Вечный wild card Тайгеру Вудсу: как гольф спасается с помощью своей главной звезды
Претендовать на участие в Signature Events (в 2024 году это были восемь турниров, в которые попадают 70-80 лучших игроков тура, — The Sentry, AT&T Pebble Beach Pro-Am, The Genesis Invitational, Arnold Palmer Invitational, RBC Heritage, Wells Fargo Championship, the Memorial Tournament и Travelers Championship) Тайгер Вудс теперь сможет, как игрок, одержавший более 80 побед в PGA Tour. У Вудса их 82, и он единственный действующий игрок с таким показателем. Столько же было у Сэма Снида, скончавшегося в 2002 году в возрасте 89 лет.
Тайгер Вудс — это явление, он помог гольфу выйти на новый уровень, и сейчас туру очень не хватает его на поле. После автокатастрофы в 2021 году звездный гольфист вообще мог не вернуться — скорее, его возвращение в спорт было чем-то сенсационным.
Тайгер Вудс, который за карьеру заработал более $120 млн только призовых (о рекламных контрактах и маркетинговой привлекательности Вудса говорит то, что он c 2003 года возглавлял список самых высокооплачиваемых спортсменов по версии Forbes, сойдя с вершины на третье место только в списке 2012 года), в последние сезоны ни разу не входил в десятку лучших, зарабатывая в среднем $40 000 — $50 000 призовых и участвуя в 2-4 турнирах в сезоне.
Но на фоне всего, что происходит в гольфе сейчас, PGA Tour отчаянно нуждается в настоящей звезде.
Популярность и рейтинги падают
Появление саудовского тура LIV, спонсируемого Государственный инвестиционным фондом Саудовской Аравии (PIF), переход к ним игроков за большие призовые и подъемные, слияние PGA и LIV, которое никак не завершится, — все это привело к тому, что гольф стремительно теряет популярность и рейтинги.
По данным, предоставленным CBS, первый «мэйджор» в сезоне, где победу одержал Скотти Шеффлер, посмотрели на 20% меньше зрителей, чем в прошлом году. Не считая пандемийные сезоны 2020 и 2021 годов, это был самый низкий рейтинг в истории трансляций гольфа на телеканале. 9,59 млн телезрителей — на 2,5 млн меньше, чем сумела собрать перед экранами победа Джона Рама в 2023 году. По подсчетам Golf.com, 20% — это примерный показатель падения рейтингов гольфа в среднем в нынешнем сезоне.
По мнению авторов издания, гольф теряет привлекательность, потому что слишком мало звезд, слишком много скандалов и много неясностей относительно будущего этого вида спорта. Скотти Шеффлер, может, и доминирует на поле, но абсолютно бесцветен в интервью и за пределами площадки, а болельщики любят звезд, особенно ярких звезд, которые давно не побеждали — как Рори Макилрой, у которого всего две победы в нынешнем сезоне, или Джон Рам, который большую часть года проводит в туре LIV.
Но это не все печальные цифры. По данным Sports Media Watch, финальный раунд Phoenix Open PGA Tour собрал всего 2,38 млн зрителей, что на 35% меньше, чем в предыдущем году. В последний день турнира Arnold Palmer Invitational посмотрели 2,29 млн зрителей, что на 30% меньше, чем в 2023 году, и является худшим показателем четвертого круга турнира за семь лет.
Финал The Players Championship тоже показал меньшую аудиторию: среднее число зрителей составило 3,53 млн человек, что на 15% меньше, чем годом ранее. «Хотя никто не сомневается в мастерстве сегодняшних лучших игроков, в туре нет такой завораживающей фигуры, как Вудс», — резюмирует AP.
Плата за преданность
Конечно, считать Тайгера Вудса тем же игроком и той же звездой, какой он был раньше, нельзя. Когда-то, согласно исследованиям, одно участие этого гольфиста увеличивало рейтинги турнира на 50%.
В 2010 Nielsen приводил статистику с 1997 года, которая показывала, что рейтинги турниров, пропущенных Тайгером, падали почти вдвое. А рейтинги, где Вудс участвовал, но не побеждал, были на 20% ниже.
Тем не менее, несмотря на возраст, физическое состояние и форму, звезда гольфиста для любителей этого вида спорта еще не зашла. По данным Sports Business Journal, возвращение Вудса на платформы NBC, Golf Channel и Peacock привлекло в среднем на 53% зрителей больше, чем в 2022 году, когда Вудс уже присутствовал на турнирах, но еще не принимал участия в соревнованиях.
Логично, что PGA, чей контракт, например, с NBC равен $100 млн в год, если хочет, как минимум, сохранить стоимость, должен показывать более привлекательный продукт. Присутствие Тайгера Вудса — один из способов. Кроме того, такие преференции — еще и способ отблагодарить гольфиста за преданность.
LIV Golf готов был выложить $700-800 млн, чтобы переманить главную звезду этого вида спорта под свое крыло, но тот отказался. За такую лояльность ему и другим оставшимся в PGA игрокам фонд PGA Tour Enterprises, с инвестициями в размере $3 млрд, готов выделить гранты в размере $1,5 млрд. Причем, учитывая его заслуги и число карьерных оков, значительная доля — от $750 млн — как раз может отойти Вудсу.