К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Русское поле экспериментов: как трансформируется индустрия гольфа

До введения санкций в России было построено более 20 чемпионских полей мирового уровня (Фото Марины Кругляковой / ТАСС)
До введения санкций в России было построено более 20 чемпионских полей мирового уровня (Фото Марины Кругляковой / ТАСС)
Индустрия отечественного спорта в последние три десятилетия так глубоко интегрировалась в мировой рынок, что на ней не мог не отразиться резкий обрыв этих связей после введения наложенных на Россию санкций. Труднее всего пришлось тем видам спорта, которые пришли в нашу страну относительно недавно и зависели от импортированных технологий и оборудования. Гольф оказался в числе тех видов спорта, само выживание которых после введения санкций оказалось под вопросом. Forbes Sport рассказывает, как ведущие российские гольф-клубы ответили на вызов

Российские любители гольфа после введения санкций лишились многого, но сохранили инфраструктуру, которой могут позавидовать даже страны с гораздо более длительной историей развития гольфа. В предыдущие годы в стране было открыто более 20 чемпионских полей, созданных первоклассными дизайнерами, и все они сохранились и продолжают работать. Однако одних полей недостаточно. Современная индустрия гольфа выстроена на основе  использования передовых технологий, и поддержание доступа к ним стало для ведущих российских гольф-клубов вопросом выживания. 

Менеджеры и тренеры

Как и в других отраслях, в которых у нашей страны не было долгой собственной традиции развития, в гольфе с самого начала остро стоял вопрос подбора ключевых кадров. 

В каждом гольф-клубе существуют две основные управленческие позиции: генеральный менеджер и гольф-директор. Для первой нужна квалификация управленца в сфере спорта и гостеприимства, для второй – знания и опыт в области работы гольф-департамента, выстраивания процесса обучения и организации турниров. 

 

В течение первых 30 лет гольфа в России рынок топ-менеджеров развивался вполне традиционным образом: сначала приглашались специалисты из стран с огромной историей, и лишь затем их сменяли набравшиеся опыта местные управленцы. После 2022 года экспаты практически исчезли, но оказалось, местные управленцы вполне справляются, а часто и вовсе оказываются более эффективными.

Иная ситуация с позицией гольф-директора. Еще два года назад почти во всех ведущих гольф-клубах такие посты занимали высококлассные специалисты из Великобритании, Южной Африки, Турции или хотя бы Восточной Европы. В таких условиях быстрее развивались и местные кадры. Сейчас таких ролевых моделей в России практически нет, и нашим тренерам очень не хватает конкуренции. 

 
В России зарегистрировано 88 профессиональных тренеров, и этого недостаточно (Фото Екатерины Чесноковой·РИА Новости)

Согласно данным Ассоциации гольфа России, за последние несколько лет количество гольфистов, получивших статус профессионала (играющего или, при наличии законченного профильного образования, тренирующего) выросло почти на треть, в данный момент в ПГА России зарегистрировано в общей сложности 88 профессиональных гольфистов и тренеров по гольфу, но этого все еще недостаточно, и спрос на профессионалов сильно превышает предложение.

«С уходом иностранных специалистов клубам приходится сталкиваться также со снижением экспертизы. Осталась она только там, где было пройдено обучение по стандартам PGA, где сформированы технологии передачи опыта», — оценивает ситуацию гольф-клуба «Завидово» Вячеслав Бочаров.

И потери гольф-клубов не ограничиваются только уехавшими тренерами — из России уехали и многие клиенты: 

 

«После прекращения работы иностранных компаний на территории России, гольф-клубы лишились не только экспатов-сотрудников, но экспатов-членов клубов, которые могли составлять около 20% от общего количества членов клуба, а в некоторых случаях — и более. Это очень ощутимые потери», — признает операционный директор Гольф и Яхт-Клуба «Пестово» Наталья Павлова.

Сложности посевной

Обслуживание гольф-поля — важнейшая составляющая управления гольф-клубом. На начальном этапе становления отечественного гринкипинга в качестве главного гринкипера (гринкипер или суперинтендант — специалист по уходу за спортивным газоном, который понимает все тонкости и специфику ухода за газонами на гольф-поле) гольф-клуба практически всегда выступал иностранец, а его заместителем был российский специалист.

