К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Потолок золотой: как ограничение бюджетов в «Формуле-1» помогло заработать всем

Фото Luca Bruno / AP / TASS
Фото Luca Bruno / AP / TASS
До завершения сезона в чемпионате «Формула-1» осталось шесть гонок, и впервые за много лет победитель до сих пор не предрешен. Зрители гоночной серии наблюдают самый интересный и конкурентный чемпионат за полтора десятилетия. Forbes Sport рассказывает, как организаторам серии удалось разорвать порочный круг и вернуть к ней интерес

Чемпионат мира по кольцевым автогонкам в классе «Формула-1», каким мы его знаем, существует с 1950 года. Сперва в турнире принимали участие лишь несколько крупных производителей автомобилей, а большинство участников представляли частные команды — мелкие конструкторские бюро или просто бизнесменов с деньгами, которые могли купить у производителя болид и выставить его на соревнования. Это было романтичное время, когда чемпионат был не закрытым клубом, а развлечением для множества людей с относительно небольшими бюджетами.

Но все романтичное заканчивается довольно быстро: рекламодатели увидели в «Формуле-1» отличную площадку для продвижения своих брендов, начали расти призовые за победы, в разработку, производство и совершенствование болидов стали вкладываться все большие средства, и независимым гонщикам и командам пришлось покинуть чемпионат, в котором у них не осталось шансов даже на локальные успехи. 

В последние десятилетия «королевские гонки» превратились в элитарный клуб, а гонка вооружений в виде непрерывного роста бюджетов стала постепенно выбивать из него даже самые крупные команды и автоконцерны. К концу прошлого десятилетия команды Mercedes, Ferrari или Red Bull Racing тратили по $450-500 млн ежегодно, пытаясь оставаться конкурентоспособными. Эти расходы стали непосильными для большинства.

 

Команды Marussia /Manor, Campos Meta 1/HRT/Hispania, Caterham — все они приходили в чемпионат с планами закрепиться среди середняков и надеждой бросить вызов лидерам, но быстро обанкротились. Гиганты Toyota и BMW тоже оказались не готовы годами тратить огромные средства, нанимать инженеров, гонщиков, строить или обновлять базы, вкладываться в сверхдорогие симуляторы и средства вычислительной техники. И даже те, кто выжил в чемпионате, столкнулись с тем, что «Формула-1» превратилась в строго иерархическое сообщество. 

Гоночная серия живет циклами в несколько лет, периодически меняя технический регламент, чтобы обнулить преимущество явных лидеров. Но только самые богатые могут позволить себе одновременно поддерживать конкурентоспособность действующего болида и тратить сотни миллионов на разработку нового, и отрыв фаворитов от остальных только возрастал.

 

Все это привело невиданному прежде расслоению результатов и доминированию в конце 2010-х команды Mercedes, которая выиграла семь чемпионатов (и восемь Кубков конструкторов) подряд. Некогда самый популярный гоночный чемпионат мира стала предсказуемой, а ее телерейтинги начали снижаться. В 2017 году владельцем серии стала компания Liberty Media, которая взялась все исправить. 

Новый курс, новые правила

Новые акционеры потратили почти год на тщательное изучение ситуации. Задача, которую предстояло решить, формулировалась довольно просто — необходимо было повысить зрелищность гонок, что должно было привести к росту телерейтингов, стоимости медиаправ и спонсорских пакетов. Добиться этого можно было через сближение результатов команд, создание условий, при которых любой участник Гран-при способен не благодаря везению, но за счет скорости машины и мастерства пилота добиться высоких результатов. 

Решением стало введение потолка бюджетов команд. В первый сезон действия финансовых ограничений (он пришелся на 2021 год), командам разрешалось потратить на участие в чемпионате не более $145 млн за сезон, далее лимит уменьшался до $140 млн в 2022-м и $135 млн в 2023-м. Сумма рассчитывалась исходя из 21 Гран-при за сезон, каждый дополнительный этап позволял увеличить бюджет команды еще на $1,2 млн. Также было предусмотрено повышение потолка бюджетов в случае роста инфляции. По сравнению с прежними расходами топ-команд в $450-500 млн за сезон это стало революцией.  

 

Из потолка бюджетов исключались зарплаты двух пилотов и трех самых высокооплачиваемых топ-менеджеров. Кроме того, появились и ограничения по времени работы в аэротрубе для совершенствования новых версий машины — самой слабой команде чемпионата теперь предоставлялось преимущество, по сравнению с лидерами. 

