К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Устали тратить миллионы»: почему профессиональные клубы стремятся в Медиалигу

Фото DR
Фото DR
В России стартовал новый сезон Медийной футбольной лиги (МФЛ) — самого популярного непрофессионального футбольного турнира в стране. Впервые в МФЛ выступит ростовский клуб СКА, когда-то игравший в элитном профессиональном дивизионе и даже побеждавший в Кубке СССР. Владелец СКА известный рэпер Василий Вакуленко (Баста) честно признался, что устал тратить десятки миллионов рублей на выживание клуба в низших дивизионах профессионального футбола. Forbes Sport рассказывает, почему футбольные клубы делают выбор в пользу медиафутбола, и куда стремятся попасть игроки

Баста устал тратить десятки миллионов на СКА

Пятый сезон Медиалиги стартовал во второй половине апреля — команды сыграли свои первые матчи группового этапа. В этот раз в турнире выступает рекордное число участников: сразу 20 клубов. При этом попасть в лигу удалось не всем, несколько команд были отсеяны по результатам стыковых матчей. Среди участников нашлось двое клубов, кому был выписан wild card. Именно так в Медиалиге и оказался СКА.

О переходе команды в медиафутбол рэпер объявил еще зимой — сразу же после окончания сезона во Второй лиге.

«Я не считаю Второй дивизион тем форматом, где есть смысл сейчас играть. Я не вижу смысла играть в четвертом по силе дивизионе с новыми дроблениями по подгруппам. Говорю прямо и честно, как есть. Я как тратил бесконечное количество денег на СКА, так и трачу. На содержание команды уходило от 60 до 90 млн рублей в год. Нам будет проще выступать в МФЛ», — объяснял Баста.

 

Решение владельца не поняли как болельщики, так и сами футболисты. Фанаты критиковали рэпера за то, что клуб с историей прекратил профессиональное существование, оказавшись в медиафутболе. Спортивный директор СКА Виктор Панченко еще в феврале заявил, что состав полностью поменяется из-за нежелания игроков выступать в Медиалиге. Футболисты решили остаться в профессиональном футболе.

СКА стал первым клубом, который решился на переход из профессионального футбола в медийный. Ранее все команды Медиалиги появлялись «с нуля». Понять рэпера достаточно просто — огромные вливания в команду не принесли Вакуленко ни результата, ни финансовой выгоды. После покупки им клуба в 2019 году команда ни разу не поднималась выше второго места в своей группе Второй лиги, оставаясь без повышения в классе. А в Кубке России лучшим результатом СКА был выход в 1/128 финала.

 

Команды Второй лиги могут рассчитывать только на государственное финансирование или спонсоров

Вложения в команду Второй лиги практически невозможно возместить в полном объеме. Например, до сезона-2023/24 клубы даже не получали призовые за свои выступления. Сейчас ситуация изменилась, но ненамного: инсайдер Иван Карпов сообщал, что суммарно участники соревнования получат за сезон 146 млн рублей. Эти деньги будут распределены среди 82 клубов, выступающих во всех группах и дивизионах Второй лиги. В лучшем случае участники турнира смогут рассчитывать на несколько миллионов рублей за сезон.

Бывший заместитель генерального директора «КАМАЗа», который за минувшие 10 лет выступал в Первой и Второй лигах, Тимур Феоксинов объяснял, что клубу подобного уровня за счет болельщиков и различных призовых можно отбить максимум 20% от бюджета на сезон. Остальные расходы клуба покрываются за счет нерыночных контрактов и государственного финансирования.

Главным источником коммерческих доходов в Российской премьер-лиге (РПЛ) и Первой лиге являются букмекеры, которые успели разобрать все команды из этих дивизионов. Однако ситуация со Второй лигой обстоит иначе. По словам Феоксинова, далеко не все команды из низших дивизионов интересны букмекерам. Главной причиной невысокой активности беттинговых контор является эффективность вложений, которая ниже, чем у клубов РПЛ и Первой лиги.

 

Клубы Второй лиги также не могут рассчитывать на доход от телетрансляций. Права на показ турнира ранее были приобретены «Вконтакте» летом 2023 года. О каких-либо выплатах клубам по итогам трансляций не сообщалось ни в официальных источниках, ни в прессе. Примечательно, что сделка была заключена через год, после объявления рекордного контракт РПЛ с «Матч ТВ», по которому телеканал выплачивает клубам в сумме 6,6 млрд рублей ежегодно.

В Медиалиге меньше затрат и больше спонсоров

На фоне затрат клубов Второй лиги достаточно просто понять решение Басты о перевозе команды в Москву для участия в Медиалиге. Затраты в этом турнире значительно меньше, а отбить доходы вполне возможно. О финансовой стороне жизни медиаклубов Forbes Sport рассказал Ильдар Зарипов — спортивный директор одной из самых известных медиакоманд 2DROTS.

