К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

25 самых эффективных профессиональных спортивных клубов России. Рейтинг Forbes

25 самых эффективных профессиональных спортивных клубов России. Рейтинг Forbes
Forbes Sport представляет рейтинг эффективности работы менеджмента клубов трех ведущих профессиональных лиг страны — баскетбольной Единой лиги ВТБ, Континентальной хоккейной лиги и футбольной Российской премьер-лиги: мы оценили, кто успешнее всех смог выстроить свою деятельность в новых условиях

Два года новых реалий сильно изменили жизнь российских профессиональных спортивных клубов. Весной 2022-го им пришлось прямо по ходу сезона приспосабливаться к меняющимся правилам игры: иностранные тренеры и спортсмены массово уезжали, контракты на поставки оборудования и экипировки разрывались, а международные федерации исключали российские команды из всех турниров. Это был вызов, к которому не готовили ни учебники по менеджменту, ни мировой опыт. И к 2024 году уже можно зафиксировать главный результат: отечественные клубы с этим вызовом сумели справиться. 

Как мы считали

В рейтинг эффективности менеджмента году были включены российские клубы, входящие в состав трех профессиональных лиг — 12 клубов Единой лиги (баскетбол), 20 клубов КХЛ (хоккей) и 18 клубов РПЛ (футбол). 

В связи с тем, что чемпионаты во всех трех лигах проводятся по системе «осень — весна», обсчитывались футбольные клубы «Химки» и «Торпедо», выбывшие из РПЛ, а также «Балтика»и «Рубин», попавшие в РПЛ по итогам сезона 2022-23. Клубы «Лада»(КХЛ) и клуб «Руна»(Единая лига ВТБ), выступающие в своих лигах с 2023 года, также включены в рейтинг.

 

При подсчете из рейтинга были исключены хоккейные ЦСКА, «Сочи»и «Сибирь», футбольный «Ахмат»и баскетбольные «Енисей», «Автодор», «Парма», «Пари Нижний Новгород», «Уралмаш»и «Самара», не опубликовавшие финансовые результаты за 2023 год или опубликовавшие их не полностью. 

Оставшиеся клубы оценивались по следующим параметрам:

 

Средняя посещаемость домашних матчей (вес — 10%).  При подсчете рейтинга посещаемости домашних матчей использовались официальные данные, опубликованные Единой лигой ВТБ, КХЛ и РПЛ по итогам сезона 2022-23. Для «Балтики»и «Рубина»использованы данные посещаемости в Первой лиге, для «Лады» — в ВХЛ. 

Средняя заполняемость арены на домашних матчах (вес — 10%). При подсчете использованы официальные данные, указанные лигами, для ХК «Локомотив» средняя посещаемость рассчитывалась, исходя из данных КХЛ, а не клуба.

Выручка клуба (вес — 5%) / Прибыль/убыток клуба (вес — 5%). Рейтинг по этим параметрам рассчитывался на основании открытых данных ФНС, опубликованных по итогам 2022-2023 гг. 

 

Присутствие в СМИ (вес — 10%). Количество упоминаний участников лонг-листа в российских средствах массовой информации в 2022-2023 гг. подсчитано по данным системы «Медиалогия».

Популярность в соцмедиа (вес — 20%). Количество упоминаний участников лонг-листа в русскоязычном сегменте социальных сетей  в 2022-2023 гг. подсчитано по данным системы «Медиалогия». Обсчитывались упоминания в постах русскоязычных пользователей VK, OK, Telegram, YouTube, Rutube, Twich, X (ранее —  Twitter), а также Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена).

Экспертная оценка эффективности работы клубного менеджмента (вес — 20%). Баллы, выставленные экспертами, суммировались при составлении итогового списка.

Спортивные результаты (вес — 20%). Рейтинг спортивных результатов рассчитывался по итогам сезона 2022-23. Для хоккейных и баскетбольных клубов обсчет проводился по итогам плей-офф, для клубов РПЛ – по результатам чемпионата страны и Кубка России.  

