Гэтсби на корте: история чемпиона, который изменил теннис, погиб и был забыт всеми
Закончил Кембридж, объехал всю Европу на мотоцикле
Элегантный костюм на заказ, белоснежная рубашка, кожаные перчатки, модные очки, шлем и дорогущий двухцилиндровый мотоцикл Bat — в таком виде Уайлдинг позировал в 1908 году накануне гонки от Лендс-Энд до Джон-о'Гротса (дистанция в 1426 км), пересекающей всю Великобританию. Модник выливал на себя литры парфюма, из-за чего по всему пути следования еще долго чувствовался аромат шалфея и ландыша, а развевающийся на шее красный шарф раздражал соперников. Тони пришел к финишу первым, а в следующем году преодолел расстояние в 5727 км от Лондона до Константинополя. За свою жизнь он исколесил на мотоцикле почти всю Европу.
«Энтони считался эталоном мужской красоты. В чем бы он ни участвовал, притягивал массы народу, — рассказывала BBC Sport внучатая племянница легенды режиссер, актриса и корреспондент в Белом доме Анна Уайлдинг. — Он был как Великий Гэтсби — настоящей звездой, любимцем общества, гостил у королей и премьер-министров. При виде его женщины падали в обморок. Но лучше всего его натура раскрывалась в теннисе — никто не играл с таким сочетанием обаяния, благородства и авантюризма».
Тони родился в 1883 году в Крайстчерче (Новая Зеландия) в семье состоятельного адвоката Фредерика Уайлдинга и Джулии Энтони. Пара познакомилась и сочеталась браком в английском Херефордшире, но решила строить будущее на другом конце света. Будущее и впрямь получилось замечательным. Успешную юридическую практику Фредерик совмещал с теннисом, выиграв несколько парных чемпионатов Новой Зеландии. Чтобы поддерживать форму, Уайлдинг-старший построил в своем поместье два корта для игр в любую пору года (травяной и асфальтированный), на которых и вырос Тони. Помимо тенниса парень увлекался футболом, плаванием, боксом, регби и крикетом.
Отец дал Тони хорошее образование (отправил учиться в Кембридж), привил хорошие манеры, а также сумел донести, насколько важно заботиться о теле и как максимально использовать его ресурсы. С раннего детства будущий чемпион развивал выносливость, наматывая километры на дорожке вокруг корта и в бассейне. Он правильно питался, в основном налегая на рыбные блюда и маракуйю, которая помогает справиться с усталостью и повышает стрессоустойчивость.
В 17 лет стройный, атлетичный и не по годам умный Уайлдинг отправился на учебу в Англию. Тони легко попал в светское общество Лондона благодаря не только деньгам и связям отца, но и природному обаянию — особенно легко знакомства и дружба завязывались на теннисном корте, где парень был настоящим королем. Высокий рост (187 см), занятия боксом и оригинальная для своего времени подача с помощью «восьмерки», когда ракетка падает за спину, помогали вколачивать эйсы, а потрясающее чтение игры и разнообразный технический арсенал со временем сделали Тони непобедимым.
Четыре подряд победы на Уимблдоне, три триумфа за один год на чемпионатах мира
Дебют на Уимблдоне в 1904 году не задался — новозеландец проиграл будущему чемпиону Лоренсу Доэрти, однако не отчаялся и по возвращении на родину после учебы дважды (1906, 1909) победил на Открытом чемпионате Австралии. Кроме того, Тони привел к трем подряд титулам Кубка Дэвиса (1907 — 1909) команду Австралазии.
«Уайлдинга отличало смертельное сочетание силы и точности на задней линии, уровень стабильности и качество исполнения ударов были на запредельной для большинства игроков высоте», — оценивает талант Уайлдинга Tennis Majors.
Бурная теннисная и тусовочная жизнь настолько захлестнули новозеландского денди, что по стопам отца он так и не пошел — рутинная офисная работа вгоняла жизнелюбивого молодого человека в депрессию. Он бросил юриспруденцию спустя всего полгода и посвятил себя любимой игре и путешествиям. Уайлдинг вернулся в Лондон и стал еще больше работать над техникой и выносливостью: увлекся йогой, пробегал 10 км в день, совершенно не употреблял алкоголь, а также разработал ряд техник для улучшения скоростных качеств. Еще звезда тенниса тренировался вместе с чемпионом мира по боксу в супертяжелом весе Бобом Фицсиммонсом — по мнению Society of Olympic Historians, это помогло Тони выйти на высочайший уровень физической формы.
