Мбаппе против Ле Пен: как Игры и футбол стали частью предвыборной борьбы во Франции
Макрон объявил новые выборы, но популярность ультраправых высока, как никогда
Франция расколота. Левые партии разошлись по таким принципиальным вопросам, как отношение к ядерной энергетике и к стратегии НАТО и не могут предложить стране единой программы. Радикальные правые и того хуже — у них программа есть, но они обещают в случае прихода к власти принять жесткие законы о миграции, которые позволят высылать из страны правонарушителей и исламистов. Между ними неуклюже маневрирует президент-центрист и глава социал-либеральной партии «Возрождение» Эммануэль Макрон, пугающий избирателей в случае прихода к власти конкурентов гражданской войной. «Он всегда проводил предвыборную кампанию с посылом «Я или хаос». Это очень слабый аргумент, подтверждающий его поражение», — цитирует Bloomberg одного из лидеров ультраправых Мари Ле Пен.
Речь идет о поражении левых и центристов на недавних выборах в Европарламент — уверенную победу от Франции одержала ультраправая партия Ле Пен и Жордана Барделла «Национальное объединение» (34% голосов), тогда как «Возрождение» набрало всего 14,4%. Казалось, что это звонкая пощечина не сможет вывести Макрона из равновесия, ведь поддерживающие его политические силы имели хоть и не абсолютное, но большинство в Национальном собрании, а следующие выборы планировались только в 2027 году. Однако президент принял решение, удивившее даже его соратников, — распустил парламент и назначил внеочередные выборы.
«Я не могу делать вид, что ничего не произошло. К этой ситуации добавляется лихорадка, охватившая в последние годы общественные и парламентские дебаты в нашей стране. Именно поэтому, проведя консультации, предусмотренные статьей 12 нашей Конституции, я решил путем голосования вновь предоставить вам выбор нашего парламентского будущего», — объяснил Макрон.
На этот шаг президент решился в надежде вернуть большинство в парламенте — без этого ему не всегда удается принимать нужные законы. В частности, ему пришлось воспользоваться лазейкой во французской конституции и протащить в 2023 году закон о повышении пенсионного возраста, приведший к массовым протестам. Подобные решения грозят вотумом недоверия правительству, и в таком случае Макрону все равно бы пришлось распускать парламент.
Шансы Макрона упрочить власть невелики — опрос Ipsos для Financial Times, проведенный 19-20 июня, показал, что 25% респондентов отдают предпочтение партии Ле Пен, левый «Новый народный фронт» набрал 22%, а альянс Макрона — всего 20%. Однако у лидера Франции есть свой козырь — стартующая в Париже 26 июля Олимпиада. На прошедшем 13 июня саммите G7 в итальянском Бари президент Франции выразил надежду, что «французы на выборах в законодательные органы будут учитывать Олимпиаду, и не выберут не совсем готовых лидеров – чтобы Игры не выглядели плохо», — сообщает французский информационно-политический журнал L'Express.
За Макрона агитируют лидеры сборной Франции
Наверняка Эммануэль держит в уме и шансы на триумф сборной Франции на чемпионате Европы, который тоже может сыграть в его пользу. На стороне президента лидеры национальной команды, в том числе суперзвезда футбола Килиан Мбаппе. На пресс-конференции, посвященной анонсу первой игры французов на Евро-2024 против Австрии, Мбаппе призвал соотечественников не игнорировать предстоящие выборы.
«Мы находимся в решающий момент истории Франции. Евро важен для нашей карьеры, но мы граждане, и не оторваны от того, что происходит в нашей стране. К власти могут прийти экстремисты, но у нас есть возможность определить свое будущее. Я призываю всех молодых людей пойти и проголосовать, чтобы осознать всю важность ситуации. Надеюсь, что мой голос донесется до всех», — приводит слова Килиана Le Figaro.
Мбаппе поддержал другой форвард сборной Франции Маркус Тюрам, чей отец Лилиан, родившийся в Гваделупе, был одним из самых именитых игроков в истории «трехцветных»: «Это печальная реальность нашего сегодняшнего общества, — комментировал Тюрам-младший сообщения о высоких рейтингах ультраправых. — Мы должны выйти и проголосовать. Нам всем нужно ежедневно бороться, чтобы «Национальное объединение» не прошло».
У противостояния игроков сборной Франции с правыми глубокие корни. В 1998 году Жан-Мари Ле Пен, лидер партии «Национальный фронт», которая с тех пор была переименована в «Национальное объединение» под руководством его дочери Марин, попытался обесценить победу национальной команды на домашнем чемпионате мира. «Немного искусственно привозить игроков из-за границы и называть их сборной Франции. Многие из них не поют или не знают «Марсельезу», — напоминает слова политика Liberation.
