Больше пива и сосисок: как Германия собирается заработать на Евро-2024
Организация крупного спортивного события неизбежно ложится финансовым бременем на принимающую сторону, однако большие расходы всегда оправдывались экономическим эффектом для страны в долгосрочной перспективе. В последние годы этот эффект все чаще ставится под сомнение. Например, по данным исследователей из Университета Лозанны, в период с 1964 по 2018 год 31 из 36 крупных соревнований (таких как чемпионаты мира или летние и зимние Олимпийские игры) принесли значительные убытки. Из 14 проанализированных ими чемпионатов мира только чемпионат мира в России в 2018 году имел профицит в размере $235 млн, чему способствовала крупная сделка по продаже прав на трансляцию. Но исследователи ориентировались только на официальные данные по расходам на строительство спортивной инфраструктуры и непосредственно на организацию события, не беря в расчет косвенные траты — на городскую и транспортную инфраструктуру, отели и так далее. При том, что средства от продажи медиаправ и выплаты от глобальных спонсоров ушли в казну ФИФА, которая тоже несла расходы на организацию, но исключительно операционные. По тем же данным исследования, после ЧМ-2018 вернулось только 4,6% инвестиций.
Успех сборной важнее
Та же ситуация с чемпионатами Европы по футболу и УЕФА, который несет операционные расходы, однако и доходы забирает себе. Согласно финансовому отчету УЕФА за 2022-23 годы, ее доходы составили около €4,3 млрд — и это за год без чемпионата Европы. В год же последнего Евро доходы Союза были значительно выше — €5,7 млрд.
Сколько УЕФА получает только от отдельных спонсоров, он не раскрывает, но ожидает, что общий доход только от чемпионата Европы составит €2,4 млрд. Германии же Евро-2024, по подсчетам Института экономических исследований Лейбница (IWH) в Галле, принесет доход от туризма в размере около €250 млн.
Заместитель президента IWH Оливер Холтемеллер сообщил о «небольшом экономическом плюсе» для Германии, добавив, что «серьезного экономического толчка от турнира ожидать не стоит». По его мнению, куда полезнее для страны будет, если немецкая сборная пройдет как можно дальше по турнирной сетке Евро.
«В зависимости от того, как пройдет турнир, улучшение настроения в обществе за счет вдохновляющих спортивных успехов было бы преимуществом для экономики, которая в настоящее время страдает от довольно плохого настроения», — сказал Холтемеллер.
Предостережения от слишком завышенных ожиданий экономических импульсов от Евро для Германии основаны, в том числе, и на опыте чемпионата мира по футболу 2006 года, который тоже принимала страна. Он показал, что крупные спортивные мероприятия не обязательно приводят к увеличению общих потребительских расходов — они просто перемещаются из одной области в другую, не приводя к значительному экономическому подъему.
«Да, многие потребители, вероятно, воспользуются Евро как возможностью купить новый телевизор или выпить дополнительную кружку пива. Но они экономят деньги на другом: едят сосиски вместо похода в ресторан или смотрят телевизор вместо похода в кино. В результате потребительские расходы не обязательно увеличиваются, скорее они меняются», — считает руководитель отдела экономики Института немецкой экономики в Кельне Михаэль Гремлинг.
Больше пива
Тем не менее, немецкие пивовары рассчитывают на рост прибыли. 2023 год был трудным для немецкой пивной индустрии — продажи в стране упали на 4,5% до 8,4 млрд литров, продолжая долгосрочную тенденцию к снижению. Хольгер Айхеле из Ассоциации пивоваров Германии считает, что благодаря Евро-2024, пивоваренные заводы страны смогут рассчитывать на рост прибыли. Во время чемпионата мира 2006 года, который также принимала Германия, продажи пива выросли примерно на 5% до и во время турнира.
«Вполне возможно, что 2024 год станет новым рекордным годом для туризма в Германии — в том числе благодаря множеству восторженных футбольных фанатов, которые хотят увидеть это событие вживую. Крупные футбольные мероприятия в прошлом показали, что во время турнира пьют больше пива, чем обычно в летние недели», — сказал Айхеле.
Имидж дороже денег
Некоторый экономический эффект могут увидеть города, в которые придет большой футбол, несмотря на большие расходы. Согласно совместному исследованию ZDF и новостного журнала Spiegel, Германия потратит на чемпионат Европы около €650 млн, €260 млн из них пойдут на фан-зоны. УЕФА в этих расходах не участвует.
Только организация фан-зон в Дюссельдорфе, одного из 10 принимающих городов Евро-2024, обошлась в €7 млн. Всего же город выделил €20,5 млн на персонал, транспорт, культурную программу и безопасность, еще €20 млн потратил на реконструкцию стадиона. И это при том, что в Дюссельдорфе пройдет всего пять матчей чемпионата.
Тем не менее, мэр города Стефан Келлер уверен, что инвестиции окупятся: «Конечно, это не те расходы, которые должен нести налогоплательщик. Но мы считаем, что выиграем от этого турнира экономически, потому что в наш город приедут сотни тысяч людей, которые здесь потратят деньги».
Келлер посчитал, что на пяти матчах Евро в Дюссельдорфе ожидается около 250 000 болельщиков — если каждый из них потратит 100 евро, то это уже будет €25 млн дохода. Но даже это, по его мнению, не главное: «Этот турнир увидят пять миллиардов человек у экранов по всему миру, и для Дюссельдорфа это бесценная имиджевая реклама».
Всего же на четырехнедельное мероприятие В Германии было доступно 2,7 млн билетов — все они уже распроданы. В Берлине, Мюнхене, Кельне, Дортмунде, Дюссельдорфе, Франкфурте, Гельзенкирхене, Гамбурге, Лейпциге и Штутгарте ожидают наплыва отечественных и иностранных гостей.
Впрочем, Германия не только не строила новые футбольные арены, как это часто происходит с хозяевами крупных турниров, но и, как подчеркивает вышеупомянутый Михаэль Гремлинг, не несла расходов на новые дороги или другую инфраструктура, как, например, во время чемпионата мира по футболу в Южной Африке.