В 1910 году началось доминирование Уайлдинга на Уимблдоне. Блестящая техника, мощнейшие безукоризненные удары, игра на публику, потрясающее перемещение по корту и бесподобные тактические комбинации превратили Тони в суперзвезду. Публика готова была переплачивать за билеты, чтобы насладиться невиданным прежде уровнем тенниса. Если у чемпиона не шла игра, он знал, что может перебегать практически не следивших за физической подготовкой соперников-любителей. Такой подход помог Уайлдингу выиграть Уимблдон четыре раза подряд (1910—1913) — рекорд держался до 1980-х, пока великий швед Бьорн Борг не выдал серию из пяти побед.
Далеко не все победы дались Тони легко. В финале 1910 года он уступал 0:2 по сетам четырехкратному победителю Открытого чемпионата США Билсу Райту, но сумел измотать соперника и победить. Также он нашел противоядие в финале 1913 года в поединке против обладавшего сумасшедшей подачей Мориса Маклафлина по прозвищу Калифорнийская комета.
«Каждый мой друг в этой стране, начиная с премьер-министра, отправил мне поздравительную телеграмму», — цитирует официальный сайт Уимблдона чемпиона, на счету которого помимо четырех побед в личном зачете есть также четыре победы на королевских кортах в парном турнире.
1913-й стал самым удачным в карьере игрока — Тони также выиграл чемпионаты мира (тогдашние аналоги турниров «Большого шлема»), проводившиеся в Париже и Стокгольме. Всего на счету Уайлдинга 114 трофеев в карьере на открытых площадках, а также бронза Олимпиады-1912. Благородный, честный и открытый теннисист оказал огромное влияние на развитие тенниса — он не боялся экспериментировать и охотно давал советы другим игрокам. В какой-то момент знаний стало так много, что Тони написал книгу «На корте и вне его».
Погиб в 31 год, не получил достаточного признания ни на родине, ни в Великобритании
После начала первой мировой войны Тони вступил в Королевскую морскую пехоту — по легенде, ему это посоветовал Уинстон Черчилль, который тогда был Первым лордом Адмиралтейства. Уайлдинг прослужил здесь всего несколько месяцев, после чего был прикомандирован к разведывательному корпусу, где особенно ценилось его знание европейских дорог. Но Великая война оказалась совсем не похожа на то, как представляли себе англичане до 1914 года. В своем последнем письме от 8 мая 1915 года Тони писал: «Дело — дрянь. С пушкой проблемы и, скорее всего, все закончится тем, что я и все наше подразделение будут взорваны к чертям. Однако если мы добьемся успеха, то безмерно поможем нашей пехоте».
На следующий день, 9 мая, чемпион погиб в бою во время битвы за хребет Оберс в Нев-Шапель, когда снаряд разорвался рядом с блиндажом, в котором он укрывался. Уайлдинга похоронили на следующий день, но позднее перезахоронили на улице Рю-де-Берсо — это породило слухи, что неунывающий Тони на самом деле жив и поселился в отдаленном от чужих глаз поместье в Новой Зеландии. Однако все стало понятно, когда гражданская супруга чемпиона, знаменитая бродвейская певица Максин Эллиотт, продала все вещи теннисиста и пожертвовала свое состояние пострадавшим от войны. Она так никогда и не вышла замуж. Вскоре после смерти Уайлдинга скульптор Паоло Трубецкой изготовил бронзовую статую в его память под названием «Физическая энергия».
В Международный Зал теннисной славы Уайлдинга включили только в 1978 году, однако всю жизнь собирающая факты о знаменитом родственнике внучатая племянница легенды считает, что он получил недостаточное признание. «Его не чтит правительство Новой Зеландии на военных мероприятиях и не помнят местные болельщики — это связано с большим отрезком жизни Тони в Великобритании. Он сражался за британцев, а не за новозеландцев, так что это многое объясняет. В то же время британцы тоже не считают его своим, поскольку Уайлдинг был выходцем из колонии», — сокрушается Анна Уайлдинг.