К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Трава у дома: как владелец «Формулы-1» пытался купить Уимблдон за 600 млн фунтов

Берни Экклстоун и Ион Цириак (Фото Jean Catuffe / Getty Images)
Берни Экклстоун и Ион Цириак (Фото Jean Catuffe / Getty Images)
Завершающийся на этой неделе Уимблдонский турнир давно считается символом не только Великобритании, но истории тенниса. Однако 30 лет назад он мог стать собственностью одного из самых одиозных спортивных бизнесменов мира — тогдашнего владельца «Формулы-1» Берни Экклстоуна. Forbes Sport рассказывает, как сорвалась сделка, которая могла изменить мировой теннис

Самые раскрученные спортивные франшизы мира, будь то серия автогонок «Формула-1» или футбольный клуб «Манчестер Юнайтед», давно превратились в уникальные активы, стоимость которых только растет. Это привлекает самых крупных инвесторов, которые готовы участвовать в настоящих аукционах, пытаясь завладеть такими активами. Ярким примером тому может служить относительно недавняя борьба сразу нескольких групп за право приобрести футбольный «Челси», когда Роман Абрамович выставил свой клуб на продажу из-за санкций.

Так было не всегда, но некоторые спортивные бренды уже много десятилетий отличают невероятная устойчивость и стабильная популярность. Уимблдонский теннисный турнир с его полуторавековой историей, традициями и патронажем со стороны королевской семьи, может считаться примером такого бренда. 

Контракт с BBC приносит Уимблдону 60 млн фунтов в год, в 2024 году у турнира 17 спонсоров

Долгое время руководство Уимблдона отличалось чопорным отношением к традициям турнира — начиная от настоятельных рекомендаций игрокам выступать только в белой форме и заканчивая обязательным выходным днем в первое воскресенье соревнований, а также игры до преимущества в два гейма в пятом сете. Верность последнему правилу в итоге привела к безумному матчу на турнире-2010 между Джоном Изнером и Николя Маю, растянувшемуся на 11 часов 5 минут. Только после этого старейший из турниров Большого Шлема изменил правила тай-брейка в решающем сете.  

 

Еще более шумные споры вызывало требование играть только в белой форме. Самый известный случай нарушения дресс-кода произошел в 1949 году, когда американка Гасси Моран надела на матч кружевные шорты сиреневого цвета. Белье обнажалось при определенных ракурсах платья и эту выходку обсуждали даже в британском парламенте. Примечательно, что правила распространяются не только на спортсменов, но и зрителей. Гостям рекомендуют одеваться в деловом стиле, а также избегать спортивной одежды, включая кроссовки, шорты, бейсболки, футболки, толстовки и даже джинсы. Лишь в 2023 году Уимблдон пошел на уступки и смягчил правила дресс-кода для женщин, разрешив им выходить на корт в темных шортах.

Любое посягательство на изменение жестких правил организаторы «Шлема» расценивают как угрозу своей идентичности. Впрочем, это не мешает турниру считаться одним из самых продвинутых с точки зрения применения современных технологий. Если на грунтовом «Ролан Гаррос» до сих пор отказываются доверять электронным средствам определения попадания мяча в корт, то в Лондоне еще в 1997 году впервые успешно задействовали трехмерную компьютерную систему слежения Hawk-eye («Ястребиный глаз»), а 15 лет назад первыми из «Шлемов» построили крышу.

 

На протяжении последних 30 лет Уимблдон сотрудничает с одним из крупнейших в мире производителей и поставщиков аппаратного и программного обеспечения IBM. Технологический гигант помогает турниру во всем: от серверных систем до инициатив, ориентированных на фанатов, создав первый официальный веб-сайт турнира еще в 1995 году, а позднее — мобильные приложения и множество цифровых возможностей. Помимо IBM, Уимблдон гордится почти столетним (с 1927 года) сотрудничеством с транслирующей турнир в Великобритании телекомпанией BBC, которая платит за права на трансляции 60 млн фунтов в год, информирует SportsPro Media.