Над рейтингом работали:

Редакторы:

 

Евгений Зуенко, Сергей Погребняк, Дарья Сулейманова, Ульяна Урбан

Эксперты:

Сергей Алтухов, профессор, директор Института спортивного менеджмента и права ВШЮА НИУ ВШЭ 

Михаил Демин, профессор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ

 

Анна Дунаева, генеральный директор маркетингового агентства Heartbeat

Алексей Кузяшин, специалист в сферах личного бренда и спортивного PR, совладелец коммуникационного агентства SodaProPR

Константин Клюшев, генеральный директор агентства спортивного маркетинга DoubleDouble

Алексей Савула, руководитель центра спортивного маркетинга АО НСПК

 
1. «Зенит»

1. «Зенит»

Средняя посещаемость — 1-е место (здесь и далее: положение в номинациях)

Заполняемость арены — 23

Выручка в 2022-23 гг. — 1

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 23

СМИ — 1

Соцмедиа — 1

Оценка экспертов — 1

Рейтинг спортивных результатов — 2

Российские профессиональные футбольные клубы провели последние годы в режиме жесткой турбулентности: сначала пандемия с отменой матчей и закрытием трибун, потом государство решило осчастливить их введением FAN ID, оттолкнув самых верных фанатов, А потом наступило время санкций, отстранения от еврокубков, ухода из России многих международных компаний и массового отъезда легионеров.

«Зенит» переживает «ревущие двадцатые» успешнее всех. Щедрая поддержка со стороны «Газпрома» помогла минимизировать потери и даже стать сильнее на поле: за последние пять лет клуб только в Бразилии подписал 14 футболистов, среди которых оказались и реальные звезды мирового уровня (Малкома, например, даже удалось перепродать в Саудовскую Аравию за €60 млн). Это позволило «Зениту» превратиться в настоящего гегемона, пять раз подряд выиграв Российскую премьер-лигу (РПЛ). И даже не слишком успешное (по питерским меркам, разумеется) выступление в сезоне 2023-24 не меняет главного: «Зенит» успешно пользуется преимуществами, которые дает статус  единственного футбольного клуба во втором по величине города России. Конечно, из-за  введения «Паспорта болельщика» и отсутствия еврокубков собирать полный  стадион как прежде уже не получается — в среднем на матчах команды в РПЛ арена заполняется лишь наполовину. Но даже в этом режиме питерский клуб по посещаемости уверенно опережает любого конкурента. Для присутствия в числе лидеров рейтинга российских клубов этого будет хватать еще долго.

2. «Краснодар»

2. «Краснодар»

Средняя посещаемость — 2

Заполняемость арены — 15

Выручка в 2022-23 гг. — 8

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 20

СМИ — 4

Соцмедиа —7

Оценка экспертов — 5

Рейтинг спортивных результатов — 5

«Краснодар» остается единственным полностью частным клубом в Российской премьер-лиге, а его владелец Сергей Галицкий по-прежнему принимает все ключевые решения в управлении командой. Щедрому владельцу клуб обязан своей прекрасной инфраструктурой: силами бизнесмена были построены современный стадион (вокруг которого появился парк, ставший одной из главных достопримечательностей города) и полноценная  академия. Галицкий же сформулировал игровую философию команды и образ ее прекрасного будущего — стартовый состав, полностью состоящий из собственных воспитанников.

В современном футболе не так много примеров, когда клубы, созданные владельцами-визионерами, добивались успеха. Вот и в клубном музее «Краснодара» пока нет трофеев. Однако Галицкому удалось создать узнаваемый образ клуба, для которого стиль и принципы важнее побед и кубков. Образ этот уже помог «Краснодару» стать самым популярным клубом города-миллионника (и это при наличии в «Кубани»с ее длинной историей) и выгодно отличает его от прочих провинциальных клубов.

