К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Футбол в Париже проиграл регби: французы не хотят смотреть турнир без звезд

Матч Марокко и Испания (Фото Alex Livesey / Getty Images)
Матч Марокко и Испания (Фото Alex Livesey / Getty Images)
Еще до закрытия Олимпийских игр в Париже стало понятно, что Игры 2024 года оправдали надежды организаторов. Бродкастеры из многих стран собирают лучшие рейтинги за годы, МОК готовится получить рекордные деньги от спонсоров, а оргкомитет – от зрителей. Ожидается, что парижские Игры побьют рекорд Атланты по общей посещаемости. Правда, есть один вид спорта, который обделен вниманием – футбол. Forbes Sport рассказывает о проблемах футбольного турнира

Турнир, который никому не нужен

Формат присутствия футбола на Олимпиаде обсуждается уже не первое десятилетие. Главная проблема связана с его статусом: если на прочие турниры приезжают сильнейшие (особенно после того, как НХЛ и НБА стали отпускать на Игры своих звезд), то вот футболисты ограничены правилами ФИФА. На Играх выступают сборные, составленные из футболистов в возрасте до 23 лет, которых можно усилить только тремя игроками старше.

В итоге, если для подавляющего большинства атлетов олимпийское золото является вершиной карьеры, то для футболистов Игры — не особо значимый турнир. Главным, безусловно, остается чемпионат мира. А ведь именно Олимпиада сподвигла ФИФА на создание чемпионатов мира.

На заре существования Олимпийских игр футбол был самым прибыльным видом спорта для оргкомитетов, а первые два турнира, организованные Международной федерацией футбола (ФИФА) официально признаются ФИФА «чемпионатами мира среди любительских сборных». 

 

Однако с самого начала главной проблемой для организаторов стала необходимость придерживаться правил Олимпийской хартии, запрещавшей участвовать в Играх профессиональным спортсменам. Сильнейшие футболисты планеты уже играли в европейских и южноамериканских лигах, а без их участия турнир не мог считаться по-настоящему представительным. Поэтому ФИФА создала свой чемпионат мира, и сразу пошла на конфронтацию с МОК: в 1932 году футбол покинул Олимпиады, но вернулся через четыре года по просьбе Германии: оргкомитет Берлина-1936 очень хотел заработать на зрителях.

С тех пор футбольный турнир остается в программе Олимпиад, но его статус оставался неопределенным. Особенно во второй половине прошлого века, когда страны советского блока, игроки которых официально считались любителями, могли присылать на Игры свои сборные в сильнейших составах, а остальные — студентов. И когда МОК начал все же менять свои правила, чтобы допустить на Игры профессионалов, было уже поздно: футбольные чемпионаты мира обрели статус и превратили ФИФА в богатейшую организацию, которая сама могла диктовать условия Международному олимпийскому комитету.

 

Матчи футбола на Олимпиаде не собрали аншлаги

В результате ни один мужской футбольный турнир на Олимпиадах не был турниром сильнейших. Париж-2024 не стал исключением. Ради расширения представительства разных континентов отбор на Игры был организован так, что в финальном турнире принимают участие всего четыре европейские сборные (Франция, Испания, Украина и Израиль), и для многих сильнейших сборных не хватило места. Кроме того, большинство популярных сборных и игроков в июне и июле были заняты на чемпионате Европы и Копа Америка, а ведущие клубы отказались отпускать своих главных звезд на Игры перед стартом сезона, который начинается уже в середине августа — так команда Франции лишилась Киллиана Мбаппе, которому мадридский «Реал» не позволил принять участие в домашней Олимпиаде.

Все это негативно сказалось на интересе зрителей. Средняя посещаемость мужского турнира перед матчами за золото и бронзу составила 25 010 зрителей. Некоторые матчи показывали просто ужасные цифры: игру между Гвинеей и Новой Зеландией посетило всего 4 900 человек в Ницце. Ни одна встреча не прошла при аншлагах, даже матчи сборной Франции.

Лучшая посещаемость была зафиксирована на полуфинале между Марокко и Испанией — 59882 зрителя в Марселе. И это все равно менее 90% от вместимости «Велодрома». А посещаемость женского турнира еще меньше — в среднем 13 824 человек перед полуфинальными матчами.

 

Можно было бы сослаться, что проблема в ценах на билеты или малоинтересном формате соревнований. Но все равно это крайне скромные цифры для Франции. Особенно в сравнении с еще одним национальным видом спорта, где также нет сильнейших — регби.

Парижская Олимпиада может переписать историю регби

Регби впервые попал на Олимпиаду еще на заре существования игр — в 1900-м. И этому очень способствовал Пьер де Кубертен, который обожал этот вид спорта: барон, основавший МОК и современные Олимпийские игры, стоял также у истоков французского регби.

Однако успеха не случилось. Более того, как только де Кубертен ушел из МОК, регби сразу же был исключен из олимпийской программы. Одна из главных причин – крайне негативный образ вида спорта. На Олимпиаде-1924, которая также прошла в Париже, случился грандиозный по тем временам скандал. Финал между Францией и США проходил в крайне агрессивной обстановке. На стадион пришло 30 000 зрителей, которые все время оскорбляли американцев и бросали бутылки и камни в игроков. В результате один из регбистов даже потерял сознание. А после финала (США обыграли Францию), болельщики выбежали на поле. Американцы покидали стадион под защитой полиции.

Случившееся шокировало МОК, и перед Олимпиадой-1928 комитет исключил регби из списка олимпийских видов спорта. Вернуться этот вид спорта смог на Игры лишь в 2016 году. Долгое ожидание отчасти связано с бездействием международной федерации (сейчас World Rugby), хотя даже СССР хотел вернуть регби в программу Олимпийских игр 1980 года.

Все изменилось в 90-е годы, когда World Rugby начал сотрудничать с МОК. Одна из главных причин — рост популярности регби в небольших странах. Для нового руководства World Rugby Олимпиада представлялась идеальной  площадкой для развития вида спорта на новых или небольших рынках. Поэтому федерация начала лоббировать включение в программу Игр не традиционной версии своего вида спорта (регби-15), а упрощенного регби-7. 

 

Франция — не только футбольная, но и регбийная страна. Некоторые опасались, что не слишком популярная в этой стране версия регби-7 не вызовет интереса у  массовой публики, но уже в первые дни стало ясно, что опасения были напрасными — все матчи прошли при аншлагах. Полные трибуны были и на женском регби. Более того, уже в первый день был побит рекорд посещаемости матча по женскому регби за всю историю — на матче команд Великобритании и Ирландии собирались 66 000 болельщиков. Свыше 60 000 зрителей даже пришли на игры дополнительного раунда, где разыгрывались 9-12 места у женщин.

«Одинаковое число зрителей на мужском и женском матчей показывает, насколько далеко продвинулся регби, и какие колоссальные возможности есть у этого вида спорта», — поделился впечатлениями генеральный директор регбийной ассоциации Австралии Фил Воу.

Резкий рост интереса к регби почувствовали и федерации. Так, женская сборная США, завоевавшая бронзовые медали, в тот же день получила пожертвований на $4 млн. Это огромная сумма для столь нишевого вида спорта. Впереди — Олимпиада-2028 в Лос-Анджелесе, где WR предстоит новое испытание: регби предстоит конкуренция с флаг-футболом — облегченной версией американского футбола, самого популярного вида спорта в США. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+