Также официальным хронометристом Уимблдона с 1978 года является Rolex, а Vodafone – официальный мобильный оператор с 2022 года. Британская глобальная телекоммуникационная компания регулярно использует главный английский теннисный турнир для презентации своих новинок и для рекламных акций. Например, в прошлом году Vodafone предоставила гарнитуру для слабовидящих пользователей, сидящих на трибунах. Кроме того, Уимблдон создал официальный цифровой опыт в Roblox, надеясь привлечь молодых фанатов, а также является официально лицензированным турниром из серии видеоигр Top Spin – в прошлом году дебютировала официальная активация Fortnite. Всего у Уимблдона на турнире этого года 17 официальных партнеров.

Доход Уимблдона в 2023 году составил £380,2 млн, больше половины приносит реализация медиа-прав

Сегодняшняя экономическая мощь Уимблдона и не снилась руководителям Всеанглийского теннисного клуба, учредившим турнир во многом случайно в 1877 году. Известна история о том, как в клубе сломалась газонокосилка, а чтобы собрать 10 фунтов на новый агрегат, администрация клуба поместила объявление в журнале The Field о проведении теннисного турнира, на которое откликнулись 22 теннисиста. Их взносы на участие не только решили проблему с газонокосилкой, но и вызвали ажиотаж у болельщиков — с тех пор турнир стал традиционным.

 

Теперь же ежегодно Уимблдон посещают около 550 000 человек, а глобальная аудитория превышает 650 млн человек. Доход турнира за 2023 год составил рекордные 380,2 млн фунтов, что на 33,6 млн больше, чем в 2022-м, отмечает The Times. Больше половины от этой суммы турниру приносит реализация медиаправ. Это позволило в розыгрыше 2024 года установить рекордный призовой фонд в 50 млн фунтов (на 11,9% больше прошлогоднего), из которого чемпионы в мужском и женском одиночных разрядах получат по 2,7 млн фунтов, а финалисты заработают 1,4 млн. Сумма призовых для игроков, вылетевших в первом раунде, составила 60 000 фунтов.

600 миллионов на крышу

Вполне естественно, что на такую уникальную франшизу, как Уимблдон, заглядываются самые состоятельные люди и корпорации мира. План по поглощению британского турнира «Большого шлема» еще 30 лет назад вынашивали два друга, британский миллиардер и владелец серии автогонок «Формула-1» Берни Экклстоун и бывший румынский теннисист Ион Цириак, который в это время уже был успешным теннисным менеджером, занимавшимся делами Бориса Беккера, Горана Иванишевича и Марата Сафина. 

«Я сидел с Берни на трибунах Уимблдона и смотрел матч Горана Иванишевича на Центральном корте, — рассказал Цириак The Telegraph. — Полноценно насладиться зрелищем не получалось из-за постоянно прерывавшего игру дождя. И тогда Экклстоун спросил у меня: «Как думаешь, сколько зарабатывает Уимблдон?» Я ответил: «Может быть, миллионов 50-60» И тогда он предложил нам вдвоем выкупить турнир за 600 млн фунтов, заявив, что если сделка выгорит, то уже через два месяца на стадионе будет крыша».

Экклстоун позже подтвердил, что это «на 100 процентов» правдивая история, добавив: «В то время мы  хотели захватить не только Уимблдон, но и Ассоциацию теннисистов-профессионалов (ATP), чтобы управлять мировым теннисом. Ион — мой очень хороший друг. Раньше он проводил гораздо больше теннисных турниров, чем кто-либо другой, и здорово в этом разбирается. Наши намерения были очень серьезными, и я начал поиск инвесторов».