3. «Спартак»

3. «Спартак»

Средняя посещаемость — 8

Заполняемость арены — 31

Выручка в 2022-23 гг. — 3

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 38

СМИ — 1

Соцмедиа — 2

Оценка экспертов — 2

Рейтинг спортивных результатов — 2

Несмотря на всего три завоеванных трофея за последние 20 лет, «Спартаку» ежегодно удается оставаться в топе самых популярных клубов страны. Красно-белые привлекают внимание в СМИ и социальных сетях благодаря огромной (и крайне шумной) армии болельщиков. Еще не так давно они забивали трибуны домашнего стадиона, но после введения FAN ID москвичи лишились поддержки фанатского сектора.

В 2022 году у клуба началась новая эпоха: Леонид Федун продал команду «Лукойлу», который ранее выступал только в роли генерального спонсора москвичей. После смены владельца «Спартак» тут же выиграл Кубок России, который до этого им не покорялся на протяжении девяти лет, и полтора года провел в непривычной для себя атмосфере тишины — без единого крупного скандала. Даже отставка главного тренера весной 2024 года прошла спокойно.

4. СКА

4. СКА

Средняя посещаемость — 7

Заполняемость арены — 3

Выручка в 2022-23 гг. — 5

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 34

СМИ — 9

Соцмедиа — 10

Оценка экспертов — 2

Рейтинг спортивных результатов — 8

В январе 2022 года главным тренером СКА стал первый вице-президент Федерации хоккея России и вице-президент Газпромбанка Роман Ротенберг. При нем петербургский клуб пока не смог взять Кубок Гагарина, зато по итогам сезона-2022/23 побил несколько собственных рекордов, а в 2024 год вошел с новой ареной: в феврале СКА провел свой первый матч на самой большой ледовой арене мира, с ходу собрав аншлаг (и назвал это мировым рекордом на хоккее в закрытых помещениях) — 21 481 зритель.

Новая «СКА-Арена» с пространством не только под матчдэй, но и для отдыха горожан — яркое свидетельство поддержки, которую клубу оказывает «Газпром» и его дочерние компании («Газпромэкспорт», Газпромбанк, «Газпромнефть» и другие). Но одними деньгами успех не объяснишь. Менеджменту СКА удалось добиться того, что в Петербурге начали ходить не только на футбол: когда-то скромный хоккейный клуб теперь собирает на трибунах аудиторию, сравнимую с зенитовской, причем делает это не 15 раз за сезон, а втрое чаще.

5. ЦСКА

5. ЦСКА

Средняя посещаемость — 9

Заполняемость арены — 27

Выручка в 2022-23 гг. — 6

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 37

СМИ — 3

Соцмедиа — 2

Оценка экспертов — 7

Рейтинг спортивных результатов — 1

Футбольный ЦСКА оказался финансово скован после ввода в эксплуатацию домашнего стадиона и, контрольный пакет акций клуба перешел во владение ВЭБ.РФ в рамках конвертации долга. В 2022 году на компанию были наложены санкции со стороны США, после чего главным акционером армейского клуба стала инвестиционная группа «Тринфико». Во время изменений в руководстве столичную команду штормило и в чемпионате — золотые медали не завоевывали с 2016 года. Обрести стабильности удалось в сезоне-2022/23, когда на смену тренерам без опыта пришел Владимир Федотов. Под его руководством ЦСКА стал вторым в РПЛ и выиграл Кубок России, хотя состав армейцев выглядит намного скромнее, чем у конкурентов, а дорогих новичков уровня зенитовского Малкома или спартаковского Промеса арена на Песчаной и вовсе не видела уже давно.

6. «Динамо»

6. «Динамо»

Средняя посещаемость — 4

Заполняемость арены — 18

Выручка в 2022-23 гг. — 2

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 3

СМИ — 5

Соцмедиа — 7

Оценка экспертов — 4

Рейтинг спортивных результатов — 20

В столице «Динамо» приходится бороться за каждого болельщика сразу с несколькими конкурентами — «Спартаком», ЦСКА и «Локомотивом», а еще команда делит арену вместе со своими хоккейными тезками: под общей крышей уникальной «ВТБ Арены» располагаются домашние стадионы команд РПЛ и КХЛ. Однако после ввода сооружения в эксплуатацию клубу удалось увеличить свою среднюю посещаемость и войти в топ лиги по проценту заполняемости арены. В сезоне-2023/24 команда впервые в XXI веке оказалась в числе реальных претендентов на золотые медали, что также способствовало привлечению зрителей на трибуны. Возможно, не меньшую роль играет и самый активный в столице hospitality-сервис стадиона: на трибунах «Динамо» самая высокая в городе концентрация поп-звезд, фигуристок и прочих знаменитостей.

