«Абсолютно никчемные»: как чиновники в России обсуждали Олимпиаду в Париже
Олимпиада в Париже на какое-то время стала самым обсуждаемым событием в России. Сначала публичная дискуссия была посвящена тому, что в Париж летом 2024 года поедут всего 15 россиян, получивших нейтральный статус. Потом состоялось широкое обсуждение церемонии открытия, которую в России не транслировал ни один телеканал, но видели все.
Сразу же после окончания Игр постоянные спикеры государственных медиа также выставили оценки главному турниру четырехлетия. Четырехкратный олимпийский чемпион по биатлону Александр Тихонов считает, что «хуже французов Олимпийские игры могут провести только американцы», депутат Госдумы Дмитрий Свищев отметил, что «и для спортсменов, и для болельщиков, и для самого Международного олимпийского комитета (МОК) это одни из самых худших Игр в истории». Заместитель генерального директора холдинга «Газпром-Медиа» Тина Канделаки сравнила Олимпиаду «в западном исполнении — со старой клячей, которую давно пора пристрелить», а официальный представитель МИД РФ Мария Захарова уточнила, что «хуже открытия Олимпийских игр в Париже могло быть только их закрытие, и Франция этот шанс не упустила».
По случаю завершения Игр-2024 в Москве состоялся даже брифинг под названием «Политические итоги XXXIII летних Олимпийских игр», на котором выступили член комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ Андрей Климов, а также депутат Госдумы и олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова.
«Выделю три важных аспекта. Олимпиада в Париже была нагло использована западными неолиберал-глобалистами в качестве своеобразного парада их как бы победы над человечеством и его традиционными ценностями. Целый ряд событий напоминал затянувшийся гей-парад и вызвал у многих в мире ощущение сатанинского шабаша. Второе: ОИ в Париже напомнили о тяжком наследии колониализма, в том числе французского. А также о появлении нового колониализма — в сфере спорта. Третье: именно парижская олимпиада стала триумфом многолетней русофобской политики — триумфом, понятно, в кавычках — в сфере мирового спорта со стороны натовцев. Антироссийские движения в спортивной среде начались нашими давними оппонентами — странами так называемого коллективного Запада — далеко не вчера и задолго до начала СВО», — сформулировал свое отношение к Олимпийским играм сенатор Климов.
Журова была также критична в своей оценке Игр-2024, отметив, что «очень рада, что многие наши спортсмены отказались ехать в Париж». А еще жестко прошлась по тем российским атлетам, которые все же приехали в Париж:
«Я не считаю, что там были наши спортсмены. МОК дал им такой статус, что они были там никем. Нейтральные индивидуальные спортсмены — значит никто… Я не могу назвать их предателями, но и спортсменами России тоже не назову».
«Наши спортсмены очень сильны»
В Париже единственную медаль среди 15 допущенных российских атлетов, добыли теннисистки Мирра Андреева и Диана Шнайдер, взявшие серебро в женском парном турнире. Выступление девушек не осталось незамеченным, и порадовало даже тех, кто без явного оптимизма комментировал выступление наших теннисистов в Олимпиаде. Правда, Олимпийский комитет России демонстративно проигнорировал успех российских теннисисток — в официальном телеграм-канале ОКР во время теннисного турнира рассказывалось об олимпийцах, участвовавших в прошлых Играх, а об Андреевой и Шнайдер не упоминалось вовсе.
Другие чиновники за выступлениями россиян следили и комментировали. Но часто — не в самых дипломатичных выражениях. Так выступление единственной отечественной каноистки Олеси Романенко в Париже-2024, которая не смогла выйти в полуфинал соревнований каноэ-одиночек на дистанции 200 метров, глава Всероссийской федерации гребли Евгений Архипов на байдарках и каноэ (ВФГБК) жестко раскритиковал:
«Абсолютно никчемная спортсменка. Как она туда попала — непонятно, но это уровень нашего женского каноэ. Может, если бы у нас не было тяжелой истории отбора, поехала бы другая спортсменка. Ромасенко надо уже заканчивать с большим спортом и переходить в туризм».
За Ромасенко тут же заступились спортсмены и директор ЦСП (Центр спортивной подготовки — Forbes Sport) Георгий Брюсов: «В условиях жесточайшего давления на наших спортсменов со стороны международных федерации считаю совершенно неприемлемым подвергать их необоснованной травле дома и давать такие комментарии». Но сообщений о том, что Архипов извинился перед спортсменкой или изменил свое мнение, в публичном пространстве не появлялось.
