К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Миллионы без России: как ИИХФ зарабатывает на чемпионатах мира по хоккею

Матч чемпионата мира по хоккею в Остраве, Чешская Республика, 12 мая 2024 года. (Фото Foto Olimpik / NurPhoto via Getty Images)
Матч чемпионата мира по хоккею в Остраве, Чешская Республика, 12 мая 2024 года. (Фото Foto Olimpik / NurPhoto via Getty Images)
10 мая в Чехии стартовал чемпионат мира по хоккею. В третий раз подряд на нем не выступит сборная России — один из постоянных фаворитов турнира. Однако это пока не мешает турниру показывать отличную посещаемость, а его организаторам — рассчитывать на прибыль. Forbes Sport рассказывает об экономике турнира и как Международная федерация хоккея (ИИХФ) зарабатывает на чемпионатах

Как зарабатывает ИИХФ?

До 2023-го ИИХФ ежегодно публиковала финансовые отчетности, в которых объяснялось, как и сколько зарабатывала федерация. Например, в сезоне-2021/22 (в период с 30 июня 2021-го по 30 июня 2022-го) суммарная выручка составила 74,26 млн швейцарских франков при расходах в 61,54 млн (из них 5 млн – это целевые средства разным проектам и федерациям).

Однако такие большие деньги ИИХФ зарабатывает и тратит лишь раз в четыре года. Заметная часть выручки – поступления от МОК за Олимпиаду-2022 в Пекине (38,36 млн франков). Это стандартная ситуация, таким образом комитет поддерживает зимние федерации, а также выделяет деньги, например, на проведение отборочные соревнований.

Важное отличие от ИИХФ от ряда других федераций — самостоятельно она не реализует ТВ- и крупные маркетинговые права. Эта деятельность отдана на откуп швейцарской компании Infront Sports and Media. Она сотрудничает со многими организациями и лигами, например, с ФИФА или FIS. Интересно, что ей руководит Филипп Блаттер, племянник бывшего президента ФИФА Йозепа Блаттера.

 

У ИИХФ с Infront есть договоренности – последняя берет на себя все доходы от реализации ТВ-прав и контрактов. Взамен она платит федерации фиксированную сумму. Ранее компания передавала ИИХФ до 31 млн франков. Например, в сезоне-2018/19 выплаты составили 24,4 млн франков, а в отчетности 2021-22 – уже 30,3 млн.

Infront действительно взяла на себя большой объем работы: ЧМ-2024 будет показан в более чем 100 странах. Контракты подписаны с 90 медиапартнерами, из них 17 — бродкастеры, которые будут вести прямые трансляций. Например, от Казахстана сделки были заключены сразу с тремя компаниями — Big Sport, Qazsport и Qsport. В России, до отстранения, ситуация была такая же — контракты были у холдинга "Матч" и Первого канала. ЧМ-2024 также будет показан на каналах "Матча".

 

С 2024 года начал действовать новый контракт. Согласно нему, за десять лет до 2033-го Infront переведет ИИХФ более чем 500 млн швейцарских франков. То есть, выплаты увеличатся более чем на 50%. При этом часть сделок со спонсорами осталась за федерацией. Например, в 2022-м чуть более 1 млн швейцарских франков ИИХФ заработала от соглашений с пулом экипировщиков, куда входят Nike, Bauer, INA International и так далее.

Сколько ИИХФ зарабатывает на чемпионатах мира?

Доход непосредственно с чемпионатов мира на данный момент не является основным для федерации. Согласно отчетностям, ИИХФ забирает лишь 10% от выручки с билетов, абонементов и прочей продукции. Все оставшиеся средства получает организаторы турниров. Плюс они выплачивают определенную сумму за право провести соревнование.

Напомним, что нынешний чемпионат мира в Чехии — это лишь элитный дивизион среди взрослых мужских команд. Всего таких групп восемь. К примеру, в низшем выступают сборные Монголии, Кувейта, Индонезии и Малайзии. Между дивизионами действует принцип ротации. В следующем году из «второй лиги» (Division A) в элиту поднимутся Венгрия и Словения, а две худших команды ЧМ-2024 опустятся ниже.