7. «Ак Барс»

7. «Ак Барс»

Средняя посещаемость — 11

Заполняемость арены — 4

Выручка в 2022-23 гг. — 6

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 33

СМИ — 12

Соцмедиа — 18

Оценка экспертов — 9

Рейтинг спортивных результатов — 5

Обзавестись новым стадионом в Континентальной хоккейной лиге по силам не только СКА и «Авангарду». На фоне героического поражения от ЦСКА в финале Кубка Гагарина в сезоне-2022/23 пошли разговоры о строительстве нового стадиона для «Ак Барса» — старая «Татнефть-Арена» всех желающих в Казани вместить не может. А хоккей в столице Татарстана любят, как показывает время, больше, чем футбол. Когда и где может появиться новая арена, пока неизвестно. Пока же «Ак Барс» продолжает оставаться одной из самых популярных команд КХЛ, хотя игра в сезоне-2023/24 оставляла желать лучшего.

8. «Авангард»

8. «Авангард»

Средняя посещаемость — 5

Заполняемость арены — 2

Выручка в 2022-23 гг. — 32

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 32

СМИ — 10

Соцмедиа — 13

Оценка экспертов — 10

Рейтинг спортивных результатов — 8

Омский «Авангард», несколько лет кочевавший по Подмосковью, продолжает осваивать новый стадион. G-Drive Арена обошлась примерно в 12 млрд рублей при изначальном плане уложиться в 10 млрд. «Газпром нефть», как главный партнер клуба, вложила в строительство 6,2 млрд рублей, 5 млрд на объект получили из федерального бюджета, еще 727 млн руб. добавил регион. Тем не менее, в новый дом «Авангард» пока не смог привезти Кубок Гагарина — в сезоне-2023/24 омичи вылетели в 1/4 финала.

Зато «Авангард» был лучшим в России по посещаемости в сезоне 2022-23: Омичи соскучились по любимой команде и исправно, даже в регулярном чемпионате, заполняли трибуны более чем на 90% на каждом матче.

9. «Локомотив»

9. «Локомотив»

Средняя посещаемость — 12

Заполняемость арены — 29

Выручка в 2022-23 гг. — 3

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 29

СМИ — 5

Соцмедиа — 5

Оценка экспертов — 6

Рейтинг спортивных результатов — 18

В последние годы «Локомотиву» пришлось ужаться по трансферам из-за сокращения финансирования от РЖД. Предполагалось, что ситуация изменится благодаря стратегии поиска перспективных молодых игроков, которых можно доводить до более высокого уровня и выгодно перепродавать. Но автор этого плана Ральф Рангник покинул Москву, из-за санкций клуб остался без еврокубков, часть легионеров разорвала контракт, продавать игроков за границу стало сложнее. Так что «Локо» вернулся к прежней стратегии опоры на свои силы и внутренние ресурсы.

Клубу трудно бороться за болельщиков из-за возраста арены, по комфорту она уступает современным стадионам других московских клубов. Но менеджмент «Локо» пытается это компенсировать, устраивая перед матчами шоу с участием своих звездных болельщиков. А в топ рейтингов по упоминанию в СМИ и соцсетях клубу помогло попасть приглашение одного из самых медийных российских футболистов — Артема Дзюбы.

10. «Ростов»

10. «Ростов»

Средняя посещаемость — 14

Заполняемость арены — 34

Выручка в 2022-23 гг. — 12

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 14

СМИ — 5

Соцмедиа — 9

Оценка экспертов — 17

Рейтинг спортивных результатов — 8

У «Ростова» почти идеальные условия для развития — главный клуб города-миллионника с большой фанбазой и новой инфраструктурой, оставшейся от чемпионата мира 2018 года. Нет даже местных конкурентов — еще один ростовский клуб (СКА) покинул профессиональный футбол, а в других видах спорта столица Дона может похвастать разве что женской гандбольной командой «Ростов-Дон». Так что «Ростову» удается со скромным бюджетом удерживаться в верхней части таблицы и даже претендовать на медали.