Тогда Ле Пена никто не слушал: французов нисколько не волновало, что помимо Тюрама-старшего первое в истории страны чемпионство принесли выходец из Алжира Зинедин Зидан, Кристиан Карамбе (родился в Новой Каледонии), Патрик Виейра (сенегальские корни), Тьерри Анри (родители из Гваделупы и Мартиники) и полузащитник с армянской фамилией Юрий Джоркаефф. Команду в народе называли «black, blanc, beur» (черный, белый и арабский) — отсылка к традиционным цветам французского флага «bleu, blanc, rouge». Тогдашний президент Жак Ширак поздравил «трехцветную и многоцветную команду» с созданием «прекрасного образа Франции и ее человечности».
С тех пор французы традиционно удачно выступают на главных мировых форумах, свидетельство чему выход в финал Евро-2016, победа на ЧМ-2018 и финал ЧМ-2022. Но как только результаты падают (поражение в 1/8 финала Евро-2020 по пенальти от Швейцарии), правые вновь поднимают голову и напоминают, что с идентичностью не все так однозначно. Тогда пострадал не реализовавший роковой 11-метровый Мбаппе, ставший объектом расистских оскорблений в соцсетях. «В последнее время существует заметный рост расизма во французском футболе. В этом сезоне было много инцидентов, включая нацистские приветствия, обезьяньи кричалки. С «Бастии» сняли очки после того, как помощник судьи подвергся расистским оскорблениям», — считает автор книги «Ва-ва-вум: современная история французского футбола» Том Уильямс.
Высокий уровень безработицы, беспорядки в чемпионате страны по футболу
Также нужно учитывать, что Франция тяжелее других относительно благополучных стран прошла этап пандемии, что спровоцировало не только скачок безработицы с 7,1% до 9%, но и сумасшедшие беспорядки в чемпионате Франции-2021/21. В матче «Лион» — «Марсель» полузащитник гостей Димитри Пайет получил бутылкой по голове при подаче углового. Всего в первом круге девять матчей превращались в ад, и чаще всего буйства происходили в поединках с участием «Марселя».
Волна насилия на стадионах накрыла всю страну: перед игрой с «Анже» в Сент-Этьене ультрас местного клуба потребовали уволить тренера Клода Пюэля, забросали поле файерами и прожгли сетку ворот. В Лансе фанаты хозяев бросили вызов болельщикам «Лилля» и рванули на их сектор – бойню удалось предотвратить, и матч доиграли. «Во Франции и до пандемии был один из самых высоких уровней безработицы в Европе, а теперь он снова вырос. Большинство этих людей относится к малообеспеченным слоям общества — они ходят на стадион не для наслаждения игрой, а чтобы выплеснуть негатив», – объяснил Franceinfo социолог Николя Уркад.
Усиление кризиса в условиях принятия непопулярных законов позволило правым как никогда близко оказаться к победе – если на парламентских выборах 2022 года «Национальное объединение» набрало лишь 17,3% голосов (третье место), а победила коалиция сторонников «Возрождения» (38,57% голосов), то теперь фаворитом является партия Ле Пен и Барделла. И правые не стесняются в выражениях в отношении союзников Макрона. «Мне горько видеть, когда путешествующие на частных самолетах спортсмены-мультимиллионеры пытаются учить тех, кто едва сводит концы с концами, зарабатывая €1400 в месяц и не чувствуя себя в безопасности. У них нет возможности жить в районах, охраняемых сотрудниками службы безопасности», — упрек Барделла в сторону Мбаппе и его единомышленников очевиден.
Впрочем, рассуждения лидера правых могут и не получить поддержки у аудитории, ведь Килиан вырос в Бонди — это окраина Парижа с самой высокой долей иммигрантов и беспрецедентным уровнем бедности: по данным INSEE (Национального института статистики и экономических исследований Франции), 28,6% из более чем 50 000 жителей живут за чертой бедности. Отец Мбаппе родом из Камеруна, а семья его матери из Алжира, и до взлета карьеры Киллиана их было сложно причислить даже к среднему классу.
«Обсуждение предстоящих выборов может повлиять на их результаты — полемика затронет умы молодых избирателей, которые, возможно, не думали голосовать или даже не знали о проведении выборов», — цитирует BBC Sport профессора французской и европейской политики в Университетском колледже Лондона Филиппа Мальера.
Ставка Макрона на поддержку спортивной элиты, а также эффект Олимпийских игр — рискованная затея. Во французском обществе накопилось слишком много проблем, чтобы решить их эйфорией от завоевания золотых медалей Игр или победой на континентальном футбольном первенстве. Высока вероятность того, что Франция впервые в истории получит ультраправое правительство. Последствия не сможет предсказать никто.