Танцы в плюс: как зарабатывают звезды брейк-данса и зачем им нужна Олимпиада
Душная ночь, бумбокс на всю катушку и группа молодых людей, танцующих в круге по очереди, — такое представление о брейк-дансе, зародившемся на нью-йоркских улицах в 60-70-е годы прошлого века, давали нам фильмы с названиями типа «Брейк-данс» или «Шаг вперед». Обывателю еще десять лет назад трудно было представить, что брейкинг появится на олимпийских площадках, хотя продюсер, режиссер, писатель, один из основателей уличной субкультуры в Нью-Йорке и создатель танцевальной команды New York City Breakers Майкл Холман еще в 80-х годах говорил, что брейкинг очень подходит для олимпийских соревнований и однажды обязательно войдет в программу Игр, потому что основа всей хип-хоп культуры — конкуренция, а баттлы между би-боями — это ни что иное, как соревнование.
«В 13 лет объяснял 20-летним, кто тут преподаватель»
В программе юношеских олимпийских Игр брейкинг впервые появился в 2018 году. Там, в Буэнос-Айресе, первым в истории олимпийским чемпионом, пусть и юношеских Игр, стал 18-летний парень из Воронежа Сергей Чернышев — би-бой Бамблби. Уже тогда стало понятно, что включение брейк-данса в программу взрослых Олимпиад — вопрос времени. Сначала его ждали в Токио-2020, но в итоге дебютирует танцевальный вид только в Париже-2024. Как объяснил президент МОК Томас Бах, включением таких видов спорта они хотят завоевать молодежь — аудитория Олимпиад стареет. Серфинг, скейтбординг и скалолазание уже поймали свой шанс, брейк-данс дождался олимпийского признания позже остальных.
После победы в Буэнос-Айресе New-York Times опубликовал большой материал про Чернышева с заголовком «Российский би-бой мечтает о золоте». К сожалению, побороться за золото на Играх 2024 года Бамблби не сможет, как и никто другой из российских танцоров.
«Отборочные этапы к Олимпиаде, на которых формировался рейтинг спортсменов, начались в июле 2023 года. За это время я не имел возможность выступать ни на одном из них, как и остальные русские танцоры. Часть участников Игр уже известна, остальным предстоит еще одна отборочная серия в мае-июне, но допуск на эту серию предоставляется также по рейтингу с предыдущих отборов, список уже сформирован. Вряд ли они найдут способ добавить россиян», — рассказывает Forbes Sport Сергей Чернышев.
При этом, по словам Сергея, Россия — одна из сильнейших стран в брейкинге, несмотря на американские корни танца. «Мы без проблем можем «надрать зад» коренным танцорам. Причем, сделать это могу не только я. Нашим молодым поколением восторгаются. По сути, я прошел такой же путь. Мне было 14 лет, когда меня узнали в мире. Я тогда первый в этой возрастной категории выполнил один из сложнейших элементов в брейкинге — твист через одну руку. Потом уже начал выделяться и остальными аспектами танца».
Для Чернышева все началось в Воронеже — в школе, которую открыл его отец, Сергей Чернышев-старший, один из тех, кто учился танцевать по затертым видеокассетам, а потом нес брейк-данс в массы. Сергей-младший начал преподавать в школе в 13 лет. «В студии родителей я преподаю уже 11 лет. Это семейный бизнес, детище моего отца. Собственно, мой брейкинг — это тоже его заслуга. Он является одним из основателей брейкинга в Воронеже, танцевал и преподавал с 1996 года. А в 2009 году они с мамой основали свою танцевальную студию, и папа дал мне возможность делиться опытом с другими людьми, развивать коммуникабельность. Это было то еще испытание — в 13 лет объяснять 20-летним пацанам кто тут преподаватель (смеется). Но самое интересное, что у меня получалось, и ребята действительно учились. Это было не ради денег, но зарабатывать я начал именно тогда. Параллельно с преподаванием, лет с 15, я начал выступать на корпоративах, мероприятиях, в клубах, и тогда узнал, что такое гонорар. Потом к этому добавились призовые на соревнованиях», — вспоминает Чернышев.
Получается, что источников дохода у танцоров больше, чем у остальных олимпийских спортсменов. Помимо призовых, рекламных контрактов, спонсорства, интеграций в социальных сетях и оплаты тренерской работы, что доступно и другим атлетам, у них есть гонорары за участие в шоу, корпоративах и коммерческих вечеринках, музыкальных клипах и других похожих мероприятиях. Лыжника не пригласят выступить на сцене, а брейкера могут. По словам Сергея, все это можно уже дальше масштабировать с помощью личного бренда.