По окончании турнира 1995 года Берни провел несколько переговоров с другими миллиардерами, но его идея не вызвала большого энтузиазма у потенциальных партнеров.  Все в окружении Экклстоуна, чье состояние на данный момент равняется $2,4 млрд, говорили, что теннис — это не лучшая затея, и лучше вложиться в футбол. В итоге в 2007 году он стал владельцем лондонского футбольного клуба «Куинз Парк Рейнджерс».

 

Цириак проявил больше настойчивости — почти полгода он в кулуарах Уимблдона собирал различную информацию о возможности приобретения турнира, но в конце концов и ему дали понять, что шансы на такую сделку равны нулю.

Румыну ничего не оставалось, как задуматься о собственном турнире. В 1996-м он выкупил лицензию на проведение «Мастерса» в Штутгарте, а через несколько лет перевез соревнование в Мадрид. Игравший в 1970-м в полуфинале Уимблдона Ион сыграл огромную роль в развитии тенниса и его продвижения на телевидении. В частности, именно он придумал и успешно реализовал идею проведения матчей на синем покрытии, чтобы игра выглядела более телегеничной. «Я хотел сделать наш спорт лучше для восприятия телезрителями. Синее покрытие идеально контрастирует с желтым мячом – видимость увеличивается на 25-30%», – отмечал бывший теннисист в интервью AS. Упорство, смекалка и менеджерский дар помогли голодавшему у в детстве крыс Цириаку сколотить состояние в $2,1 млрд.  

Ежегодно Уимблдон вынужден перечислять 90% своего дохода британской Ассоциации лаун-тенниса

История о том, что даже астрономическая по меркам 1995 года сумма не помогла убедить владельцев турнира расстаться со своим активом,  не уникальна. Конечно,  во многих видах спорта, особенно в Северной Америке, при наличии соответствующей денежной суммы можно приобрести практически любой клуб. Однако, чтобы противодействовать миллиардерам и суверенным фондам с Ближнего Востока, во многих европейских странах существуют механизмы, препятствующие поглощениям. Например, в Германии работает правило «50+1», заключающееся в том, что большинство акций клуба должно принадлежать болельщикам и не зависеть от одного человека. В Испании даже ведущие футбольные клубы — такие как «Реал» и «Барселона» — не могут быть проданы, а принадлежат членам клуба.

По схожей модели устроен и Уимблдон, с той лишь разницей, что 50% акций клуба принадлежат британской Ассоциации лаун-тенниса (LTA). В далеком 1934 году Уимблдон столкнулся с проблемой расширения и недостатком средств для развития, и получил их от ассоциации в обмен на право половины владения клубом. По мере роста популярности и финансового успеха руководство мейджора задумалось о возвращении полного контроля над турниром, и в 2013 году подписало с LTA новое соглашение, подробности которого раскрыло издание The Telegraph.

 

Британский «Шлем» выплатил ассоциации тенниса £55 млн (в рассрочку на пять лет), а также обязался до 2053 года перечислять LTA 90% своего дохода, чтобы к концу сделки получить в свое полное пользование все корты и сооружения уимблдонского теннисного центра. В 2023 году эти отчисления составили рекордные £48,8 млн и к окончанию действия контракта общая сумма выплат ассоциации может приблизиться с учетом роста доходов Уимблдона к £2 млрд.

«Это соглашение — очень хорошая новость для Уимблдона и всего британского тенниса, — радовался президент LTA Стюарт Смит. — Долгосрочная стабильность этого контракта дает основу для продолжения наших усилий по увеличению доходов из других источников, необходимых для развития спорта и строительства объектов по всей стране».

Такой контракт, среди прочего, гарантирует и то, что до 2053 года ни индивидуальным миллиардерам, ни суверенным фондам монархий Персидского залива не удастся выкупить права на главный на планете теннисный турнир на травяных кортах — подобные попытки будут заблокированы Ассоциацией лаун-тенниса. А история о том, как Берни Экклстоун попытался, но не смог даже за 600 млн фунтов стать собственником национального символа Великобритании, со временем станет одной из тех легенд, которые и создают имидж Уимблдона. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+