Впрочем, есть и примеры, когда российские чиновники поздравляют с выступлением на Олимпиаде атлетов. Причем, не только тех, кто поехал соревноваться в нейтральном статусе, но и тех, кто сменил спортивное гражданство, чтобы попасть на Олимпиаду.
Так глава Якутии Айсен Николаев поблагодарил Сардану Трофимову, представляющую сборную Кыргызстана с 2022 года, за 14-е место в женском марафоне, а глава Дагестана Сергей Меликов поздравил уроженцев региона (шесть борцов стали призерами под другими флагами) с медалями Игр.
А некоторые функционеры пусть и не стали поздравлять уехавших, но заявили, что те все равно представляли Россию, а их медали повысили авторитет российского спорта.
Самым неожиданным выступлением такого рода стало заявление главы Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирины Винер. Напомним, что перед началом Олимпийских игр в Париже Винер назвала российских спортсменов, которые получили право участвовать в ней, «командой бомжей без флага, гимна, болельщиков», Однако после завершения олимпийского турнира по художественной гимнастике, где личное многоборье выиграла уроженка Барнаула Дарья Варфоломеев, выступающая за Германию, а в командном турнире сильнейшей стала сборная Китая, которую тренирует россиянка Анастасия Близнюк, Ирина Винер свое мнение изменила и заявила, что «Россия показала, что даже не будучи допущенной на Олимпиаду, является сильнейшей в художественной гимнастике». За вклад в победу китайских гимнасток Винер даже получила письмо с благодарностью от председателя китайской части Совета по здоровому образу жизни российско-китайского комитета дружбы, мира и развития Лян Юйши.
Награды как у чемпионов
Не обошлось во время парижской Олимпиады и со сравнениями: результаты на Играх часто сопоставляли с выступлениями россиян, которых в Париж не пустили или же они сами отказались. Глава Всероссийской федерации плавания (ВФП) Владимир Сальников, например, придумал объявлять пловчиху Евгению Чикунову, — проплывшую 100 и 200 м брассом быстрее победительниц Олимпиады Татьяны Смит и Кейт Дугласс — «двукратной победительницей чемпионок Игр-2024». Сама Чикунова от такой неожиданной инициативы максимально отстранилась:
«Я тот человек, для которого всегда в приоритете только секунды. Из всех моих достижений главное — официальный рекорд мира, и прежде всего моя цель — совершенствоваться в результате. Это моя главная цель и это все, о чем я думаю, когда выхожу на старт».
Президент Международной федерации бокса Умар Кремлев предложил другое поощрение для атлетов из России, не попавших в Париж. И касается оно, как ни странно, ни бокса, где ни один наш атлет не был представлен на Олимпиаде-2024, а легкой атлетики:
«Хочется поддержать наших спортсменов. Легкую атлетику пытаются исключить, не допускать. К нам пришла идея развиваться совместно. Мы связаны с легкой атлетикой, проводим «боксзабеги». Будет в Екатеринбурге чемпионат России. Если легкоатлеты покажут результаты, как на Олимпиаде, мы выплатим им, как олимпийским чемпионам. Поддержим наших спортсменов! У 44 спортсменов есть возможность получить награду как у олимпийских чемпионов», — заявил Кремлев.
Есть среди всех комментирующих итоги Олимпиады и те, кто считает большой потерей для нашего спорта отстуствие на Играх-2024. Так трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию, а ныне депутат Госдумы, Ирина Роднина считает, что у наших спортсменов из-за пропуска Игр могут быть «потеряны ориентиры и методики»: «Олимпиада — это еще и обмен информацией. Там можно увидеть, куда развивается вид спорта, какие тенденции есть и какие правила меняются».
Журналист Дмитрий Губерниев — один из немногих, кто остался доволен Олимпиадой в Париже — отметил, что «эти Игры лишний раз доказывают, что миру и без нас неплохо»:
«И, если мы хотим продолжать оставаться частью большой олимпийской семьи, нужно предпринимать огромные усилия для того, чтобы по-прежнему быть великой спортивной державой. Мы будем терять позиции, мы их уже теряем в самых разных видах спорта. Нужно продолжать проводить соревнования, новые, старые, приглашать гостей, развивать институт сборных и, конечно же, делать все, чтобы вернуться и продолжать быть частью олимпийской экосистемы».