Рекламный караван и экономия на гонщиках: как зарабатывает «Тур де Франс»
Призовой фонд «Тур де Франс» в 25 раз меньше, чем у Уимблдона
В этом году «Тур де Франс» стартовал в итальянской Флоренции — маршрут гонки общей протяженностью 3498 км проложен через Апеннины, Альпы, Центральный горный массив Франции, Пиренеи, снова Альпы с финишем на Лазурном берегу, в Ницце. В течение трех недель за победу в турнире будут сражаться 176 гонщиков, а главными фаворитами уже традиционно являются Йонас Вингегор из Дании и словенец Тадей Погачар.
Лидеры сразятся за главный приз – €500 000, который составляет около 20% от общего призового фонда в размере €2 301 200, утверждает Cycling Weekly. Занявшему второе место достанутся €200 000, пришедший третьим получит €100 000. Также предусмотрено множество бонусов. По €11 000 сможет заработать победители каждого из 21 этапов (второе место на этапе стоит €5 500, третье – €2 800), в целом призовые выплачиваются всем гонщикам, которые финишируют в двадцатке лучших каждый день. Разумеется, премируется и обладатель знаменитой желтой майки, которая вручается в конце каждого этапа лидеру общего зачета, — ему достанутся по €500 за каждый день лидерства.
Однако на «Тур де Франс» есть и другие не менее престижные и, что немаловажно, высокооплачиваемые майки. Джерси в красный горошек вручается лидеру классификации горных этапов — ее обладатель по итогам гонки заработает €25 000, как и лучший спринтер (зеленая майка). Премия лучшему молодому гонщику в возрасте до 25 лет (белая майка) составит €20 000. Исключительные бонусы в размере €5 000 евро также запланированы для победителей самых сложных этапов, Коль дю Галибье (4-й этап) или Коль-дю-Турмале (14-й этап). Наконец, команда, занявшая первое место в командном рейтинге, получит чек на €50 000 евро, информирует официальный сайт «Тура».
Велогонка традиционно проводится в начале июля и успешно конкурирует за внимание зрителей не только с одним из самых престижных турниров планеты, теннисным Уимблдоном, но и, как в этом году, чемпионатом Европы по футболу. При этом призовые на этих турнирах во много раз выше, чем у «Тур де Франс» — в 2024 году на Уимблдоне разыгрывают 50 млн фунтов (на 11,9% больше, чем в 2023 году). На Евро-2024 призовой фонд для команд и вовсе составит €331 млн.
Тем не менее, даже в условиях конкуренции с другими крупными событиями аудитория «Тур де Франс» ежегодно растет. В 2023 году был установлен исторический рекорд: 42,5 млн французов смотрели телетрансляции «Тура», что составляет 75% населения страны, а всего этапы гонки посетили 12 млн болельщиков. Общая же телеаудитория, по утверждениям La DH Les Sports+, составила 3,5 млрд фанатов из 186 стран. «Зрители с удовольствием наблюдали за соперничеством Вингегора и Погачара. Настоящее море болельщиков! Я даже не могу себе представить, на сколько их было бы больше, вмешайся в разборки фаворитов французский гонщик», — восхищался посещаемостью победитель «Тур де Франс» 1975 и 1977 гг. Бернар Тевене.
Секрет успеха — «рекламный караван», участие в нем стоит от €250 000 до €600 000
В начале прошлого века организаторы «Тур де Франс» не рассчитывали, что гонка станет культурным феноменом, и цели ставились более приземленные. В те времена французская газета L'Auto изо всех сил пыталась остаться на плаву, и ее сотрудников попросили придумать способы увеличения тиража. 26-летний спортивный обозреватель Жео Лефевр предложил устроить крупнейшую велогонку, которую когда-либо видела страна. Идея получилась отличной — только в 1903 году, когда прошли первые соревнования, тираж L'Auto увеличился с 25 000 до 65 000 экземпляров в день, этого оказалось достаточно, чтобы уничтожить их главного конкурента — Le Vélo.
Во время Второй мировой войны нацисты закрыли газету, а после наступления мира право собственности на «Тур де Франс» перешло к другому изданию — L'Équipe. Вплоть до 1960-х организаторы велогонки зарабатывали с помощью проведения аукционов среди городов на право принять один из этапов. Также они взимали плату с компаний, которые участвовали в так называемом «рекламном караване» (Caravane Publicitaire) — за несколько часов до гонки автомобили с наклеенными на них логотипами брендов (начиная от футболок и брелоков до хозяйственного мыла и чипсов) отправляются по маршруту следования велосипедистов на раздачу сувениров болельщикам. Эта традиция сохранилась до сих пор, пишет The Hustle.
