К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Кларкономика: как вчерашняя студентка за полгода изменила женский баскетбол

Кейтлин Кларк (Фото Jessica  Hill / AP / TASS)
Кейтлин Кларк (Фото Jessica Hill / AP / TASS)
10 октября в США стартовала первая финальная серия сезона среди главных лиг страны — в решающих матчах Женской Национальной Баскетбольной Ассоциации (WNBA) встречаются «Нью-Йорк» и «Миннесота». Но плей-офф-2024 уже стал историческим, показав лучшие ТВ-рейтинги за 25 лет — и все благодаря Кейтлин Кларк, которой в финале не будет. Forbes Sport рассказывает о том, как за полгода она смогла изменить лигу

Благодаря Кларк женский баскетбол в Индиане собрал большую аудиторию, чем мужской

Кларк начала менять женский баскетбол еще в NCAA, когда выступала за университет Айовы. Ее присутствие на площадке помогало женскому студенческому баскетболу показывать почти такие же телерейтинги, как и мужскому. Представить эту ситуацию до Кларк было невозможно. Ее сразу же прозвали «новым Майклом Джорданом», а рекламодатели выстроились в очередь.

Неудивительно, что в 2024 году Кларк стала первым номером драфта профессиональной лиги женского баскетбола  WNBA, и именно ее выбрала худшая команда двух последних сезонов — «Индиана Фивер» (по правилам, самые слабые команды получают возможность первыми выбирать самых перспективных новичков, что позволяет выравнивать силы команд и делает чемпионат более интересным).

Кларк пришла в лигу в статусе суперзвезды, хотя с финансовой точки зрения ей до этого статуса далеко. По правилам WNBA, за четыре года, что действует контракт новичка, баскетболистка заработает всего $338 000. Для сравнения, первый номер драфта-2023 мужской НБА Виктор Вембаньяма выручит около $55 млн.

 

Однако в первый же день своей профессиональной карьеры Кларк стала бить рекорды. Ее драфт посмотрело на ESPN 2,45 млн американцев. Это в пять раз больше, чем количество зрителей на драфте-2023 и в четыре раза больше рекорда, который был установлен в 2004 году. После такого «эффект Кларк» даже получил свою страницу в Википедии.

«Индиана» сразу же ощутила влияние баскетболистки: 38 матчей из 40 в регулярке были показаны на общенациональных медиа-платформах, из них 10 — на ABC, ESPN, ESPN2, в сети каналов CBS и на Amazon Prime. Никогда в истории женская баскетбольная команда не пользовалась такой популярностью.

 

Еще несколько моментов, которые показывают величие дебютного сезона Кейтлин. Они настолько внушительны, что в клубе даже придумали термин «Кларкономика»:

  • «Индиана» к августу, за месяц до конца регулярного сезона, увеличила продажи атрибутики на 1193% процента в сравнении с прошлым сезоном;
  • продажи на арене 4 раза били предыдущие рекорды;
  • общее число проданных билетов на игры с Кларк (включая гостевые встречи) увеличилось на 264%;
  • количество пользователей на сайте клуба и скачавших клубное приложение увеличилось в 10 раз;
  • посещаемость домашних матчей «Индианы» достигла рекордных 17036 зрителей.

Интересно, что минимальная стоимость билетов на один первый матч Кларк в плей-офф составила $133, хотя билеты на все игры финальной серии плей-офф-2023 можно было приобрести за $131.

Посещаемость же клуба оказалось даже лучшей, чем у пяти команд мужской НБА. И что совсем головокружительно — она выше, чем у местной мужской команды «Индиана Пэйсерс» (16525 зрителей в среднем на матчах сезона-2023/24). Причем по словам представителей «Фивер», на гостевых матчах команды более половины зрителей приходило именно из-за Кларк. Например, чтобы вместить всех желающих «Лас-Вегас» перенес матч со своей небольшой арены вместимостью 12 000 на «T-Mobile Arena» (20 000). И распродал все билеты.

 

Игры с Кларк показали лучшие рейтинги, чем игры первого номера драфта НБА

Главный показатель влияния Кларк — это ТВ-рейтинги. Гипотетически, посещаемость во всей WNBA можно поднять, просто снизив цены на билеты. Естественно, что в Индианаполисе так не делали. Финансовое влияние будет понятно в следующем году после всех финансовых проверок.

