Олимпийская катастрофа: поставщик сборной Франции на грани банкротства накануне Игр
15 октября 2023 года сборная Франции по регби потерпела поражение от южноафриканцев в четвертьфинале чемпионата мира, проводимого на родной земле. Это стало тяжелым ударом для игроков и сильным финансовым ударом для Le Coq Sportif — экипировщиком французской команды, который перед началом ЧМ по регби продал 200 000 официальных футболок национальной команды. Ожидалось, что компания продаст еще 250 000 единиц во время соревнований — при цене в €95 за майку вышло бы примерно €24 млн — но вылет Франции из турнира, в котором в итоге победила ЮАР, не помог Le Coq Sportif достичь своих целей.
Импульс продаж в конце августа 2023 года, вызванный ЧМ по регби, проблемы с прибыльностью Le Coq Sportif не решил — в первом полугодии выручка компании упала до €63 млн, что на €1,5 млн меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В отчете Le Coq Sportif сообщается, что произошло это из-за спада в обувном бизнесе и падения экспорта в Испанию, указав при этом, что продажи одежды выросли на 8%.
Проблемы с прибыльностью наблюдались и ранее — с 2019 года компания сообщает об убытках: €10 млн в 2019 году, €19,6 млн в 2020 году, €9,2 млн в 2021-м и €6,9 млн в 2022-м, в первом полугодии 2023 года операционные убытки составили почти €6 млн.
Однако, до недавнего времени казалось, что дела у Le Coq Sportif не так уж и плохи. На это указывало, например, то, что компания инвестировала в свое производственное подразделение в Ромийи-сюр-Сен, расширив его еще на 3000 квадратных метров. Открытие здания, которое еще и стало штаб-квартирой компании, случилось в июне. А еще Le Coq Sportif стал официальным экипировщиком французской сборной на Олимпиаде-2024, зарекомендовав себя как производитель подиумных нарядов на зимних Играх-2022. Однако теперь все это уже не успокаивает инвесторов и партнеров.
В 2005 году компанию спас швейцарец
«Участие в Олимпийских играх в Париже — это больше, чем просто мечта», — комментировал пресс-релиз от Le Coq Sportif победу в тендере на официальную поставку экипировки сборной Франции на домашней Олимпиаде 2024 года.
Компания пообещала, что вся одежда для французских олимпийцев будет произведена на фабрике в Ромийи-сюр-Сен. Именно там 140 лет в своей текстильной мастерской энтузиаст спорта Эмиль Камюзе начал шить трикотажные изделия для своих друзей-велосипедистов, футболистов и регбистов, еще не зная, что создает легендарный бренд.
Вскоре Le Coq Sportif завоюет популярность у спортсменов и станет появляться на трассах «Тур де Франс», рингах и теннисных кортах. В 1976 году Le Coq Sportif начал сотрудничество с клубом «Сент-Этьен», создав легендарную зеленую майку, в 1983-м Янник Ноа в форме с силуэтом петушка выиграл Открытый чемпионат Франции по теннису, а в 1986-м — Диего Марадона в форме от французского бренда забил «Рукой Бога» на чемпионате мира.
Затем компанию начало штормить: последовательные поглощения более глобальными брендами, уход всего производства в Азию и лишение лицензий из-за некачественной продукции, из-за чего бренд остался ограничен только обувным рынков. В 2005-м за Le Coq Sportif, запутавшуюся в юридических проблемах, взялся швейцарский финансист и владелец инвестиционного фонда Airesis Марк-Анри Босир. В 2010 году он решился восстановить фабрику в Ромийи, которая к тому времени практически превратилась в руины, а в 2022-м еще и расширил ее, перевезя туда штаб-квартиру. Компания возобновила свои связи с «Тур де Франс» и подписала контракты с «Сент-Этьеном»» и национальной сборной по регби.
И, несмотря на убыток в €10 млн евро в первой половине 2023 года, Le Coq Sportif выиграла тендер на работу со сборной Франции на домашней Олимпиаде в Париже. Некоторые представители спортивного мира Франции долгое время ставили под сомнение решение о присуждении престижного контракта компании. И, кажется, не ошиблись.
Олимпийская катастрофа
«Последние несколько недель царила паника. Все ищут план Б, чтобы избежать катастрофы», — сообщил официальный представитель французского олимпийского движения на условиях анонимности. Подтвердил задержки в экипировке и глава Олимпийского комитета Франции Давид Лаппартиан, который заявил, что в некоторых видах спорта «все идет туго».
«Мы не поняли, как они выиграли контракт. Когда они его получили, все знали, что находятся не в лучшей форме», — сказал анонимно другой чиновник про Le Coq Sportif, стоимость акций которой упала примерно вдвое за последние четыре года из-за пандемии коронавируса и высоких цен на энергоносители.
В 2023 году Босир заявил, что ему потребуется €30 млн акционерного капитала для финансирования инициатив бренда, связанных с Олимпиадой, владелец Airesis также искал нового финансового партнера. И в конце концов обратился к правительству Франции за кредитом.
Издание L'Informé в сентябре сообщило, что Le Coq Sportif не в состоянии выполнить свой контракт с французской олимпийской сборной, и после согласительной процедуры «получил поддерживаемый государством заем на сумму €10 млн», добавив, что компания «заигрывала с катастрофой», а правительство хотело избежать фиаско за год до Олимпийских игр.
«Как и многие производители, которые решили производить продукцию во Франции, Le Coq Sportif сталкивается со значительным ростом производственных затрат, а также стремительным ростом инфляции», — оправдывается бренд.
В конце мая торги акциями холдинговой компании Le Coq Airesis были приостановлены на швейцарской фондовой бирже после того, как она пропустила крайний срок публикации финансовых результатов за 2023 год, уже отложив их выпуск в апреле. Компания никак не прокомментировала приостановку, заявив только в апреле, что ей нужно больше времени для подготовки своих данных.
Le Coq Sportif — не единственная крупная компания, столкнувшаяся с финансовой неопределенностью в преддверии Олимпиады в Париже. Atos, поставщик информационных технологий и кибербезопасности, также испытывает финансовые трудности, поскольку французское государство намерено национализировать свои стратегические операции.