Disney плюс: Боб Айгер купил клуб, теперь все ожидают притока денег в женский футбол
В сентябре 2024 года 73-летний Айгер и его жена Уиллоу Бэй закрыли сделку по приобретению контрольного пакета акций клуба Национальной женской футбольной лиги (NWSL) «Эйнджел Сити» стоимостью $250 млн. Бэй, декан Школы коммуникации и журналистики Анненберга при Университете Южной Калифорнии (The USC Annenberg School for Communication and Journalism), возглавит совет директоров клуба, базирующегося в Лос-Анджелесе, и будет представлять клуб на собраниях NWSL в качестве управляющего. Однако, по словам инсайдеров, несмотря на недавнее завершение сделки, влияние Айвера неоценимо.
Стоимость сделки станет новым ориентиром для всего женского спорта. Сумма, за которую приобретен «Эйнджел Сити» более чем в два раза превышает цену предыдущего рекордсмена по величине продажи за всю 12-летнюю историю NWSL — в начале этого года клуб «Сан-Диего Уэйв» был приобретен за $113 млн. Тем не менее сделка с Айгером дарит надежду на то, что вскоре лигу может ожидать приток новых инвестиций.
«Эта сделка — еще один шаг в сторону признания этого клуба, этой лиги, этого спорта, — считает Эдвин Дроан, партнер спортивного инвестиционного банка Park Lane. — Я думаю, что других инвесторов заинтересует этот случай, и они скажут: «Боб Айгер приобрел клуб, а он опытный инвестор. Нужно присмотреться к NWSL». Кроме того, я считаю, что мы уже можем наблюдать растущий интерес как среди индивидуальных инвесторов, так и среди компаний».
Новые инвесторы значительно повысили престиж NWSL и увеличили ее ресурсы. Первым инвестором, привлекшим внимание к лиге, стала Мишель Канг, основательница компании Cognosante, специализирующейся на технологиях в области здравоохранения, которая позднее была продана Accenture Federal Services. В 2022 году Канг приобрела футбольный клуб «Вашингтон Спирит» за $35 млн. Годом позже Лора Рикеттс, дочь миллиардера и владельца бейсбольного клуба «Чикаго Кабс» Джона «Джо» Рикеттса, возглавила группу, приобретшую «Чикаго Ред Старз» за $60 млн; Каролин Тиш-Блоджетт, состояние семьи которой оценивается в $10,1 млрд, вошла в группу владельцев «Нью-Джерси/Нью-Йорк Готэм»; а инвестиционная фирма Sixth Street, под управлением которой находятся активы объемом около $80 млрд, оплатила большую часть расходов ($53 млн) на формирование футбольного клуба «Бэй» (Bay FC), базирующегося в Сан-Хосе, в рамках расширения NWSL. В 2024 году миллиардеры Дэвид Блитцер и Райан Смит вернули в лигу клуб «Юта Роялс», который был расформирован четырьмя годами ранее. Согласно сообщениям Sportico, миллиардер Марк Ласри в скором времени заключит сделку по приобретению контрольного пакета акций клуба «Норт Каролина Кураж» за $108 млн.
Игра на повышение
С появлением новых инвесторов в NWSL стоимость клубов лиги продолжает стремительно расти.
«У влиятельных людей все сводится к имиджу, — считает Сэм Ярдли, руководитель международного агентства спортивного маркетинга Two Circles. — Владение клубом NWSL теперь можно сравнить с покупкой собственной яхты, хотя в прошлом было равносильно приобретению обычной лодки. Новых инвесторов будет привлекать возможность вступить в так называемый «яхт-клуб», в котором состоят Боб Айгер и его семья».
Репутация Айгера обусловлена его особым положением. Компания Disney, которой принадлежат телеканалы ABC и ESPN, является ведущим игроком в индустрии спортивных трансляций, обладая неисключительными правами на показ матчей НФЛ, НБА, Главной лиги бейсбола (MLB) и НХЛ, а также NWSL. Инвестиции со стороны гендиректора компании выглядят как вотум доверия, подтверждающий, что стоимость медиаправ на трансляцию матчей NWSL будет только расти в будущем, а сам Айгер выступает в роли эксперта в медиабизнесе, к которому лига может обратиться в последующих раундах переговоров.