Дивный новый мир

Разумеется, топ-коллективы начали заранее готовиться к потолку бюджетов, обновляя инфраструктуру, оборудование, пока еще можно было тратить средства без ограничений. Вдобавок, в 2022 году вступал в силу новый технический регламент, на подготовку к которому лидеры смогли использовать гораздо больше ресурсов, чем коллективы победнее. В результате в сезонах 2022 и 2023 гг. в чемпионате все еще доминировала одна команда — Red Bull Racing. 

Однако к 2024 году реформы Liberty Media начали давать плоды — результаты команд заметно уплотнились. Показательны результаты квалификации к Гран-при Канады-2024:

  • первые два пилота показали абсолютно идентичный результат;
  • в топ-5 попал пилот на машине, которая до недавнего времени считалась аутсайдером;
  • гонщики Ferrari из-за допущенных ошибок на быстрых кругах не попали даже в топ-10;
  • разница между победителем квалификации и пилотом на 15-м месте составила менее секунды.

Еще пару лет назад такая плотность и непредсказуемость результатов была невозможна, а в нынешнем сезоне она стала нормой. Портал racingnews365 приводит комментарий руководителя Red Bull Racing Кристиана Хорнера:

«После введения потолка бюджетов в «Формуле-1» произошли больше изменения. Это новая культура, настоящий вызов – как вам правильно использовать ограниченное количество ресурсов? Раньше гонка разработки болидов была похожа на спринт: нужно было как можно быстрее разработать болид с имевшимся у вас бюджетом. Теперь же часто возникает вопрос, как и когда вы будете использовать свои ресурсы. Существует множество переменных, которые могут существенно повлиять на работу над развитием болида – аварии, какие-то повреждения машины. Так что действительно интересно, как ситуация будет развиваться на протяжении этого сезона».

 

Еще один результат введения потолка бюджетов — лидерство в Кубке Конструкторов нынешнего сезона команды McLaren, которая в прошлом году заняла четвертое место, набрав очков в два с лишним раза меньше победителя.  Год назад у McLaren не было ни одной победы, а теперь за две гонки до финиша на счету пилотов британской конюшни три выигранных Гран-при и 11 попаданий на подиумы. Оказалось, что при сопоставимых бюджетах команд, развитой инфраструктуре, талантливых инженерах и качественной работе гоночной академии, можно не просто прозябать в середине турнирной таблицы, но и бросать вызов признанным фаворитам.

Сезон 2024 года вообще стал одним из самых конкурентных за все время проведения соревнований. Впервые в истории гонки за один сезон выигрывали сразу семь пилотов, а пятеро из них побеждали минимум в двух Гран-при в течение одного года. За шесть этапов до конца чемпионата в личном зачете сразу четверо пилотов претендуют на чемпионский титул, а в Кубке Конструкторов за победу борются три команды.

Будущее, которого хотели

В сочетании с грамотной маркетинговой политикой Liberty Media, которая успешно завоевывает североамериканский рынок благодаря сотрудничеству с Netflix и увеличению числа этапов на континенте (теперь там проходит сразу пять Гран-при за сезон — в Канаде, Мексике, Лас-Вегасе, Майами и в Техасе), рост зрелищности гонок привел к заметному повышению привлекательности «Формулы-1.» 

Количество уникальных пользователей на платформе «Ф-1» увеличилось на 63% по сравнению с 2020 годом, число посетителей Гран-при выросло на 36% по сравнению с 2019 годом. Трансляции «Формулы-1» теперь смотрят в 200 странах мира, а аудитория каждой гонки составляет порядка 500 миллионов человек.

 

Всего за три последних сезона годовая выручка гоночной серии увеличилась с $1,1 млрд до $2,5 млрд. Если в 2020 году убытки составили $600 млн, то по итогам 2023 года была зафиксирована прибыль в $563 млн.

И теперь уже никто не сообщает о банкротстве и планах покинуть чемпионат. Напротив, за место в серии разворачивается настоящая борьба. С 2026 года в серию приходит концерн Audi, выкупивший «Заубер», и намеревается за три года выйти на уровень, позволяющий выигрывать гонки.  Liberty Media получила еще несколько заявок на право заявить новые команды, однако компания планирует тщательно изучить возможные последствия расширения чемпионата: как заявил генеральный директор серии Стефано Доменикали, «десяти команд более чем достаточно для шоу, бизнеса и внимания к происходящему на трассе». И если расширение все же случится, потенциальным новичкам придется пройти сито жесткого отбора: стабильность и популярность нынешней «Формулы-1» были достигнуты немалыми усилиями, и рисковать ими никто не желает.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+