Поля для гольфа в гольф-клубе «Завидово» (Фото Сергея Ведяшкина·Агентство «Москва»)

Сейчас на позиции суперинтенданта практически не осталось ни одного иностранца. Однако непоправимой потерей их отъезд не стал. За два десятилетия в России выросло целое поколение гринкиперов, обладающих как необходимыми знаниями, так и колоссальным опытом, в том числе, опытом подготовки и проведения турниров мирового уровня. Многие специалисты прошли обучение в США и Европе, некоторые — уже обладая большим практическим опытом — закончили курсы Ассоциации агрономов по спортивным газонам по программам «Гринкипинг». Разработан и проходит общественное обсуждение профессиональный стандарт «Специалист по обслуживанию полей для гольфа (гринкипер)».

В этой сфере главной проблемой стали не кадры, а семена — запрет на продажу семян газонных трав вошел в первый же пакет санкций. 

Необходимые для создания и поддержания качественного гольф-газона семена производятся только в США и Европе. Есть три основных вида трав, подходящих для российского климата — полевица, овсяница и мятлик (bentgrass, fescue, bluegrass). Знаменитая bermuda, которая активно используется в ОАЭ и Флориде, относится к теплолюбивым травам, требующим теплой погоды и большого количества солнечных дней, поэтому она плохо подходит для наших реалий.

 

Полевица — самая прихотливая и требовательная трава, она требует определенной агротехники и защиты от болезней, но из нее получаются самые качественные игровые поверхности (грины, ти, фервеи). Грины в нашей стране всегда делают из полевицы. Средняя общая площадь гринов на 18-луночном поле редко превышает 1,5 га, но если на поле и фервеи засеяны полевицей, то можно смело добавить еще 15-20 га, за которыми нужно будет ухаживать как за гринами. Самые большие расходы при уходе за полевицей — это песок для топдресса и фунгициды для защиты от болезней, особенно зимних. В районах, где зимой лежит снег, полевица без химикатов полностью убивается так называемой «снежной плесенью». Если же потерять газон зимой, то на его восстановление может уйти почти весь игровой сезон, который у нас и без того довольно короткий — всего 5-6 месяцев.

Фото Екатерины Чесноковой·РИА Новости

Удобрения и химикаты, которые ранее также закупались за рубежом, сейчас с успехом можно заменить отечественными аналогами, а вот замены семенам нет. В России промышленного производства семян газонных трав просто не существует.

На самом деле, для поддержания гольф-поля много семян не нужно. Гольф — это не футбол, где другой уровень нагрузок, характер повреждений, и без постоянного подсева не обойтись. Если поле хорошо зимует, и нет потерь травы, то семян нужно немного — 40-60 кг. Однако год на год не приходится. Неблагоприятные погодные условия и болезни газонов могут вносить свои коррективы, повреждая идеальные натуральные ковры полей вне всякого графика. Поля подсеивают по мере необходимости, и у каждого клуба должен быть собственный минимальный запас семян.

Пока единственный выход — параллельный импорт через третьи страны. Это позволяет справиться с проблемой, но повышает издержки. 

 

Из-за удорожания логистики стоимость ввозимых семян, запчастей и новой техники по сравнению с 2021 годом возросла в среднем в 2 раза. Если раньше ведро полевицы побегообразующей (11,5 кг) стоило порядка 50 000 рублей, то сейчас оно обойдется уже более, чем в 100 000 рублей.

В этих условиях в клубах начинают особенно беречь технику и оборудование по уходу за гольф-полями. Без профессиональной техники (косилок, аэраторов, пескователей и пр.) создать качественную игровую поверхность, отвечающую требованиям мировых стандартов просто невозможно. Официальные поставки привычного и знакомого оборудования в данный момент прекращены, но по параллельному импорту можно завезти как запчасти, так и технику.