При этом клуб больше многих пострадал от введения FAN ID — его стадион попал в первую волну ограничений, и средняя посещаемость домашних матчей снизилась с 9935 до 7218 зрителей. «Паспорт болельщика» и закрытие местного аэропорта после февраля 2022 года сократили почти до нуля количество приезжающих из других городов болельщиков, а у футбольной команды усложнилась логистика и выросли расходы.

11. «Металлург»

11. «Металлург»

Средняя посещаемость — 26

Заполняемость арены — 16

Выручка в 2022-23 гг. — 26

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 30

СМИ — 14

Соцмедиа — 14

Оценка экспертов — 12

Рейтинг спортивных результатов — 13

Сезон-2022/23 у «Металлурга» был не самым удачным: в полуфинале Восточной конференции команда всухую проиграла серию с «Авангардом» (0:4), после чего на посту главного тренера Илью Воробьева заменил Андрей Разин. Через год это принесло «Магнитке» победу в Кубке Гагарина и стало еще одним подтверждением того, что в КХЛ крупные региональные центры способны громить столичные команды и забирать трофеи. Впрочем, в Магнитогорске это всегда знали: хоккейный клуб здесь главная достопримечательность и гордость, а продаже свитеров команды мешает только то, что у каждого болельщика такой свитер уже есть, и не один.

12. «Локомотив»

12. «Локомотив»

Средняя посещаемость — 19

Заполняемость арены — 12

Выручка в 2022-23 гг. — 10

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 6

СМИ — 24

Соцмедиа — 21

Оценка экспертов — 18

Рейтинг спортивных результатов — 13

В сезоне-2022/23 «Локомотиву» немного не повезло — команда в четвертьфинале Кубка Гагарина попала на ЦСКА, проводивший свой лучший сезон. Серия продолжалась все семь матчей и завершилась победой москвичей со счетом 4:3, но в Ярославле убедились, что их команда готова к борьбе за трофеи, а средства потрачены с пользой. «Локо» вошел в первую пятерку команд КХЛ с самыми большими зарплатными ведомостями. Через год это принесло команде место в финале Кубка Гагарина.

13. «Крылья Советов»

13. «Крылья Советов»

Средняя посещаемость — 16

Заполняемость арены — 35

Выручка в 2022-23 гг. — 22

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 3

СМИ — 8

Соцмедиа — 4

Оценка экспертов — 25

Рейтинг спортивных результатов — 22

«Крылья Советов» остаются главной спортивной командой Самарской области, это позволяет клубу, даже не показывая высоких результатов, привлекать фанатов на трибуны арены, построенной к чемпионату мира 2018 года. Команде уже несколько лет удается готовить у себя молодых игроков, которые потом продаются в топ-клубы. Например, из Самары в «Локомотив» перебрались нынешние лидеры «железнодорожников» Сергей Пиняев и Максим Глушенков.

14. «Динамо»

14. «Динамо»

Средняя посещаемость — 18

Заполняемость арены — 20

Выручка в 2022-23 гг. — 13

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 1

СМИ — 19

Соцмедиа —17

Оценка экспертов — 16

Рейтинг спортивных результатов — 22

У хоккейного московского «Динамо» есть вместительная современная арена, солидный бюджет и потенциально большая платежеспособная аудитория. Но у клуба возможности монетизировать аудиторию напрямую зависят от спортивных результатов: сезон-2022/23 команда провела не слишком убедительно, и средняя посещаемость арены составила всего

5533 зрителя. Даже приток фанатов одноименного футбольного клуба, которые сменили футбол на хоккей после введения FAN ID на матчах РПЛ, не помог динамовцам попасть в топ-5 самых посещаемых команд лиги. Впрочем, сравнивать показатели московских клубов с данными дворцов в Омске, Нижнем Новгороде и Челябинске не вполне корректно: столичным командам приходится бороться за потенциального зрителя с намного большим числом конкурентов. «Динамо» уже несколько лет остается самым популярным хоккейным клубом Москвы, и это, возможно, объективный показатель работы менеджмента клуба.

