К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как до звезды: женская футбольная лига в Англии хочет повторить успех АПЛ

«Челси» выиграли трофей женской суперлиги Barclays (Фото Clive Brunskill / Getty Images)
«Челси» выиграли трофей женской суперлиги Barclays (Фото Clive Brunskill / Getty Images)
По данным компании Deloitte, английская футбольная Женская суперлига (WSL) на 50% увеличила свой доход в сезоне 2022–2023 по сравнению с предыдущим — он составил 48 млн фунтов стерлингов ($61 млн). И более чем вдвое выручка выросла по сравнению с сезоном 2020-2021, когда в отчетах числилась сумма в 20 млн фунтов стерлингов. Forbes Sport рассказывает, за счет чего им это удалось и как в Англии пытаются строить женскую версию АПЛ — самой дорогой футбольной лиги мира

48 млн фунтов стерлингов — это рекорд для WSL, первый сезон которой прошел в 2011 году с участием всего восьми клубов и по системе «весна-осень». Сейчас в высшем дивизионе женского футбола играют 12 клубов, из которых только один клуб по результатам сезона выбывает в WSL Championship, а сезон синхронизирован с мужским (осень-весна). Правда, в высшем дивизионе больше не играют независимые команды, то есть не аффилированные с клубом АПЛ — не тянут.

Всплеск интереса к женскому футболу, без которого не было бы роста доходов, случился после первой в истории победы женской сборной Англии на Евро-2022, который местные болельщики к тому же могли наблюдать собственными глазами на домашнем турнире, а также после второго места «Львиц» на ЧМ-2023.

В Deloitte не ожидают угасания интереса и прогнозируют, что финансовые показатели недавно завершившегося сезон достигнут 52 млн фунтов стерлингов, а по окончании следующего доходы вырастут до 68 млн фунтов стерлингов. За счет чего?

 

Лига отделяется от FA, чтобы больше зарабатывать

Для того, чтобы понять, каков потенциал у женского футбола в стране после победы «Львиц» на Евро, в сентябре 2022 года правительство Великобритании заказало исследование, результаты которого оценивала независимая комиссия во главе с бывшим игроком сборной Англии Карен Карни. По итогам работы Карни заявила, что через десять лет женский футбол может стать «индустрией, стоимостью миллиарды фунтов стерлингов». При создании, разумеется, определенных условий. Таких, как перенаправление части средств из призового фонда мужского Кубка Англии, мощное инвестирование в клубные академии, а также разрешение на трансляцию женских матчей в 15:00, в субботу — с 60-х годов трансляция любых футбольных матчей с 14:45 до 17:15 по субботам запрещена, сделано это было для того, чтобы болельщики ходили на стадион.

Эту последнюю идею как раз и начинает осторожно лоббировать организация NewCo, специально созданная, чтобы быть управляющей компанией WSL и WSL Championship — двух высших дивизионов женского профессионального футбола в Англии.

 

Английская премьер-лига (мужская) — это отдельная от Футбольной ассоциации Англии (FA) структура. Она принадлежит 20 клубам-членам, каждый клуб является акционером, имеющим один голос при решении вопросов. FA лигой не управляет, но имеет право голоса при выборе руководства АПЛ, а также при принятии новых правил.

Женская Суперлига до сих пор управлялась Футбольной ассоциацией, но со следующего сезона эту функцию возьмет на себя NewCo. Сделано это как раз для коммерческого роста двух дивизионов женского футбола, для привлечения туда инвестиций и расширения возможности заработка.

NewCo будет точно так же принадлежать 24 клубам-членам (по 12 в каждом дивизионе), а FA будет иметь право голоса по определенным вопросам. 

 

Возглавляет организацию Никки Дусе, которая долгое время работала исполнительным директором Nike, и, по ее словам, NewCO не будет применять ту же стратегию, которая принесла успех мужскому футболу. Одной из причин создания специальной управляющей организации как раз и является поиск бизнес-модели, которая лучше всего подходит именно для женского футбола.

«Одна из наших концепций — это инвестиционная привлекательность, модель, которая будет побуждать инвестировать в наши клубы. Благодаря этому мы хотим сделать лигу финансово устойчивой в будущем», — сказала Дусе.

Надеются на двукратное увеличение стоимости телеконтракта

Один из первых шагов новой структурой уже сделан — именно NewCo добилась того, что WSL продлила договор на вещание внутри страны с BBC и Sky Sports еще на один сезон. Не то чтобы вещатели сопротивлялись, просто у женской лиги большие цели в этом направлении, а годичная пролонгация соглашения просто даст им время

В сезоне 2022–2023 доходы от вещания составили 7,2 млн фунтов стерлингов ($9,1 млн) — и это 15% от общего дохода. За следующий сезон лига получит примерно столько же, но с 2025 года хочет зарабатывать уже в два раза больше.

Сообщается, что WSL планирует заключить соглашение на сумму от 15 до 20 млн фунтов стерлингов, правда, вещателей нужно еще убедить, что ценность Суперлиги настолько выросла. Возможно, в этом поможет разрешение показа матчей в 15:00 по субботам, но такового у лиги пока нет.

