Королевский шарм: как «Реал» избавился от долгов и стал самым дорогим клубом мира
В начале века «Реал» страдал от долгов объемом более $300 млн
«Залог успеха «Реала» заключается в его истории, традициях и, конечно, мастерстве футболистов. Этот клуб — семья, мы без проблем работаем вместе, в раздевалке очень хорошая атмосфера. Здесь нет больших эго, парни очень скромные. В этом сезоне управлять командой было несложно», — сиял после победы над дортмундской «Боруссией» в финале Лиги чемпионов-2024 тренер мадридцев Карло Анчелотти.
Сегодня трудно представить, что в конце прошлого века положение дел было совсем иным — бестрофейная серия «сливочных» в Лиге чемпионов длилась 32 года, и даже когда она прервалась в 1998 году, клубу никак не удавалось преодолеть сильный финансовый кризис. После победы на клубных выборах в 2000 году нынешний президент мадридцев Флорентино Перес принял «Реал» с долгом в $319,8 млн. За почти четверть века под руководством этого человека мадридцы вернули не только былое величие, но и стали настоящим бизнес-лидером мирового футбола.
В последнем рейтинге Deloitte Football Money League-2024 «Реал» занял первое место с показателем дохода за 2023 год в €831 млн. Это на €118 млн больше, чем в предыдущем отчете консалтинговой компании. Больше всего мадридцам принесли коммерческие сделки (€403 млн), продажа телевизионных прав позволила аккумулировать €306 млн и еще €122 млн составил доход от реализации билетов и абонементов. Рост клуба во многом обусловлен высокими показателями розничной торговли и более высокой посещаемостью стадионов после ослабления ограничений, введенных из-за COVID-19. Также третий год подряд (и восьмой раз за последние 11 лет) мадридцы возглавили рейтинг самых богатых клубов мира от Forbes — стоимость «Реала» оценивается в $6,6 млрд.
У 77-летнего обладателя состояния в $2,9 млрд Флорентино Переса есть огромный опыт по выводу попавших в непростую ситуацию компаний из кризиса. В начале 1980-х амбициозный мадридский предприниматель приобрел обанкротившуюся строительную фирму Construcciones Padros и превратил ее в одного из самых востребованных застройщиков в Европе. В настоящее время компания называется ACS Group — ее капитализация составляет $11 млрд. Однако, в отличие от арабских шейхов, Перес не тратил собственные средства на усиление клуба — успехи «Реала» являются результатом талантливого менеджерского управления.
Удачная продажа клубной базы, эра «галактикос», 400 млн фанатов
Чтобы избавиться от накопленных в прошлом веке долгов, «Реал» провернул очень выгодную сделку по продаже тренировочной базы «Сьюдад Депортива» в центре Мадрида. На тот момент комплекс сильно устарел и нуждался в реконструкции, поэтому мадридцы решили построить новый, но уже в пригороде Вальдебебасе, неподалеку от аэропорта Барахас. Вырученные €480 млн от продажи муниципалитету старой базы помогли построить новую, «Сьюдад Реал Мадрид», с 12 полями, стадионом имени Альфредо Ди Стефано и клубной академией «Ла Фабрика». Также хватило денег, чтобы частично закрыть долги.
Перес понимал — чтобы вернуть «Реалу» былую славу, нужно увеличить его глобальную популярность. Эта задача в начале 2000-х решилась с началом эры «галактикос»: в течение нескольких сезонов ряды «сливочных» пополнили такие суперзвезды как Дэвид Бекхэм (заметно увеличил продвижение бренда «Реала» в Азии), Луиш Фигу, Зинедин Зидан и Роналдо, а в следующем десятилетии — Криштиану Роналду и Гарет Бэйл. Фанаты по всему миру получили четкий сигнал, что «Реал» ассоциируется только с самыми выдающимися футболистами своего поколения. Стратегия себя оправдала: в настоящее время у мадридцев одна из самых внушительных фан-баз по всему миру — по данным El Economista, она составляет порядка 400 млн болельщиков.