 

И это только мужские сборные, а есть еще женские, молодежные и юниорские. И 10% от проданных билетов каждого турнира переходят ИИХФ. При этом главный турнир года – мужской чемпионат мира – не всегда является самым прибыльным для федерации: когда чемпионат мира проводится в Европе, то (во многом из-за часовых поясов) он не пользуется большой популярностью в Северной Америке. 

Согласно отчетности-2021/22, переводы от организаторов взрослого чемпионата мира составили 1,456 млн франков. Доходы от продажи билетов и реализации прочей продукции составили 728 тысяч франков. А вот организаторы молодежного ЧМ заплатили ИИХФ 2,226 млн франков (прочие доходы составили 123 тысячи).

В отличие от взрослых чемпионатов мира, молодежные очень востребованы в Канаде. В 2022-м турнир прошел в Эдмонтоне на арене клуба НХЛ. Местные бродкастеры заключают сделки с Infront во многом ради прав на них. А вот обычный ЧМ в последний раз проходил в Северной Америке еще в 2008-м, когда Россия стала чемпионом.

Часть из заработанных средств достается сборным. Так, по итогам сезона-2021/22 национальные федерации получили от ИИХФ 6,752 млн франков в качестве «поддержки на развитие». Сколько именно получил каждый – не сообщается, но в документе указано, что выплаты зависели от успеха команд на ЧМ и от рейтинга сборных. Чем лучше были результаты, тем, по мнению ИИХФ, страна больше вложила в развитие хоккея. €

ЧМ-2024 может принести Чехии более €80 млн

Благодаря обновленной сделки с Infront Media, в нынешнем сезоне ИИХФ добьется рекордной выручки (за исключением сезонов, когда проходит Олимпиада). Плюс первые дни ЧМ-2024 проходят при аншлагах, в отличие от прошлых лет. Посещаемость матчей первых дней в Праге превысила 16 тысяч зрителей, а в Остраве – 8,7 тысячи. Единственная игра, которая прошла при заполняемости в менее 90% – это встреча между Австрией и Швейцарией (13512 человек при вместимости «О2 Арены» в более чем 17 тысяч).

 

Ко всему прочему, ЧМ-2024 заметно увеличит туристические доходы. Портал echo24.cz заявил, что турнир вызвал ажиотаж среди местных жителей и путешественников. Так, на начало мая в Праге было забронировано 86% отелей и квартир со средней стоимостью в €335 за ночь. А в Остраве было сдано за неделю до старта турнира 75% помещений.

Специально к ЧМ-2024 организаторы построили две большие фан-зоны в городах-хозяйках турнира (в Праге на 7 тысяч мест, а в Остраве — на 5 тысяч). Здесь установлены экраны, и для прохода не нужны билеты. Правда, местные жители уже недовольны ценовой политикой – пиво стоит 110 крон (около €4,4) за кружку, что дороже, чем в барах столицы страны.

По мнению руководителя Института туризма агентства CzechTourism Петра Янечека, благодаря ЧМ-2024 доход страны и местного бизнеса за 16 майских дней составит около 2 млрд чешских крон (около €80 млн). По его мнению, именно ЧМ стал драйвером для приезда туристов в мае.

Однако размер доходы от продажи билетов на ЧМ-2024 вызывает вопросы у международной федерации. В апреле Федерация хоккея Чехии заявила, что выручка составит всего 457 млн крон (около €18 млн). При этом в 2015 году чемпионат мира, который также прошел в Праге и Остраве, принес 703 млн крон, а с тех пор цены на билеты только выросли. Почему оргкомитет занизил ожидаемую выручку — неизвестно, но это стало поводом для разбирательства, которое инициировала ИИХФ. Так что сколько именно получит международная федерация от проведения чемпионата мира, пока трудно оценить. Но отстранение сборной России точно не привело к падению популярности турнира и вряд ли помешает получить десятки миллионов франков.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+