 

Посещаемость уже рекордная, и она будет расти

Что однозначно можно записать в плюс — это посещаемость WSL, которая по сравнению с предыдущим сезоном выросла почти на 200%, а доходы от проведения матчей — до 7 млн фунтов стерлингов. Если в предыдущем сезоне средняя посещаемость равнялась 1923 человека, то в сезоне 2022-2023 — уже 5616 человек. В недавно же завершившимся сезоне 2023-2024 она еще подросла — свыше 7000 зрителей в среднем на матче. Уже за шесть туров до конца совокупная посещаемость побила рекорд дивизиона (прошлый сезон — 689 297 зрителей), а в итоге перевалила на 1 млн посетивших стадионы болельщиков.

Самыми посещаемыми клубами являются «Арсенал», «Челси», «Ливерпуль», «Манчестер Юнайтед». «Канонирки» вообще бьют все рекорды — на их игры в среднем ходило по 30 000 человек в прошедшем сезоне. Но даже у них все было не так блистательно пять лет назад, не говоря уже о самом начале пути женской Суперлиги. Пять лет назад за их матчами в среднем наблюдали с трибун около 2000 человек.

В первом сезоне Суперлиги, в 2011 году, самая высокая посещаемость была зафиксирована на матче  «Челси» — «Арсенал» (2501 зритель), а самая низкая была отмечена на матче «Ливерпуль» — «Донкастер Роверс» (120 человек).

Сейчас цифры совсем иные, и не потому, что посещаемость растет только у 4-5 клубов. Еще пять лет назад средняя посещаемость женской версии «Эвертона» была на уровне 217 человек, сейчас уже 2000.

 

Взрывному росту помогли не только успехи сборной Англии на международных турнирах, но и решение играть некоторые матчи женских команд на главных стадионах клубов — на «Стэмфорд Бридж», «Эмирейтс», «Олд Траффорд» и так далее.

На «Стэмфорд Бридж» может собраться около 40 000 человек на топовый матч, а «Арсенал» в этом сезоне продал более 60 000 билетов (и это полная заполняемость арены) на каждую из двух последних домашних игр — против «Манчестер Юнайтед» и «Тоттенхэма». В следующем сезоне девушки проведут на «Эмирейтс» все 11 домашних игр чемпионата, что, вероятно, позволит поставить очередной рекорд.

Расчет на спонсоров

За подобным успехом всегда следует ощутимый финансовый рост, поэтому, как следует из отчета Deloitte, коммерческие доходы лиги составили 17 млн фунтов стерлингов ($21,6 млн) и это 35% от общей выручки.

Женские «Манчестер Юнайтед», «Манчестер Сити», «Ливерпуль» и «Тоттенхэм Хотспур» отчитались о коммерческих доходах, превышающих 1 млн фунтов стерлингов ($1,3 млн). «МЮ» заработал 5,2 млн фунтов стерлингов ($6,6 млн), «Сити» — 3,6 млн фунтов стерлингов ($4,6 млн), «Ливерпуль» — 3 млн фунтов стерлингов ($3,8 млн), а «Тоттенхэм» — 1,7 млн фунтов стерлингов ($2,2 млн).

 

Это практически 80% от дохода всех клубов лиги, что говорит о значительном расслоении, которое новая управляющая компания тоже будет стремиться преодолеть.

Если же говорить о лиге, как о бренде, то и его ценность растет. Сообщается, что WSL близка к завершению продления титульного спонсорства с банком Barclays, и сумма соглашения будет рекордной — 9 млн фунтов стерлингов ($11,4 млн), что в два раза больше текущей сделки, заключенной до 2025 года. Это тоже крупная победа NewCo, которая уже вовсю занимается коммерческими вопросами лиги, несмотря на то, что официально приступит к своим только с нового сезона.

Без денег мужских клубов все еще не обойтись

Однако, несмотря на эти результаты и почти 15-летнюю историю существования лиги, эксперты Deloitte говорят, что для лиги это только начало пути. Хотя бы потому, что рекордный доход не отменяет того, что WSL снова ушла в убыток. Мало того, он вырос: 21 млн фунтов стерлингов в сезоне 2022-2023 против 14 млн фунтов стерлингов в сезоне 2021-2022.

Самая большая часть средств тратится на зарплаты игроков — 75% выручки, 36 млн фунтов стерлингов, что на 45% больше, чем 25 млн фунтов стерлингов в предыдущем сезоне. Более половины из этой суммы получает игроки четырех клубов («Арсенал», «Челси», «Манчестер Юнайтед» и «Манчестер Сити»)  — 57%.

 

Все женские клубы по-прежнему сидят на подкормке у клубов АПЛ. В своем отчете парламенту Великобритании, АПЛ отметила, что ее клубы инвестировали более 40 млн фунтов стерлингов ($50,8 млн) в свои женские команды в сезоне 2021-2022. 

Это, конечно, не фантастическая сумма, учитывая, что совокупный доход 20 клубов АПЛ, согласно отчету УЕФА, в 2022 году составил $7 млрд. Но эта сумма многое говорит о том, какой долгий путь WSL предстоит пройти, чтобы приблизиться к вершинам Английской премьер-лиги.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+