Призовые растут, но их мало
Самые большие призовые на международных соревнованиях. «Потолок пока был $15 000 — $20 000, Это касается и коммерческих, и чисто спортивных соревнований. Но тут всегда по-разному. На чемпионате мира-2019 за первое место в соло давали $20 000, а в 2021-м около $2500. Интересная система, да? Крупные турниры балансируют между этими суммами. За год, если взять серию побед на основных крупных международных и национальных соревнованиях, думаю, получится около $50 000 призовых, но это если этот танцор допущен к спортивной международке». В брейкинге, кстати, как в теннисе — на одних соревнованиях у мужчин и женщин равные призовые, на других — двукратная разница в пользу мужчин.
Суммы призовых уже растут. Например, в 2015 году американский танцор Виктор Монтальво выиграл несколько главных стартов и получил $30 000 призовых, и это сделало его в тот год самым высокооплачиваемым би-боем в мире.
В среднем же танцоры получают в качестве призовых не больше $10 000 в год и многие делают упор на преподавание и мастер-классы, потому что это стабильный источник дохода. С другой стороны, как уже сказал Сергей, если развивать личный бренд, то доход вырастает в разы за счет рекламных контрактов и спонсорства.
Чернышев, например, сотрудничал со многими международными и российскими брендами: Demix, Lamoda, Red Bull, Nike, G-Shock и другими. Правда, как он объясняет, далеко не со всеми из них заключался долгосрочный контракт — в большинстве случаев было единоразовое сотрудничество. Один из самых крупных контрактов — с Demix. Кроме того, его танцевальные видео набирают миллионы просмотров в Instagram (принадлежит компании Meta, признана экстремистской и запрещена в России) — рекорд был 82 млн. Правда, в этом случае прямая монетизация невозможна. «Я пробовал работать с парой менеджеров, чтобы развивать рекламные интеграции, но это был неудачный опыт. Сейчас я наконец-то попал в хорошее спортивное агентство, так что эта история, думаю, только начинается».
Японцы и французы — в топе у спонсоров
Отсутствие олимпийской платформы вообще может плохо сказаться на финансовых перспективах брейкеров. После победы на юношеских Играх Сергей получил широкий медийный охват, что, в свою очередь, принесло ему предложения о проведении мастер-классов, возможность зарабатывать судейством и в России, и за границей, а главное — начали появляться рекламные контракты.
«Чуть позже у нас появилась национальная сборная и ставка от министерства спорта, — объясняет спортсмен. — Но взрослые Игры увеличивают количество и масштаб рекламных контрактов. Рост узнаваемости, рост своей аудитории — все это в плюс. Олимпийцев во время чествования зовут везде, особенно тех, кто любит поговорить на камеру, а это хорошая возможность расширить свою фанбазу. Ну и статус сильно развязывает руки к осуществлению различного рода проектов. У меня был расписан план до 2025 года по коллаборациям, соцсетям, ТВ-программам и т.д. Одним из пунктов в плане был контракт с автобрендом к началу 2024 года. Посмотрите на моих иностранных коллег, с которыми мы соревновались до санкций, — многих спонсируют Mercedes, Toyota, Peugeot. Олимпиада дает большие возможности, даже просто участие в ней».
Даже во время подготовки к Играм и квалификационных турниров танцоры получают гораздо больше внимания СМИ, чем раньше, увеличивая свою узнаваемость. Особенно большой маркетинговый потенциал в данный момент имеют японские и французские танцоры. «У Shigekix — танцора из Японии, с которым мы баттлили в полуфинале юношеской Олимпиады и который будет представлять Японию на Играх в Париже, — около 20 действующих крупных рекламных контрактов: автобренды, банки, платежные системы, мармеладки, одежда и так далее. У французов тоже хорошие кейсы с крупными брендами», — объясняет Чернышев. Япония вообще много лет является центром развивающегося азиатского рынка — например, японское происхождение и гражданство живущей в США экс-первой ракетки мира Наоми Осаки несколько лет подряд делало ее самой высокооплачиваемой спортсменкой мира. Французы же явно собирают урожай от предстоящей в Париже Олимпиады.
«Что касается потенциала россиян, тут пока тяжко. Очень мало заинтересованных компаний, хотя компании есть, просто другого профиля. Плюс брейкинга — в его зрелищности и креативности, у меня есть идеи как с помощью брейкинга прорекламировать что угодно: машины, вертолеты, авиакомпании, парфюм, фастфуд, золотодобытчиков, технику, телеоператоров. Проблема, в консервативности мышления маркетинговых отделов и PR-агентств. Но со временем это должно развиться и в ближайшее время мы начнем делать охотнее шаги навстречу друг к другу», — надеется первый чемпион в брейкинге.
«Артлеты» играют в шахматы
Потенциал брейкера больше еще и потому, что работать можно на стыке разных аудиторий — тех, кто любит спорт, и тех, кто любит движ и танцы.