Айгер и представители клуба «Эйнджел Сити» не ответили на просьбу о комментарии для этой публикации.
Традиционно сделки, касающиеся продажи медиаправ, являются наиболее прибыльным источником доходов для крупнейших спортивных лиг США. Продажа прав на трансляцию матчей НФЛ принесет лиге примерно $125,5 млрд до 2033 года, а НБА недавно согласовала пакет сделок, по которым в течение 11 лет в совокупности будет выплачено $76 млрд.
В ноябре прошлого года NWSL стала обладательницей собственного знакового медиапакета, объявив о заключении сделок с ESPN, CBS Sports, Amazon Prime Video и Scripps Sports, которые в совокупности принесут $240 млн в течение четырех лет. На тот момент это была рекордная сумма для женской спортивной лиги, однако в июле 2024 года ее превзошла новая сделка с НБА, которая, согласно сообщениям, в рамках соглашения принесет Женской национальной баскетбольной ассоциации (WNBA) $2,2 млрд в течение 11 лет (хотя сравнивать контракты женских футбольной и баскетбольной лиг не вполне корректно, поскольку права на WNBA продавались в пакете с правами на мужскую НБА). По имеющимся данным, предыдущий контракт NWSL приносил лишь $1,5 млн за сезон — убыточное соглашение, учитывая, что лига сама оплачивала производственные расходы.
Права имеют
Несмотря на новые успешные сделки NWSL, мужские лиги сохраняют астрономический разрыв в размере гонораров за продажу медиаправ — MLS заключила соглашение с Apple, которое принесет лиге минимум $2,5 млрд в течение 10 лет. Однако у NWSL есть уникальное преимущество — срок контрактов.
«Очень важно помнить тот факт, что сделка рассчитана на четыре года, — объясняет один из инсайдеров. — Мне кажется, что многие инвесторы смогут посмотреть на покупку клуба под другим углом: если они приобретут клуб сейчас, то получат еще одно продление медиаправ менее чем через пять лет, а затем, если они продолжат заключать краткосрочные контракты, то в скором времени значительно увеличат доход».
Прогнозы на следующий цикл продления медиаправ уже выглядят оптимистично. В 2024 году зрительская аудитория взлетела до более чем семи миллионов человек в первой половине сезона — на 95% больше, чем за тот же период в предыдущем году. Стартовый матч «Портленд Торнс» против «Канзас-Сити Каррент» посмотрели практически 600 000 телезрителей на канале ABC, а в июне клуб собрал вторую по величине аудиторию на платформе CBS за всю историю лиги: 553 000 зрителей наблюдали за матчем против «ОЛ Рейн».
По мнению Ярдли, руководителя компании Two Circles, помимо размера аудитории NWSL также обладает «более ценной потребительской группой», чем мужской спорт: фанаты женского спорта более молоды и демонстрируют большую поддержку клубам, а также относятся к разнообразным этническим и социальным группам. Более того, NWSL предлагает большое количество игр (182 матча регулярного чемпионата) по гораздо более низкой стоимости. За последние несколько лет женский спорт в целом пережил беспрецедентный рост интереса и инвестиций: женский баскетбольный турнир Национальной ассоциации студенческого спорта (NCAA) может похвастаться новым контрактом о предоставлении медиаправ ($65 млн в год), а компания Deloitte прогнозирует, что совокупный доход женского профессионального спорта в этом году достигнет $1,28 млрд — более чем в три раза больше, чем в 2021 году.
Согласно предположениям Ярдли, NWSL будет стремиться к двузначному росту в рамках следующего соглашения о предоставлении медиаправ, стоимость которого, по его мнению, «может достигнуть более $100 млн» в год, а возможность заключения контракта с международным медиа-партнером только увеличит эту сумму.
«Я считаю, что предоставление медиаправ — самый прибыльный источник дохода лиги. С учетом роста стоимости последних соглашений, именно в этой сфере виден огромный потенциал, — говорит Ярдли. — Именно поэтому [Айгер], который может участвовать в будущих переговорах или, по крайней мере, объяснить ценность лиги потенциальным медиа-партнерам, играет огромную роль в будущем NWSL».
Перевод Ксении Лычагиной