Бег по лавандовому полю за €2 млн: зачем в Париже сделали красивой легкую атлетику
Беговой дорожки цвета лаванды на Олимпийских играх еще не было, но где же еще его использовать, как не в стране знаменитых полей Прованса? Впрочем, традиционная красно-кирпичная легкоатлетическая трасса — далеко не догма. Например, в Рио в 2016 году итальянская компания Mondo, представляющая трек для Олимпийских игр с 1976 года, установила голубое покрытие, и именно на нем Усейн Болт завоевал свои последние золотые медали.
С цветом покрытий вообще часто экспериментируют в разных видах спорта. Для лондонской Олимпиады 2012 года традиционное зеленое искусственное покрытие для хоккея на траве (на натуральной траве не играют уже с 70-х) заменили на синее — очень удачно смотрелся на нем желтый мяч. Цвет прижился, и с тех пор уже он стал традиционным.
Зато на теннисных турнирах новшества не прижились. В том же 2012 году владелец «Мастерса» в Мадриде Ион Цириак решил сделать глину ультрамариновой для пущей эстетики. ATP возражений не имела, но грунт не понравился теннисистам — корты были слишком скользкими. К эксперименту больше не возвращались.
Компания Mondo обещает, что качество фиолетового трека легкоатлетам понравится, а покрытие позволит продолжать ставить рекорды. Они усовершенствовали покрытие, которое делали для Токио-2020: там было поставлено три мировых и 12 олимпийских рекордов, а трасса в Париже, как обещают, будет на 2% быстрее, чем в Токио.
Вице-президент Mondo Маурицио Строппиана сказал, что парижский трек имеет более эластичную поверхность, которая не только может защитить атлетов от травм, но и придать импульс для большей скорости — «трасса имеет воздушные ячейки, предназначенные для поглощения удара от шага бегуна, которые сначала сжимаются, а затем увеличиваются и придают трассе эффект батута и возвращают спортсмену поглощенную энергию».
Инновационный Mondotrack, позволяющий возвращать поглощенную энергию, впервые появился на Олимпиаде в Пекине-2008, а затем его уложили и в Лондоне. Оргкомитет Игр-2012, кстати, тоже задумывался о новой цветовой гамме трека — пробовали варианты синего и даже черного, но решили остановиться на классическом красно-кирпичном, потому что он лучше всего подходил для телевещателей и сочетался с остальной цветовой гаммой «Олимпийского стадиона»» (с 2016 года — стадион «Лондон» — Forbes Sport). Кроме того, красно-кирпичный считается самым популярным еще и потому, что он наиболее устойчив к ультрафиолетовому и меньше выцветает на солнце.
Французы тоже выбирали из трех вариантов цвета. По словам одного из департаментов Оргкомитета, занимавшихся фирменным стилем летних Игр-2024, в начале прошлого года выбор цветов сузили до трех: синего, зеленого и фиолетового. Каждый оттенок должен был символизировать что-то французское: зеленый — цвет крыши Оперы Гарнье, синий — фирменный цвет севрского фарфора, а фиолетовый — тысячи акров лавандовых полей на юге Франции.
«Мы попытались создать что-то действительно знаковое, — призналась заместитель главы департамента Камиль Ивинек. — И надеюсь, что через много лет, когда люди увидят фотографии и видео фиолетовой трассы, они сразу же вспомнят об Олимпиаде в Париже».
Трасса, произведенная на заводе Mondo в итальянском городе Альба, состоит из 1168 частей — каждая из которых при прибытии на «Стад де Франс» имела форму, похожую на коврик для йоги. Для укладки потребовалось почти два месяца и 2800 банок клея, который, кстати, тоже фиолетовый, чтобы ни в коем случае не нарушить лавандовую гармонию. И если стоимость обычной школьной беговой дорожки составляет порядка $300 000, то эта трасса обошлась организаторам Игр, по разным данным, в €2-3 млн.
Но это не просто модифицированная дорожка Токио-2020 — она еще и самая экологичная, потому что одним из ее компонентов служат переработанные ракушки моллюсков. Для изготовления упругих напольных покрытий используется карбонат кальция, а его добыча из известняка и мрамора приводит к выбросам углерода. Поэтому Mondo подписала соглашение с итальянской рыболовной компанией Nieddittas для использования биогенного кальция, что позволяет компенсировать выбросы дизельного автомобиля, проезжающего 60 000 км.
Добытые из Средиземного моря мидии и устрицы очищались рыбаками, затем раковины сушили, измельчали в мелкий порошок и отправляли на завод. Сообщается, что над проектом работали около трех лет, пока максимально не усовершенствовали технику.
Будет ли на трассе установлено больше рекордов, чем в Токио, узнаем 11 августа, когда по традиции в последний день Олимпийских игр легкоатлетический турнир завершится марафоном. Но уже сейчас мы можем увидеть уникальные кадры спортсменов на лавандовом фоне — такое возможно на некоторых университетских стадионах в США, но никогда до этого — на Олимпийских играх.