Нидерландский би-бой Менно ван Горп в социальных сетях называет себя «артлетом» — от слова «арт», потому что для него брейкинг все еще искусство, хоть и называется уже видом спорта. По мнению Чернышева, теперь в брейкинге прибавилось прагматичности и атлетичности, а из-за формата соревнований уровень физической подготовки растет. «Раньше, чтобы выиграть чемпионат, за всю сетку ты делал примерно 10 раундов. Раунд — это выход танцора в баттле, как правило, это не постановочные движения в течение 40 секунд в интенсивном ритме, где ты должен превзойти своего соперника. Все раунды должны быть разными, повторять те же самые фишки и комбинации нельзя. Сейчас таких раундов нужно сделать около 16, и это сильно ощущается — нужно больше выносливости, больше движений, на все должно хватать физических возможностей. Кроме того, с таким количеством выходов приходится больше просчитывать, кого и чем можно победить в турнирной сетке. На шахматы похоже. Словом, гораздо сильнее выкладываемся», — объясняет он.
При этом, нет обязательных элементов. Есть некая база движений и основные критерии, по которым оценивается танец: музыкальность, сложность, оригинальность и так далее. Чем больше базы элементов танцор выучит, тем больше у него будет преимуществ над другими. «Например, в базе есть движения «Power move» — это силовые вращения без постановки ног на пол, за исключением пары элементов. И некоторые элементы из базы этих движений под силу освоить не каждому танцору в силу физиологии. В таком случае этот танцор может делать упор в своем развитии на танцевальность, оригинальную подачу и т.д. Этим тоже можно выигрывать. И, наоборот, есть те, у кого движения менее стильно смотрятся в силу их природы, они могут делать упор на сложности и тоже этим выигрывать. Это самовыражение, каждый в каком-то из критериев проявляется сильнее. Но больше шансов на победу у того, кто универсальнее и умеет все. У меня как раз такой подход. На соревновании твоя задача укомплектовать свой сильнейший арсенал в готовые кусочки, которые ты собираешь друг с другом, как конструктор, в зависимости от того, с кем соревнуешься, все это импровизированно и под импровизированную музыку диджея», — судя по словам Сергея, оценивать выступления би-боев и би-герл — ответственность сумасшедшая, но тем не менее, система оценивания есть, есть критерии, а у судей в руках есть пультики с бегунками по каждому критерию, которые они двигают в сторону одного или другого соперника.
Опытом берут: побеждать можно и в 37
Для выполнения силовых движений нужна хорошая физическая подготовка — сила, гибкость, выносливость. И все это важно. «Хорошо быть легким и делать со своим весом все, что угодно, при этом продолжительно, — объясняет Сергей. — Физподготовка закладывается в детстве, потом просто поддерживается и усложняется. Мою физподготовку, кстати, заложила спортивная гимнастика, которой я занимался в детстве. Как основа для занятия любым спортом, в том числе брейкингом это идеальный вариант».
Брейкеры тренируются по-разному. Чернышев, например, в свободный от соревнований период учит новые движения, придумывает свои и просто танцует. Во время подготовки к соревнованиям использует более серьезный подход: собирает движения в небольшие кусочки, оттачивает их и многое внимания уделяет физической форме, чтобы не устать на соревнованиях. Когда-то он рассказывал Olympic Channel, что на отборах к юношеским Играм для победы нужно было пройти 18 раундов в течение одного дня, и у него сводило ноги, к финалу они просто начали отключаться. Этот опыт Бамблби учел и прокачал выносливость.
При этом, брейкинг — не тот вид спорта, в котором заканчивают еще до 30. Тот же самый Менно ван Горп в 35 собирается на Олимпиаду. «До 35 лет вполне можно выступать на высоком уровне, — говорит Чернышев. — В прошлом году крупнейший коммерческий чемпионат мира в третий раз выиграл кореец Bboy Hong-10, которому 37 лет. Самое интересное, что он этот чемпионат выигрывал в трех разных десятилетиях — в 2006, 2017 и в 2023 годах. Он — не единственный пример, сейчас есть представители поколения, которым около 35 лет, и они до сих пор могут составить конкуренцию молодым. Опытом берут. Если тело держать в здоровом подготовленном состоянии, то выдержка тут как в вине, только плюс дает».
От травм, кстати, брейк-дансеры не застрахованы. По словам Сергея, это достаточно травматичный вид спорта, потому что физические нагрузки большие, а элементы могут быть сложными. «Я недавно восстановился от разрыва связки на локте. При этом мое тело было супер подготовлено, и элемент, на котором получил травму, я делал уже тысячу раз. Но случается и такое. На самом деле, интересны последствия всего этого в старшем возрасте — как себя будут чувствовать суставы и связки. Но наш танец не достаточно стар, чтобы сейчас оценить это. Поживем — увидим, пока об этом не думаю».
Пока же Сергей «Бамблби» Чернышев, помимо брейкинга и всего, что с ним связано, получает еще и образование — учится на втором курсе магистратуры Воронежского государственного технического университета: «У меня в семье высшее образование считается обязательным, я просто следую традициям».