«Средняя цифра, необходимая для обслуживания 18-луночного гольф-поля до санкций колебалась от 40 до 100 млн рублей в год. В эту сумму входили ФОТ, ГСМ, семена, удобрения, фунгициды, содержание и обновление парка специальной техники и системы орошения. Сейчас стоимость выросла в разы», — оценивает директор «РГ Дизайн» Михаил Пучков.

«Хороший комплект техники для 18-луночного поля премиум класса, где основная трава — полевица побегообразующая, ранее стоил $2-2,5 млн, сейчас его стоимость составляет почти $5 млн. Стоимость пестицидов возросла примерно в 2 раза, а некоторых импортных препаратов — в 3 раза», — сетует Денис Колтыхов, руководитель службы эксплуатации гольф клуба «Сколково» и президент Ассоциации агрономов по спортивным газонам.

 

И это только приблизительная оценка. Реальные расходы на эксплуатацию гольф-поля зависят от типа поля, дизайна (чем больше сложных элементов рельефа, бункеров, водоемов, декоративных посадок, тем дороже уход). 

Фото Алексея Филиппова·РИА Новости

«Обычно стоимость ежегодного обслуживания гольф-поля можно представить себе еще на этапе проектирования. В среднем, затраты на обслуживание 18-луночного поля составляют от $150 000 до $400 000 в год, в зависимости от поля и задач, стоящих перед клубом. На средства защиты 18-луночного гольф-поля, где основные игровые поверхности из полевицы, в год может тратиться до 5 млн рублей, на песок — до 7 млн рублей, на запчасти — до 5-7 млн рублей. Рост цен и увеличение сроков поставок — это современные реалии, которые надо учитывать при планировании и разработке операционного бюджета любого гольф-клуба», — оценивает изменившуюся ситуацию Денис Колтыхов.

Гринкипинг — это непростая работа, связанная с физическим трудом, ранними подъемами, работой на современной технике. Для того, чтобы подготовить такого специалиста, взяв его «с улицы», требуется не один сезон. Считается, что для поддержания поля в хорошем состоянии, гольф-клубу требуется в среднем 1 человек на лунку, то есть на 18-луночное поле нужны 18-25 сотрудников. При этом, чем сложнее рельеф поля, тем больше требуется ручных работ, например, стрижки ручными косилками, а не самоходной машиной (райдером), а значит — большее количество более квалифицированного персонала. А за этот персонал теперь приходится бороться не столько с другими клубами, сколько с сервисами такси и доставки: по уровню оплаты труда они в последнее время являются главными конкурентами. 

Параллельный импорт и китайские клюшки

Гольф — специфичный вид, предполагающий высокий уровень комфорта для игроков. Это касается и гольф-каров. Два основных поставщика такой техники  — Ez Go и CLUB CAR — приостановили все действующие соглашения. Как и на рынке дорожных автомобилей, на место признанных лидеров индустрии пытаются пробиться китайские электрокары. Однако качество гольф-каров из Поднебесной пока не соответствует требованиям искушенных гольфистов, поэтому клубы предпочитают закупать кары с пробегом, но от известных брендов. А вот аккумуляторные батареи из Китая уже заняли большую долю рынка запчастей. В Китае также производится львиная доля оборудования для райвинг-рейнджей, как и почти 90% клюшек и мячей для гольфа.

 
Поставки гольф-каров известных брендов прекратились, их место пытаются занять китайские аналоги (Фото Эрика Романенко·ТАСС)

«Основными сложностями послесанкционного обслуживания гольф-поля стали дефицит запчастей и покупка новой техники. Ситуация абсолютно решаема посредством параллельного импорта. Но цена на 30% выше прежней», — рассказывает директор «ПАР групп» Олег Пызяк.

Нерешаемой остается только проблема с закупкой технологий анализа удара, необходимых для качественного обучения спортсменов любого уровня. В мире используются две такие системы — радарная от компании Trackman (Дания) и оптическая от Foresight Sports (США). Обе компании сейчас не допускают поставки оборудования и лицензий на территорию России, отслеживая IP-адреса, замены им пока найти не удалось.

ОБ АВТОРАХ:

Вячеслав Бочаров — комментатор по гольфу канала «Матч ТВ»;

 

Мария Петрикова — издатель и главный редактор журнала «Гольф клуб» 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+