Несмотря на все усилия, монетизация ежегодно падала — L'Équipe терпела убытки и даже рассматривался вариант отказаться от проведения гонки. Ситуация изменилась в 1965 году, когда издание, а вместе с ним и «Тур де Франс» приобрела французская спортивная компания Amaury Sport Organisation (ASO) — сегодня помимо велогонки она проводит нщн и Парижский марафон и ралли «Дакар». С коммерческой точки зрения ASO включилась в гонку в идеальный момент. Благодаря прогрессу в области телевещания организация смогла использовать это в своих интересах и сосредоточить все свои усилия на формировании глобальной аудитории. Только за период с 1980 по 2010 год выручка выросла в 20 раз. Сегодня для трансляции гонки требуется 260 операторов, 35 транспортных средств и шесть самолетов.
Сегодня доходы «Тур де Франс» от телевидения составляют порядка 55%, на долю спонсоров приходится 40% и около 5% идет в казну ASO от принимающих этапы городов. Билеты на «Тур» не продаются, поэтому важная роль, как и много лет назад, отводится «рекламному каравану». Одним из секретов успешности гонки остаются те самые бесплатные «печеньки» — без них не все болельщики согласислись бы стоять на обочине в ожидании пролетающего за 30 секунд на огромной скорости пелотона. За пару часов до начала гонки они ждут тот самый ворох бесплатных подарков.
Ежедневно караван из порядка 150 автомобилей и микроавтобусов растягивается на 10 километров, в нем работают около 500 человек, включая водителей, хостес, механиков и другого обслуживающего персонала. В общей сложности толпе раздают более 15 млн подарков в течение всей гонки, а несколько десятков брендов (в этом году их 33) платят от €250 000 до €600 000 за участие в караване. В 2024 году Тур де Франс-2024 предоставлен 57 спонсорами, главными из которых являются автоконцерн Skoda, завод танков Leclerc и производитель шин и автомобильной электроники Continental.
В 2022 году «Тур де Франс» заработал порядка $90 млн только от спонсорских сделок
Французские города, принимающие этапы, платят обычно шестизначные суммы, но особый ценник назначается за Grands Départ — место старта гонки. К примеру, в 2019 году мэрия бельгийского Брюсселя заплатила ASO около €5 млн, после чего потратила еще €6 млн на расчистку дорог, ремонт асфальта, маршрутизацию движения транспорта, страхование и инфраструктуру для массовых скоплений людей. Обычно города пытаются таким образом поднять престиж и спровоцировать подъем туризма. Особенно удачным получилось вложение Лондона в 2007 году: выгода от Grand Départ превысила £100 млн.
В конце июня 2024 года мэр Барселоны заявил, что мэрия каталонского города заплатила ASO порядка €7-8 млн за право принять старт «Тур де Франс»-2026, пишет Rouleur. «Ежегодно на Grand Départ претендуют около 10 иностранных городов, — признался ответственный по внешним связям «Тур де Франс» Сириль Трикар. — Это большая ответственность для нас и принимающей стороны, ведь где-то за неделю до старта в город начинают съезжаться команды и фанаты. Чтобы принимающая сторона могла как следует подготовиться, мы анонсируем локацию за два года».
Groupe Amaury является частной компанией, но, по данным Bloomberg, доход компании за 2023 год составил €588 млн, и 53% от этой суммы приходится на поступления от «Тур де Франс». Один только контракт с France Télévisions приносил ежегодно ASO €24 млн до 2023 года, утверждает RMC Sport. В прошлом году сделку продлили на улучшенных условиях, но сумма осталась в секрете.
Согласно исследованию GlobalData за 2022 год, спонсорские сделки принесли велогонке $87,2 млн. Неудивительно, что попытки бывшего чемпиона «Тур де Франс» Лэнса Армстронга в 2009 году купить франшизу потерпели крах. По данным The Wall Street Journal, представители ASO заявили, что гонка стоит $1,5 млрд.
Естественно, что на фоне этих данных доходах многие гонщики требуют повышения скромных призовых. Но пока еще никому не удалось заставить владельцев ASO поделиться доходами.