«Я испытываю огромное уважение к Кейтлин Кларк, потому что я точно знаю, что значит быть выбранным на драфте и сразу стать лицом организации, а также находиться под пристальным вниманием множества людей, которые не верят, что ты готов к новому рывку, не верят, что ты готов к главным чемпионатам, считают тебя тут лишним», — сказал форвард «Лейкерс» Леброн Джеймс.
WNBA хотела заключить ТВ-контракт на $100 млн за сезон, но после прихода Кларк получила предложение на $200 млн
К сожалению для «Индианы», команда вылетела в первом раунде, проиграв оба матча «Коннектикуту». Однако второй матч вписал себя в историю: его на ESPN посмотрело 2,5 млн американцев. Это лучший показатель за всю историю WNBA. После вылета Кларк рейтинги упали: так, первый полуфинал между «Нью-Йорком» и «Лас-Вегасом» собрал всего 929 000 зрителей. Но это если сравнивать с показателями нынешнего впечатляющего сезона, хотя вообще-то 929 000 — это рекордные ТВ-рейтинги для полуфинального матча за 22 года. В среднем же 17 матчей плей-офф WNBA до финальной серии посмотрело 970 000 зрителей. Это лучший результат с 1997 года и на 142% больше, чем в прошлом сезоне.
Конечно, рейтинги были бы еще выше, пройди Кларк дальше в плей-офф. Но даже после ее вылета лига показывает выдающиеся результаты. Сам факт присутствия Кларк делает WNBA и женский баскетбол популярнее. Разница в зарплатах между мужчинами и женщинами в баскетболе огромна — это самый глобальный разрыв во всех видах спорта. Однако благодаря Кларк эта разница может стать менее заметной.
В июле WNBA объявила о заключении новой ТВ-сделки с Disney, Amazon Prime and NBC. Она начнет действовать в 2026-м, и за 11-летний срок лига получит $2,2 млрд. В среднем $200 млн за сезон, что более чем в 3 раза выше, чем выплаты по нынешней сделки. А ведь лига до прихода Кларк хотела выйти только на уровень в $100 млн.
Это не уровень НБА, которая смогла заключить ТВ-сделку на $76 млрд. Но все равно через год зарплаты всех баскетболисток должны вырасти. И всего за год Кларк добилась возможно даже большего влияния на свою лигу, чем Джордан на свою.