15. «Салават Юлаев»

15. «Салават Юлаев»

Средняя посещаемость — 15

Заполняемость арены — 6

Выручка в 2022-23 гг. — 26

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 19

СМИ — 17

Соцмедиа — 20

Оценка экспертов — 21

Рейтинг спортивных результатов — 22

Весной 2022 года, когда иностранные игроки стали массово покидать российские клубы, «Салават Юлаев» пострадал больше других в КХЛ — команду покинули сразу шестеро лидеров из Финляндии, Дании и Канады. Примерно тогда же ушел и главный тренер Томи Лямся. К новому сезону-2022/23 команду готовил уже Виктор Козлов, и, несмотря на ранний вылет из плей-офф в двух сезонах подряд, он остался у руля, а генеральный директор клуба Ринат Баширов взял большую часть вины на себя. Баширов, кстати, помогает клубу оригинальным образом: он завел свой личный Telegram-канал, в котором болельщики долгое время могли изливать свое негодование в комментариях. По словам гендиректора, это помогает уменьшить негатив в клубных соцсетях. Однако в данный момент в канале «Ярмарка меда» комментарии закрыты.

16. «Зенит»

16. «Зенит»

Средняя посещаемость — 25

Заполняемость арены — 14

Выручка в 2022-23 гг. — 14

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 17

СМИ — 36

Соцмедиа — 21

Оценка экспертов — 15

Рейтинг спортивных результатов — 12

Летом 2014 года практически разорившийся подмосковный «Триумф» переехал в Санкт-Петербург, вошел в структуру футбольного клуба и стал «Зенитом». Юрлицом клуб стал только в 2019 году, оставшись «дочкой» ФК «Зенит» и получив генерального спонсора в лице «Газпрома». В сезоне-2019/20 петербуржцы получили wildcard Евролиги и на следующий год вышли в плей-офф под руководством нового тренера Хавьера Паскуаля. Испанец готов был выводить «Зенит» и в «Финал четырех», но не удалось из-за отстранения российских клубов в феврале 2022-го. «Зенит» стал первым клубом, вернувшим интригу в российский баскетбол.

Его семиматчевая финальная серия с ЦСКА в мае 2022-го вошла в историю и закончилась победой. В следующем сезоне «Зенит» показал хорошие цифры посещаемости, обойдя многие клубы, в том числе и футбольные. Менеджменту можно поставить в заслугу и то, что удалось удержать в команде Паскуаля, он продлил контракт до конца нынешнего сезона.

17. «Торпедо»

17. «Торпедо»

Средняя посещаемость — 20

Заполняемость арены — 1

Выручка в 2022-23 гг. — 23

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 15

СМИ — 20

Соцмедиа — 31

Оценка экспертов — 20

Рейтинг спортивных результатов — 13

Нижегородскому «Торпедо» явно тесно в стенах не самого вместительного дворца спорта «Нагорный». По заполняемости трибун клуб обошел всех, в том числе самые популярные футбольные команды: дворец почти на каждом матче заполняется практически на 100%. Весной 2023 года, когда «Торпедо» вышло в плей-офф и в четвертьфинале Западной конференции должно было играть с московским «Динамо», сайт клуба упал, поскольку одновременно на него зашло более 60 000 человек, чтобы купить билеты онлайн. Те, у кого не получилось, выстроились в очередь к кассам.

С 2022 года на Стрелке начали возводить новый ледовый дворец вместимостью более 12 000 мест. Строительство должны завершить к началу 2025 года, на него планируется потратить около 15 млрд рублей.