«Кроме классических расходов футбольного клуба нам нужно закладывать средства на производство контента. Это немаловажная часть расходов медиаклубов, которая бывает достаточно большой. В медиафутболе слово «медиа» все еще является главным. Остальное — как и у обычных команд: аренда поля, инвентарь, зарплаты, медицина.

Если говорить о доходах, то это — рекламные контракты. Если и есть частные инвесторы в МФЛ, то они не афишируются. Других источников финансирования пока нет. Медиафутбол — все еще молодой и сырой проект, ему несколько лет. Думаю, что в ближайшее время в любом случае еще появится кто-то, кто будет содержать команду на частные деньги», — считает Зарипов.

Создатель Медиалиги Николай Осипов в 2023 году сообщал, что для существования клубу МФЛ нужно порядка 2 млн рублей в месяц. Конечно, сумма является примерной и зависит от трат на заработные платы и производство контента, но эти цифры все еще заметно ниже, чем во Второй лиге. К тому же при переходе в медиафутбол клуб попросту исключает из своего бюджета сразу несколько пунктов расходов.

 

Большинство своих матчей медиаклубы проводят в Москве. Бывают, конечно, и выездные встречи, но они случаются не чаще нескольких раз в год и только у крупных медиакоманд. Участникам Второй лиги приходится постоянно путешествовать по стране для участия в выездных встречах, которые составляют половину от всех игр. Также в МФЛ нет членских взносов. По данным Sports.ru, СКА в прошлом сезоне заплатил 3,1 млн рублей за выступление во Второй лиге.

Призовые в Медиалиге также помогают клубам отбивать затраты на жизнедеятельность. Осипов сообщал, что победитель пятого сезона МФЛ получит 10 млн рублей, а лучшей команде каждого тура будет выплачиваться по 300 000 рублей. Но главным источником дохода команд остаются букмекеры. В 2022 году сообщалось, что по контракту с компанией «Фонбет» 2DROTS ежемесячно получали 10 млн рублей, а другой гигант медиафутбола («Амкал») зарабатывал по контракту с «Пари» 9 млн. С учетом популярности команд, вряд ли эти цифры за два года были пересмотрены в меньшую сторону.

В Медиалиге у игроков тепличные условия

Выбор между Второй лигой и медиафутболом сейчас стоит не только у владельцев команд, но и у самих игроков. В первом варианте спортсмены имеют возможность выступать на профессиональном уровне, во втором — получают комфортные условия и шанс на рост заработной платы. Тонкости принятие решения объясняет Зарипов.

«Я очень много общаюсь с футболистами. На 90% все зависит от самих игроков. Многие боятся идти в Медиалигу, потому что думают, что после этого у них не будет шанса вернуться в профессиональный футбол. Это касается молодых ребят. Сразу же могут начаться разговоры, что условный 20-летний парень выбрал зону комфорта — Москва, все под боком — вместо испытания медными трубами и выгрызания места в профессиональном футболе.

 

Футболисты постарше (27-28 лет) смотрят на ситуацию иначе. Если игрок уже успел заработать, накопить на машину и квартиру, то скорее он выберет Медиалигу, нежели уедет далеко от семьи. Как правило, футболисты не перевозят семьи, если едут играть далеко от дома во Вторую лигу. 

Наш тренировочный процесс не отстает от Второй лиги. Тут, честно говоря, не знаешь, где еще лучше будет раскрыться молодому игроку. Да, существуют тепличные условия в виде столицы и отсутствия большого числа выездов. Но у нас пока нет четкой статистики, чтобы от нее отталкиваться. Есть только один случай перехода из медиафутбола в профессиональный — Борис Фартуна перешел в клуб Первой лиги после игры за 2DROTS», — рассказывает Зарипов.

Зарплаты игроков во Второй лиге во многом зависят от задач команд на сезон. Игрок «Текстильщика» Алексей Евсеев в январе 2024 года рассказывал, что минимальный оклад в дивизионе составляет 50 000 рублей. А лидеры клубов, претендующих на выход в Первую лигу, могут рассчитывать на несколько сотен тысяч ежемесячно.

Схожие цифры можно обнаружить и в клубах Медиалиги. Портал Championat.com раскрывал, что в команде Broke Boys оклад игроков составляет от 75 000 до 150 000 рублей. В «Амкале», например, футболисты получают по 50-100 000 рублей, но также имеют возможность зарабатывать на рекламе.

 

С учетом озвученных цифр и факторов можно предположить, что СКА окажется не единственным клубом, который решится на переход из профессионального спорта в медиафутбол. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+