Менеджмент мадридцев осознал, насколько увеличился масштаб бренда «Реала», и это позволило клубу изменить методы работы. Теперь футболистов экстра-класса не нужно манить к себе большими деньгами, они и сами понимают, что само по себе попадание в суперклуб дает огромные дивиденды и открывает сумасшедшие перспективы. Такой подход помог клубу сосредоточиться на первоочередном вложении средств в наиболее одаренных молодых игроков, и он уже принес результат.
Например, ключевую роль в нынешнем «Реале» играет автор одного из голов в финале Лиги чемпионов 23-летний Винисиус, а рядом с ним на поле выходят Родриго, Эдуардо Камавинга и другие попавшие в клуб в юном возрасте игроки. Этим летом к мадридцам присоединится еще один феномен — 17-летний бразилец Эндрик, обошедшийся «Реалу» в €47,5 млн. Но и покупать сложившихся суперзвезд мадридский клуб тоже не забывает: главной трансферной победой «Реала»летом 2024 года стало подписание форварда Килиана Мбаппе на правах свободного агента.
$300 млн в год за лого на футболках и ставка на новый стадион
Потрясающие результаты, невероятная стабильность, славная история — уникальная идентичность помогает «Реалу» заключать соглашения с самыми узнаваемыми и платежеспособными спонсорами. Согласно отчету аналитической и консалтинговой компании GlobalData, в сезоне-2023/24 в портфолио мадридцев значилось сотрудничество с 27 брендами, причем пять самых крупных спонсорских контрактов приносят 84% доходов по этой статье. А больше всего приносит реклама на футболках — $278,8 млн.
Заключенная в феврале 2024 года трехлетняя сделка с калифорнийским поставщиком аппаратного и программного обеспечения Hewlett-Packard (логотип HP появился на левом рукаве клубных футболок) будет ежегодно пополнять клубную казну на $75,7 млн. Столько же мадридцам платит одна из крупнейших мировых авиакомпаний Fly Emirates (их лого размещено на груди) — в ближайшее время ожидается продление заканчивающегося в 2026 году соглашения на улучшенных условиях. А самый выгодный контракт у «сливочных» заключен с производителем экипировки adidas — он оценивается в $127,4 млн в год. По эффективности продаж рекламных мест на футболках мадридцы со значительным превосходством опережают ближайших конкурентов по этой статье дохода — «Барселона» и «ПСЖ» не дотягивают даже до отметки в $200 млн, утверждает Marca.
В число топовых спонсоров «Реала» также входят такие мощные бренды, как производитель автомобилей и мотоциклов BMW, сберегательный банк Unicaja, страховая компания Sanitas, разработчик спортивных видеоигр EA Sports, производитель газировки Coca-Cola, бренд средств личной гигиены Nivea и многие другие. В 2023 году мадридцы углубили сотрудничество с ОАЭ сделкой с дубайской корпорацией туризма и коммерческого маркетинга Visit Dubai, информирует SportsPro Media. Кроме того, в конце 2024 года в Дубае планируется открытие первого на Ближнем Востоке тематического парка мадридского клуба с клубным музеем, аттракционами и точками продажи атрибутики.
Огромные надежды на увеличение прибыли «сливочные» возлагают на обновленный стадион «Сантьяго Бернабеу», реконструкция которого, по оценкам The Athletic, обошлась в €1,76 млрд. «Реал» взял кредит на строительство у ряда банков под невысокий процент (от 1,53% до 2,5%) и планирует рассчитаться с кредиторами уже к 2053 году.
Учитывая, что обновленная арена сможет генерировать доход 300 дней в году, это вполне реальная задача для лучшего клуба мира. Первое масштабное мероприятие на «Бернабеу» уже состоялось и принесло доход в €9,1 млн евро, утверждает Marca — именно столько составила доля мадридцев от концерта американской певицы Тэйлор Свифт в испанской столице.