18. ЦСКА

18. ЦСКА

Средняя посещаемость — 30

Заполняемость арены — 30

Выручка в 2022-23 гг. — 17

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 36

СМИ — 31

Соцмедиа — 14

Оценка экспертов — 14

Рейтинг спортивных результатов — 8

Баскетбольный ЦСКА 27 раз становился чемпионом России и четыре раза выигрывал Евролигу (с момента основания турнира), что с большим отрывом делает армейцев самым титулованным баскетбольным клубом России. ЦСКА в баскетболе — это общепризнанный бренд, имеющий авторитет и в Европе. Недостаток достойной конкуренции в Единой лиге «красно-синие» раньше компенсировали игрой на европейском уровне. Однако в последние годы остальные российские клубы подтянули свой уровень, и два предыдущих сезона армейцы оставались без золота.

Отдельная проблема клуба — потеря собственной арены. В январе 2021 года стало известно, что принадлежащий Министерству обороны УСК ЦСКА им. Гомельского — домашняя площадка армейского клуба — подлежит сносу. Временно ЦСКА играет в «Мегаспорте», где ранее проводил только матчи Евролиги.

19. «Локомотив-Кубань»

19. «Локомотив-Кубань»

Средняя посещаемость — 31

Заполняемость арены — 21

Выручка в 2022-23 гг. — 25

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 3

СМИ — 32 (делит место с клубом УНИКС)

Соцмедиа — 33

Оценка экспертов — 8

Рейтинг спортивных результатов — 5

Согласно финансовой отчетности клуба за 2022 и 2023 годы, «Локомотив-Кубань» два года показывал прибыль, правда в 2023 году почти на 30% меньше, чем в 2022-м. Однако, согласно цифрам, озвученным перед стартом нынешнего сезона Единой лигой ВТБ (лига ежегодно в сентябре раскрывает бюджеты клубов), «Локо» в сезоне-2022/23 оказался одной из двух команд, ушедших в минус. При этом доходность по спонсорским договорам у клуба — четвертая в лиге после «Зенита», ЦСКА и УНИКСа.

«Локомотив-Кубань», по официальным данным, получил от РЖД, Промсвязьбанка и других спонсоров более 850 млн рублей. «Локомотив-Кубань» делает ставку на подготовку своих воспитанников, в команде много молодых игроков. В частности, Андрей Мартюк дважды признавался лучшим молодым игроком Единой лиги ВТБ, в том числе и в сезоне-2022/23.

20. «Факел»

20. «Факел»

Средняя посещаемость — 3

Заполняемость арены — 9

Выручка в 2022-23 гг. — 26

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 7

СМИ — 18

Соцмедиа — 12

Оценка экспертов — 30

Рейтинг спортивных результатов — 30

В прошлом сезоне воронежская команда после двадцатилетнего перерыва вернулась в высший футбольный дивизион. Фанаты так долго этого ждали, что домашние матчи тут же начали собирать аншлаги. Поддержка «Факела» в городе столь велика, что на посещаемости практически не сказалось введение FAN ID. Выход команды в РПЛ спровоцировал настоящим бум спортивной инфраструктуры. В конце 2024 года в городе появится новая футбольная арена вместимостью 10 000 мест с искусственным полем. Правительство региона также утвердило план по возведению еще одной арены с натуральным покрытием и трибунами на 25 000 зрителей.

21. «Урал»

21. «Урал»

Средняя посещаемость — 23

Заполняемость арены — 36

Выручка в 2022-23 гг. — 18

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 24

СМИ — 12

Соцмедиа — 6

Оценка экспертов — 27

Рейтинг спортивных результатов — 20

После чемпионата мира 2018 года часть трибун за воротами на «Екатеринбург Арене» планировали разобрать и уменьшить вместимость стадиона, но сооружения до сих пор на месте. И «Уралу» в последние два года не удается заполнять стадион. Зрители предпочитают ходить на матчи «Автомобилиста» в КХЛ, пока футбольная команда из их города обитает в РПЛ ближе к зоне вылета. Зато клубу удается оставаться заметным в социальных сетях и СМИ благодаря частым и ярким высказываниям президента команды Григория Иванова.

