К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Миллиарда не стоят: как провал сделки по телеправам привел к кризису французской лиги

Президент Франции Эммануэль Макрон (справа) поздравляет Киллиана Мбаппе с победой «ПСЖ» в Кубке Франции (фото: AP/TASS)
Президент Франции Эммануэль Макрон (справа) поздравляет Киллиана Мбаппе с победой «ПСЖ» в Кубке Франции (фото: AP/TASS)
Старт сезона-2024/25 высшего дивизиона чемпионата Франции (Лиги 1), запланированный на 16 августа, может быть отложен. Причина заключается в провале переговоров Профессиональной футбольной лиги Франции (LFP) о заключении новой телевизионной сделки на показ матчей Лиги 1. Forbes Sport рассказывает, как французский футбол во второй раз за последние четыре года оказался на грани краха

Провальная сделка LFP с испанским вещателем Mediapro на €3,25 млрд за четыре сезона

Реализация медиа-прав является основным источником дохода для большинства ведущих спортивных лиг мира. В футбольном сегменте рынка воплощением идеальной модели считается английская Премьер-лига (АПЛ), которая в декабре 2023 года заключила новую четырехлетнюю сделку со Sky и TNT Sports на внутренние телевизионные права на сумму 6,7 млрд фунтов. Контракт вступит в силу с сезона-2025/26 и будет приносить АПЛ порядка €2 млрд в год, что в два и более раз выгоднее, чем аналогичные соглашения конкурентов по пятерке лучших клубных чемпионатов в Европе, констатирует Bloomberg. 

Для сравнения, телевизионные сделки на реализацию внутренних прав приносят немецкой Бундеслиге €1,1 млрд в год, испанской Ла Лиге — €990 млн, а итальянской Серии А — €900 млн. Что касается Франции, то желание руководства местной футбольной лиги зарабатывать на уровне конкурентов не всегда соответствует правильной оценке медийных возможностей чемпионата и вынуждает заключать рискованные сделки. В 2020 году Лига 1 объявила о заключении сумасшедшего контракта с испанской мультимедийной группой Mediapro — вещатель обязался выплатить за показ матчей чемпионата Франции €3,25 млрд за четыре сезона, писала The Guardian.

Огромное количество нулей в контракте настолько опьянило руководство французского футбола, что они не обратили внимания на низкий кредитный рейтинг Mediapro, а также предостережения президента Серии А Гаэтано Миччиче, отказавшегося от аналогичной сделки в 2018 году из-за отсутствия финансовых гарантий со стороны вещательной компании. Боссы французского футбола предвкушали будущие доходы: президент «Лиона» Жан-Мишель Ола назвал день подписания контракта с Mediapro «благословенным для французского футбола», а босс «Лорьяна» Лоик Фери и вовсе ожидал превращения Лиги 1 в футбольные Нью-Васюки: «Я не удивлюсь, если ведущие французские клубы подпишут этим летом британских игроков».

 

Представители Mediapro утверждали, что на их рейтинг повлияла пандемия  COVID-19, и теперь они быстро восстановят прежний уровень доходов. В качестве подтверждения испанцы без проблем выплатили первый взнос в €172 млн. Однако уже в октябре 2020 года компания попросила не только об отсрочке нового платежа, но и скидке в 25%. В итоге все закончилось разрывом соглашения и полной неопределенностью для французских клубов, которые выживали благодаря банковским кредитам, обеспеченных правительством. Лишь летом 2021 года LFP удалось реализовать внутренние телевизионные права на три сезона (до конца кампании-2023/24). За возможность показа восьми игр в неделю американский интернет-гигант Amazon обязался платить €275 млн за сезон, утверждала Financial Times, — сумма приличная, но несравнимая с обещанными Mediapro почти €800 млн в год.

В новом тендере на реализацию ТВ-прав отказались участвовать все претенденты

Однако новость о сделке вызвала возмущение со стороны еще двух телевещателей,  французского Canal+ и катарского beIN Sports, подписавших параллельно с Mediapro соглашение на трансляцию двух матчей в неделю стоимостью €330 млн за сезон, фиксировала SportsPro Media. Телеканалы решили, что лига злоупотребила своим доминирующим положением, продав Amazon телеправа на более выгодных условиях, однако финансовый регулятор французского футбола Nationale Directione du Contrôle de Gestion (DNCG) отклонил их апелляции. Руководство Canal+ пригрозило впервые с 1984 года отказаться от трансляции поединков чемпионата Франции и подало иск в Коммерческий суд Парижа. Однако все доводы оказались тщетными — суд обязал оба телеканала выполнить условия своих сделок.

