К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ненужный кубок: почему ФИФА не может выгодно продать права на клубный чемпионат мира

Фото Markus Ulmer / Reuters
Фото Markus Ulmer / Reuters
В 2025 году в США на стадионах будущего Кубка мира по футболу должен пройти первый клубный чемпионат мира, Международная федерация футбола (ФИФА) возлагала на турнир большие надежды, рассчитывая заработать на нем миллиарды. Однако до сих пор федерации так и не удалось заключить выгодный контракт на трансляции клубного чемпионата мира и договориться с потенциальными спонсорами. Forbes Sport рассказывает подробности

Переговоры с Apple TV+ сорвались, у спонсоров возникли вопросы

В апреле 2024 года The New York Times сообщила о том, что переговоры между ФИФА и американским стриминговым сервисом Apple TV+ о покупке прав на трансляцию поединков новообразованного турнира — клубного чемпионата мира — перешли в «продвинутую стадию». По словам источников издания, обсуждался многолетний контракт на $1 млрд. Для Apple это соглашение должно было стать очередным шагом к масштабному выходу на спортивный рынок после подписания в 2022 году 10-летней сделки стоимостью $2,5 млрд на показ матчей Главной лиги футбола (МЛС). 

В последние годы стриминговые сервисы, стремясь привлечь больше подписчиков, все больше интересуются прямыми трансляциями спортивных состязаний. В прошлом сезоне Peacock транслировал игру плей-офф Национальной футбольной лиги (НФЛ), а Amazon Prime с 2022 года показывает игры НФЛ по четвергам вечером. У Apple также есть сделка на трансляцию игр Главной лиги бейсбола (МЛБ). Netflix больше фокусируется на спортивных документальных фильмах, хотя недавно платформа перешла на прямые трансляции «сопутствующих спорту программ», включая многомиллиардную сделку на флагманское еженедельное рестлинг-шоу World Wrestling Entertainment «Raw».

Однако в июне 2024 года стало известно, что переговоры международной футбольной федерации и американского медиа-гиганта так и не принесли результата. По данным Bloomberg, ФИФА не устроила цена вопроса — организация рассчитывала заключить сделку не менее, чем на $4 млрд. «ФИФА полностью уверена в коммерческом и спортивном успехе турнира, — подчеркивал его уникальность президент ФИФА Джанни Инфантино. — Мы ведем регулярный и продуктивный диалог с ключевыми контрагентами, включая потенциальные площадки, медиа- и коммерческих партнеров, и, конечно, сами клубы».

 

Расхождения в оценке суммы контракта оказались не единственной причиной срыва переговоров. Потенциальный переход эксклюзивных прав на показ клубного чемпионата мира к Apple TV+ мог стать проблемой для потенциальных спонсоров, которые предпочитают, чтобы турнир демонстрировался в бесплатных сетях, а не только по подписке стримера. Кроме того, клубный ЧМ, несмотря на относительно скорое проведение, все еще остается малопонятным продуктом с размытыми перспективами.

Пока что известно, что 12 команд на турнир делегирует Европа, шесть будут представлять Южную Америку, по четыре — Африку, Северную Америку и Азию, еще по одной путевке получат Океания и страна-организатор. Однако потенциальным покупателям мало знать «химический состав» продукта, их интересует, в каких городах и на стадионах он будет проводиться (кроме того, что турнир пройдет в США, пока ничего неизвестно), на каких глобальных площадках его увидит зритель и тд. Флагманские спонсоры ФИФА также выразили недоумение позицией Инфантино,  который потребовал дополнительной платы за присутствие на КЧМ, хотя при подписании контрактов у них стоял пункт «все турниры ФИФА». Как сообщает SportsPro Media, Инфантино неожиданно для партнеров объявил, что клубный чемпионат мира продается отдельным пакетом, поскольку турнира не существовало в момент подписания прошлых контрактов.

 

ФИФА объявила тендер на телеправа, Инфантино не остановил даже неудачный пример Франции

Убежденный в будущем успехе нового продукта президент ФИФА решил, что лучшим решением в попытках получить нужную цену за права на КЧМ будет тендер среди крупнейших телекомпаний. В середине июля текущего года ФИФА объявила торги на реализацию медиаправ для стран Америки, Азии, Ближнего Востока и Северной Африки в 2025 и 2029 годах. Месяц спустя такой же тендер футбольный орган инициировал в Европе и странах Африки (к югу от Сахары). Руководство ФИФА не насторожил недавний неудачный опыт с тендером одного из европейских национальных чемпионатов, входящих в ТОП-5.  

Напомним, что еще в 2020 году руководство чемпионата Франции (Лига 1) с гордостью объявляло о заключении четырехлетнего контракта с испанским телеканалом Mediapro и французским Canal+ на общую сумму €3,3 млрд. Однако спустя всего несколько месяцев после старта нового сезона Mediapro заявил о финансовых проблемах и разорвал соглашение, что сильно ударило по клубам Лиги 1. В итоге в 2023 году французы решили провести тендер на продажу нового цикла телевизионных прав (2024 – 2029), пригласив к участию Canal+, beIN Sports, DAZN, а также два американских стриминговых сервиса — Apple TV+ и Amazon Prime, сообщил RMC Sport.