22. «Рубин»

22. «Рубин»

Средняя посещаемость — 10

Заполняемость арены — 32

Выручка в 2022-23 гг. — 10

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 34

СМИ — 15

Соцмедиа — 11

Оценка экспертов — 21

Рейтинг спортивных результатов — 30

Всего один сезон отделил попадание «Рубина» в еврокубки от его вылета в Первую лигу, что произошло впервые за 20 лет. Несмотря на возвращение в элиту, казанской команде не удается заполнять современную арену, с которой клубу иногда приходится переезжать на старый стадион «Центральный» из-за проведения на «Ак Барс Арене» других спортивных мероприятий. Главная сложность для «Рубина» в том, что Казань — единственный нестоличный город, в котором есть одновременно футбольный, хоккейный и баскетбольный клубы элитных дивизионов. И пока борьбу за болельщиков с большим успехом выигрывает хоккей.

23. УНИКС

23. УНИКС

Средняя посещаемость — 33

Заполняемость арены — 22

Выручка в 2022-23 гг. — 37

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 20

СМИ — 32 (делит место с клубом «Локомотив-Кубань»)

Соцмедиа — 35

Оценка экспертов — 11

Рейтинг спортивных результатов — 2

В 1998 году президентом УНИКСа стал председатель Национального банка Республики Татарстан Евгений Богачев, начавший строить из него топ-клуб. За это время казанцы сумели победить в Еврокубке (сезон-2010/11) и дважды дойти до финала, трижды выиграть Кубок России, пять раз стать серебряным призером чемпионата России. Но чемпионского же титула Богачев ждал 25 лет.

В Казани, где есть «Рубин», «Ак Барс» и 12-кратный чемпион России волейбольный «Зенит», УНИКС некоторое время был четвертым братом. Но к финальной серии с «Локомотивом» трибуны «Баскет-холла» стали забиваться. В сезоне-2021/22 УНИКС, как финалист Еврокубка, играл в Евролиге, однако наряду с остальными российскими клубами был отстранен, его результаты были аннулированы.

24. «Автомобилист»

24. «Автомобилист»

Средняя посещаемость — 24

Заполняемость арены — 5

Выручка в 2022-23 гг. — 15

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 15

СМИ — 22

Соцмедиа — 28

Оценка экспертов — 24

Рейтинг спортивных результатов — 22

«Автомобилисту» нужна новая арена — сейчас команда играет на очень старом и самом маленьком в КХЛ стадионе. Дворец «УГМК Арена» уже строится в центре Екатеринбурга. Решение о строительстве было принято еще в 2016 году, когда спонсором «Автомобилиста» стала Уральская горно-металлургическая компания, но работы начались только в 2019 году. Построить стадион должны были к Универсиаде 2023 года, но ее, как известно, перенесли в Чэнду, и сроки сдвинулись. После прихода УГМК «Автомобилист» потратил много денег, но клуб постоянно критиковали за неразумную политику и странное управление. Лишь в 2024 году екатеринбуржцам удалось впервые выйти в полуфинал Кубка Гагарина.

25. «Оренбург»

25. «Оренбург»

Средняя посещаемость — 22

Заполняемость арены — 24

Выручка в 2022-23 гг. — 16

Прибыль/убыток в 2022-23 гг. — 22

СМИ — 22

Соцмедиа — 19

Оценка экспертов — 32

Рейтинг спортивных результатов — 18

Бывший «Газовик», в отличие от своих более удачливых коллег, не может похвастать щедрой поддержкой газпромовских структур. Однако полумиллионному городу хватает собственных ресурсов, чтобы поддерживать клуб на уровне, достаточном для выступлений в Премьер-лиге. Правда, несколько лет «Оренбург» никак не мог в элите удержаться, он постоянно перемещался между РПЛ и Первой лигой. Стабильность удалось обрести после приглашения чешского специалиста Марцела Лички. При нем клуб сперва смог вернуться в Премьер-лигу, а потом и закрепился в ней (после чего чех получил приглашение из московского «Динамо»).

Кстати, в РПЛ клуб мог вернуться еще годом раньше, но в 2021-м лига не приняла его из-за недостаточной вместимости местного стадиона. За год стадион реконструировали и довели вместимость до необходимых 10 000 мест.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+