Лига дешевеет, но зрители возвращаются на трибуны: итоги сезона РПЛ в цифрах
Минувший сезон РПЛ вышел самым интригующим за последние 10 лет. До последнего тура оставалось неясно, кто же завоюет золотые медали. На победу в турнире претендовали сразу три клуба, самым успешным из которых оказался «Зенит». Команда Сергея Семака стала чемпионом в шестой раз кряду. Но если обладатель титула остается неизменным, то другие показатели минувшего розыгрыша отличаются от других сезонов.
Новичкам удалось поднять посещаемость лиги
Сезон-2023/24 стал для РПЛ лучшим в плане посещаемости за четыре года. Средняя посещаемость за матч поставила 11 162 человека. На это повлиял вылет «Химок» и «Торпедо» в Первую лигу: в прошлом сезоне на подмосковный клуб в сезоне-2022/23 ходили в среднем по 1 932 человека на матч, а на столичную команду — 3 234 зрителя.
Их место в высшем дивизионе заняли «Рубин» и «Балтика», что заметно повлияло на общую картину лиги. В Казани игры с трибун в среднем смотрели 6 957 человек, в Калининграде — 11 132. В будущем повторить этот успех будет сложно — «Балтика» покинула лигу, а «Химки», напротив, вернулись.
Если говорить о конкретных клубах, то наилучший прирост показал московский «Спартак». Несмотря на то, что сезон-2023/24 стал первым, который полностью прошел с FAN ID, который нужен для посещения любого матча РПЛ, красно-белые смогли привлечь ушедших болельщиков. На арену ходили в среднем по 15 286, хотя годом ранее этот показатель был равен 10 912.
Показатели посещаемости все еще далеки от цифр, который показывала лига до пандемии и введения «Паспорта болельщика». Последним подобным сезоном был розыгрыш РПЛ-2018/19, когда на матчи ходило почти по 17 000 человек.
Самым посещаемым клубом минувшего сезона стал «Зенит». Однако интерес к чемпион спал в сравнении с прошлым годом. На «Газпром Арену» ходили по 28 158 человек, хотя годом ранее показатель превышал 30 000.
Клубы ждет увеличение призовых
Прошедший сезон стал вторым в рамках действующего контракта РПЛ с «Матч ТВ». С 2022 года договор основного вещателя с лигой вырос в несколько раз. Согласно данным РКБ, ранее канал ежегодно выплачивал за показ матчей 1,4 млрд рублей, но после подписания нового договора сумма выросла до 6,6 млрд рублей. Конечно, это привело к увеличению призовых.
Призовые клубам делятся на две части. Первая — обязательная, выплачиваемая в равных долях всем клубам. Вторая зависит от позиции в таблице. Телеконтракт «Матч ТВ» с РПЛ позволил «Зениту» за каждый из двух минувших сезонов получить по 815 млн рублей призовых. Серебряный призер получал по 782 млн, бронзовый — 748 млн.
По информации СМИ, призовые увеличатся с сезона-2024/25, так как контракт лиги с вещателем вырастет с 6,6 млрд до 7,7 млрд.
Лига подешевела, но стала больше тратить
РПЛ продолжает тренд последних лет — суммарная стоимость всех команд лиги неуклонно сокращается. Данные портала Transfermarkt подтверждают, что вот уже третий год подряд суммарная цена всех игроков чемпионата уменьшается.
Подешевение РПЛ произошло на фоне увеличения числа легионеров. В сезоне-2023/24, клубы заявили 172 иностранца — на девять больше, чем годом ранее. Хотя оба этих показателя все еще сильно уступают временам до начала «спецоперации»*, из-за которой ФИФА разрешила игрокам приостанавливать контракты с российскими клубами. В сезоне-2020/21 в лиге выступал 193 легионер, а сезоном ранее — 195.
Несмотря на то, что лига подешевела, клубы стали тратить больше. Командам РПЛ даже удалось преодолеть допандемийный показатель. Так, суммарно за сезон-2019/20 клубы потратили на новых игроков €103,1 млн. А за два минувших трансферных окна команды заплатили за игроков €135,2 млн.
Летом 2023 года «Зениту» удалось продать Малкома в «Аль-Хиляль» из Саудовской Аравии за €60 млн, что является рекордом для РПЛ. Сделка вошла в финансовый сезон-2023/24, но это не помогло лиге суммарно выйти «в плюс». Все клубы лиги по итогам двух трансферных окон остались «в минусе» на €32,1 млн.