 

В 2023 году руководство LFP решило больше не допустить промаха, как с Mediapro, и объявило новый тендер на новую телевизионную сделку (с 2024 по 2029 годы) с участием нескольких авторитетных телекомпаний. Президент LFP Венсан Лабрюн надеялся, что Amazon Prime, Canal+, beIN Sports, британский стриминговый сервис DAZN и американский медиагигант Apple будут так отчаянно соперничать друг с другом за пакеты трансляций, что поднимут стоимость телеправ до уровня в €1 млрд за сезон. В результате, случился грандиозный провал — торги были отменены из-за отсутствия желающих, отмечала Le Monde.

«Национальный скандал! LFP занималась этим больше года, а шоу вышло дерьмовым, – не стесняется в выражениях один из экспертов телевизионной сферы, прокомментировавший ситуацию для The Athletic на условиях анонимности. – Всего шесть месяцев назад Лабрюн обещал клубам Apple и €1 млрд в год, но теперь этот корабль вот-вот ударится о скалы, а люди, похоже, не понимают, что происходит». Теперь, как и в 2020 году, полагающиеся на доходы от трансляций клубы испытывают трудности с доступом к банковскому кредитованию и вынуждены заморозить трансферную и другую коммерческую деятельность.

Первым об отказе от переговоров по новой сделке заявил генеральный директор Canal+ Максим Саада – руководство телеканала можно понять после того, как с постоянным партнером обошлись несколько лет назад. И все же дело не только в этом. «Нас часто обвиняют в том, что мы злы и обижены на LFP. Но на самом деле проблема лежит исключительно в экономической плоскости», — отметил Саада в интервью L'Equipe. По схожим причинам от продолжения сотрудничества с французским футболом отказались и Amazon с beIN Sports.

 

Выбор между продажей прав дешевле и запуском собственного канала 

В настоящее время рассматриваются два варианта, но ни один из них, по всей видимости, не вызывает особой симпатии у французских клубов. В начале июля LFP, наконец, дождалась первого предложения — DAZN готов платить €375 млн в год в течение пяти лет за пакет из восьми матчей в каждом туре, пишет Ouest-France. Но есть условие: стоимость от сезона к сезону может измениться в зависимости от количества привлеченных подписчиков на матчи Лиги 1. Другой вариант — запуск собственного канала LFP в партнерстве с американским транснациональным конгломератом развлечений Warner Bros Discovery (WBD), что означало бы включение канала Лиги 1 в новую стриминговую платформу последнего «Max» с ежемесячной абонентской платой €27,99.

12 июля на встрече представителей клубов Лиги 1 по обсуждению новой телевизионной сделки стороны не пришли к взаимному согласию. В связи с этим президент «Реймса» Жан-Пьер Кайо даже поднял вопрос о возможности начала нового сезона без заключения соглашения: «Если нам придется возобновить сезон с черными экранами на один-два дня, мы смиримся с этим. Люди пойдут на стадионы смотреть матчи. И мы будем терпеливы. Я думаю, что было бы ошибкой решать что-то в спешке». Очередное заседание запланировано на 14 июля, а пока, по информации Le11, LFP рассматривает вариант с переносом старта Лиги 1 в новом сезоне.

В бесконечной мыльной опере о попытках телевизионные права на Лигу 1 есть еще один актер, ждавший выхода до последнего момента – базирующаяся в Люксембурге частная инвестиционно-консалтинговая фирма CVC Capital Partners с активами в €186 млрд. В 2022 году эта компания вложила $1,6 млрд в подразделение французской лиги LFP Media (занимается реализацией телевизионных прав Лиги 1 и Лиги 2) в обмен на 13% ее доходов, по данным Front Office Sports, и теперь готова воспользоваться ситуацией. Bloomberg утверждает, что CVC готова предложить французским футбольным клубам кредит, если сделка все же не выгорит и у них возникнут проблемы с финансовыми обязательствами.

В начале 2024 года похожим образом CVC Capital Partners пыталась запустить свои щупальца в немецкий футбол. Инвесторы предлагали Немецкой футбольной лиге (DFL) €1 млрд в год за продажу 8% своих телевизионных и маркетинговых прав по 20-летнему соглашению, писала Deutsche Welle (признана Минюстом иноагентом). В Германии, как известно, работает модель, согласно которой 50%+1 акция любого клуба принадлежит его членам, поэтому фанаты устроили грандиозные акции протеста во время матчей.

Активисты запускали игрушечные машинки на дистанционном управлении с дымовыми шашками, забрасывали футбольные поля теннисными мячами, а на одной из игр натянули между штангами ворот тяжелые велосипедные цепи с замками – их пришлось снимать болторезами. В результате, руководство DFL взвесило все риски и отказалось от продажи прав. Франция о такой консолидированной позиции клубов, болельщиков и руководства лиги может только мечтать. Как и о достижении пока что совершенно неподъемной для Лиги 1 планки заработка от телевизионных прав в €1 млрд в год.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+