Тендер полностью провалился: торги со стартовой ценой €800 млн за сезон были открыты до 16 октября 2023 года, но Canal+ отказался в них участвовать. И в итоге ни один из лотов (€530 млн за сезон за первый и €270 млн за второй) так и не нашел своего покупателя.  Без соглашения турнир все же не остался, но вместо искомого €1 млрд (или хотя бы €800 млн) в год за телевизионные права удалось добиться лишь половины от этой суммы благодаря соглашениям со стриминговым сервисом DAZN и катарским холдингом beIN Sports, констатировал L'Équipe.

 

Похоже, что теперь французский сценарий с провальным тендером повторяется уже у ФИФА. 20 сентября 2024 года Джанни Инфантино организовал экстренный брифинг с руководителями ведущих мировых медиа-империй, пытаясь убедить их сделать предложения, которые бы удовлетворили аппетиты ФИФА. О результатах переговоров не сообщается, как нет информации и о том, проявил ли хоть кто-то из крупнейших вещателей предметный интерес к предложению ФИФА. При этом, по сведениям The Athletic, сильнейшие клубы Европы уже заложили в свои бюджеты доход от участия в турнире в размере более $50 млн, и если ФИФА не сможет выполнить такие обязательства, то новый турнир рискует остаться без самых ценных участников. 

Футболисты не готовы играть по 80 матчей за сезон и уже подали в суд на ФИФА

Помимо проблем с телевизионным контрактом, организация Инфантино также испытывает существенное давление от футбольных профсоюзов, обеспокоенных тем, что из-за появления клубного чемпионата мира количество матчей в сезоне у игроков ведущих клубов еще больше вырастет. Летом 2024 года Международная федерация ассоциаций профессиональных футболистов (FIFPro) подала в суд на ФИФА — ее членов также не устраивает порядок создания календаря матчей национальных сборных команд.

FIFPro считает, что решения ФИФА нарушают права игроков и трудовое законодательство Европейского союза и подала иск в Брюссельский торговый суд. Организацию поддержали Английская ассоциация профессиональных футболистов (PFA), итальянский профсоюз игроков (AIC) и их французские коллеги из Union Nationale des Footballeurs Professionnels. FIFPro еще в 2021 году предупредила, что футболисты, сыгравшие более 55 игр за сезон, рискуют получить больше травм, повышенный стресс и плохие результаты в долгосрочной перспективе. В этом контексте неудивительны жалобы более 50% участников ЧМ-2022 на сильную или повышенную физическую усталость по сравнению с тем, как они обычно себя чувствовали.

«Я думаю, все идет к забастовке – таково общее мнение игроков. Если все так и останется, у нас не будет другого выбора. Именно мы страдаем от перегруженного календаря. По своему опыту могу сказать, что футболист может показывать максимум только если проводит не более 40-50 матчей за сезон. После этого порога уровень падает, потому что поддерживать форму становится невозможно. В этом сезоне мы, возможно, проведем до 70 матчей, а может, и до 80. Это уже чересчур», — возмущается полузащитник «Манчестер Сити» Родри.

С испанцем солидарны множество его коллег: против футбола в режиме нон-стоп выступили вратарь «Реала» Тибо Куртуа, защитник «Барселоны» Жюль Кунде и многие другие игроки. «Если что-то изменится, то только при участии игроков. Они единственные способны поменять нынешнее положение дел. Футбольный бизнес может существовать без менеджеров, спортивных директоров, СМИ и владельцев, но без игроков вы не сможете играть», — цитирует Goal тренера «Сити» Хосепа Гвардиолу.

 

Тем не менее, глава ФИФА продолжает искать способы повышения доходов организации с помощью создания новых турниров или реформирования старых. В 2022 году он уже выдвигал идею проводить чемпионат мира по футболу не раз в четыре года (как это происходит сейчас), а каждые два года. Тогда этот план вызвал жесткое противодействие со стороны европейской (УЕФА) и южноамериканской (КОНМЕБОЛ) федераций, которые в таком случае понесли бы огромные потери из-за снижения интереса к чемпионатам Европы и Копа Америка. После этого Инфантино предложил новый план: ввести трехлетний цикл, при котором в первый год проходил бы чемпионат мира среди сборных, во второй — континентальные чемпионаты, а в третий — чемпионат мира среди клубов. УЕФА и КОНМЕБОЛ по-прежнему против, поскольку опасаются, такое количество крупных турниров обесценит каждый из них, но Инфантино от своей инициативы еще не отказался.

Решение о глобальной реформе временно отложено, поскольку международный футбольный календарь до 2030 года уже сверстан и подтвержден контрактами с вещателями и спонсорами. Ожидается, что новый раунд споров вокруг проведения крупных турниров начнется уже после чемпионата мира 2026 года в Северной Америке. И президенту ФИФА необходимы сильные аргументы, подтверждающие его способность привлекать деньги для организации. Провал продажи прав на клубный чемпионат мира может все испортить.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+