25 самых эффективных профессиональных спортивных клубов России. Рейтинг Forbes
Два года новых реалий сильно изменили жизнь российских профессиональных спортивных клубов. Весной 2022-го им пришлось прямо по ходу сезона приспосабливаться к меняющимся правилам игры: иностранные тренеры и спортсмены массово уезжали, контракты на поставки оборудования и экипировки разрывались, а международные федерации исключали российские команды из всех турниров. Это был вызов, к которому не готовили ни учебники по менеджменту, ни мировой опыт. И к 2024 году уже можно зафиксировать главный результат: отечественные клубы с этим вызовом сумели справиться.
Как мы считали
В рейтинг эффективности менеджмента году были включены российские клубы, входящие в состав трех профессиональных лиг — 12 клубов Единой лиги (баскетбол), 20 клубов КХЛ (хоккей) и 18 клубов РПЛ (футбол).
В связи с тем, что чемпионаты во всех трех лигах проводятся по системе «осень — весна», обсчитывались футбольные клубы «Химки» и «Торпедо», выбывшие из РПЛ, а также «Балтика»и «Рубин», попавшие в РПЛ по итогам сезона 2022-23. Клубы «Лада»(КХЛ) и клуб «Руна»(Единая лига ВТБ), выступающие в своих лигах с 2023 года, также включены в рейтинг.
При подсчете из рейтинга были исключены хоккейные ЦСКА, «Сочи»и «Сибирь», футбольный «Ахмат»и баскетбольные «Енисей», «Автодор», «Парма», «Пари Нижний Новгород», «Уралмаш»и «Самара», не опубликовавшие финансовые результаты за 2023 год или опубликовавшие их не полностью.
Оставшиеся клубы оценивались по следующим параметрам:
Средняя посещаемость домашних матчей (вес — 10%). При подсчете рейтинга посещаемости домашних матчей использовались официальные данные, опубликованные Единой лигой ВТБ, КХЛ и РПЛ по итогам сезона 2022-23. Для «Балтики»и «Рубина»использованы данные посещаемости в Первой лиге, для «Лады» — в ВХЛ.
Средняя заполняемость арены на домашних матчах (вес — 10%). При подсчете использованы официальные данные, указанные лигами, для ХК «Локомотив» средняя посещаемость рассчитывалась, исходя из данных КХЛ, а не клуба.
Выручка клуба (вес — 5%) / Прибыль/убыток клуба (вес — 5%). Рейтинг по этим параметрам рассчитывался на основании открытых данных ФНС, опубликованных по итогам 2022-2023 гг.
Присутствие в СМИ (вес — 10%). Количество упоминаний участников лонг-листа в российских средствах массовой информации в 2022-2023 гг. подсчитано по данным системы «Медиалогия».
Популярность в соцмедиа (вес — 20%). Количество упоминаний участников лонг-листа в русскоязычном сегменте социальных сетей в 2022-2023 гг. подсчитано по данным системы «Медиалогия». Обсчитывались упоминания в постах русскоязычных пользователей VK, OK, Telegram, YouTube, Rutube, Twich, X (ранее — Twitter), а также Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена).
Экспертная оценка эффективности работы клубного менеджмента (вес — 20%). Баллы, выставленные экспертами, суммировались при составлении итогового списка.
Спортивные результаты (вес — 20%). Рейтинг спортивных результатов рассчитывался по итогам сезона 2022-23. Для хоккейных и баскетбольных клубов обсчет проводился по итогам плей-офф, для клубов РПЛ – по результатам чемпионата страны и Кубка России.
Над рейтингом работали:
Редакторы:
Евгений Зуенко, Сергей Погребняк, Дарья Сулейманова, Ульяна Урбан
Эксперты:
Сергей Алтухов, профессор, директор Института спортивного менеджмента и права ВШЮА НИУ ВШЭ
Михаил Демин, профессор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ
Анна Дунаева, генеральный директор маркетингового агентства Heartbeat
Алексей Кузяшин, специалист в сферах личного бренда и спортивного PR, совладелец коммуникационного агентства SodaProPR
Константин Клюшев, генеральный директор агентства спортивного маркетинга DoubleDouble
Алексей Савула, руководитель центра спортивного маркетинга АО НСПК