Но вот бродкастеры с лихвой ощутили «Кларкоманию». Начиная с 2008 года ни одна игра WNBA не собирала 1 млн телезрителей. А нынешней регулярке их было 23 (24 — если прибавить еще и трансляцию процедуры драфта), из них 20 приходятся на игры с участием Кларк. Она в одиночку побила рекорд лиги 26-летней давности (в сезоне-1998 отметку в 1 млн зрителей превзошли 15 матчей). 

Матчи «Индианы» в среднем смотрело 1,18 млн американцев (без учета игр, транслировавшихся на ограниченном по аудитории NBA TV, средняя аудитория составила 1,59 млн). По данным портала Sport Media Watch, это больше, чем у «Сан-Антонио» в дебютный сезон Вембаньямы (1,01 млн в целом). И  лишь четыре баскетбольные команды США смогли показать лучшую ТВ-аудиторию, чем команда Кейтлин: «Лос-Анджелес Лэйкерс» (1,66 млн), «Голден Стэйт» (1,52 млн), «Бостон» (1,34 млн) и «Нью-Йорк» (1,33 млн) — все это самые богатые клубы мужской НБА с многолетними традициями побед и суперзвездами в составе.

В среднем ТВ-рейтинги матчей WNBA составили 657 000 зрителей, что на одном уровне с рейтингами хоккейной НХЛ в прошлом сезоне на сетке каналов ESPN и ABC. При этом нельзя сказать, что лига находилась в кризисе до Кларк. WNBA понимала свою роль и захватила определенную нишу. Ежегодно телерейтинги росли, но у самых популярных матчей они доходили до 700 000 зрителей: лига уперлась в потолок, который Кларк пробила.

Кейтлин побила рекорды для новичков по числу набранных очков и результативных передач. Естественно, она выиграла титул «Новичка года». Но вместе с тем она столкнулась с неприятием со стороны соперниц. Например, в дебютное игре плей-офф соперница из «Коннектикута» попала ей в пальцем в глаз, а болельщики команд-соперниц постоянно провоцировали и оскорбляли баскетболистку. Ей даже пришлось обратиться за помощью к охране. WNBA за нее заступилась, как и эксперты с баскетболистами.

 

«Я испытываю огромное уважение к Кейтлин Кларк, потому что я точно знаю, что значит быть выбранным на драфте и сразу стать лицом организации, а также находиться под пристальным вниманием множества людей, которые не верят, что ты готов к новому рывку, не верят, что ты готов к главным чемпионатам, считают тебя тут лишним», — сказал форвард «Лейкерс» Леброн Джеймс.

WNBA хотела заключить ТВ-контракт на $100 млн за сезон, но после прихода Кларк получила предложение на $200 млн

К сожалению для «Индианы», команда вылетела в первом раунде, проиграв оба матча «Коннектикуту». Однако второй матч вписал себя в историю: его на ESPN посмотрело 2,5 млн американцев. Это лучший показатель за всю историю WNBA. После вылета Кларк рейтинги упали: так, первый полуфинал между «Нью-Йорком» и «Лас-Вегасом» собрал всего 929 000 зрителей. Но это если сравнивать с показателями нынешнего впечатляющего сезона, хотя вообще-то 929 000 — это рекордные ТВ-рейтинги для полуфинального матча за 22 года. В среднем же 17 матчей плей-офф WNBA до финальной серии посмотрело 970 000 зрителей. Это лучший результат с 1997 года и на 142% больше, чем в прошлом сезоне.

Конечно, рейтинги были бы еще выше, пройди Кларк дальше в плей-офф. Но даже после ее вылета лига показывает выдающиеся результаты. Сам факт присутствия Кларк делает WNBA и женский баскетбол популярнее. Разница в зарплатах между мужчинами и женщинами в баскетболе огромна — это самый глобальный разрыв во всех видах спорта. Однако благодаря Кларк эта разница может стать менее заметной.

В июле WNBA объявила о заключении новой ТВ-сделки с Disney, Amazon Prime and NBC. Она начнет действовать в 2026-м, и за 11-летний срок лига получит $2,2 млрд. В среднем $200 млн за сезон, что более чем в 3 раза выше, чем выплаты по нынешней сделки. А ведь лига до прихода Кларк хотела выйти только на уровень в $100 млн.

 

Это не уровень НБА, которая смогла заключить ТВ-сделку на $76 млрд. Но все равно через год зарплаты всех баскетболисток должны вырасти. И всего за год Кларк добилась возможно даже большего влияния на свою лигу, чем Джордан на свою.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+