К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

ФИФА уходит в минус: обновленный клубный чемпионат мира приносит убытки еще до старта

Фото Tullio Puglia / FIFA via Getty Images
Фото Tullio Puglia / FIFA via Getty Images
В апреле стали определились все 12 европейских участников клубного чемпиона мира 2025 года. Соревнование пройдет в США и впервые будет сыграно по новому формату — с участием 32 команд. Главным претендентом на показ турнира является компания Apple, которая, тем не менее, предлагает Международной федерации футбола (ФИФА) за права на трансляцию сумму, в четыре раза меньше того, на что рассчитывала федерация. Forbes Sport рассказывает, почему революционный турнир может привести к убыткам и конфликту с крупнейшими лигами мира

Турниром заинтересовались только в Apple

В четвертьфинальных матчах Лиги чемпионов сезона-2023/24 команды бились не только за проход в следующий раунд и призовые, но и за путевки на клубный чемпионат мира 2025 года. Европе ФИФА выделила наибольшее представительство, предоставив 12 путевок. Эти места в итоге были заняты клубами из Испании («Реал» и «Атлетико»), Англии («Манчестер Сити» и «Челси»), Германии («Бавария» и «Боруссия Дортмунд»), Италии («Интер» и «Ювентус»), Португалии («Порту» и «Бенфикой»), Франции («ПСЖ») и Австрии («Зальцбург»).

Турнир в 2025-м пройдет в обновленном формате. Уже более 20 лет клубный чемпионат мира проводится каждый год, в нем участвуют победители 6 главных континентальных клубных турниров (и еще один клуб  — чемпион страны-организатора). От Европы таким представителем является действующий обладатель трофея Лиги чемпионов. Но уже со следующего года соревнование будет проводиться раз в четыре года, и участвовать в нем будут не 7, а 32 клуба.

ФИФА объявила о смене формата клубного чемпионата мира еще в 2019-м. Сперва предполагалось, что участников будет 24, а премьера обновленного чемпионата состоится летом 2021 года в Китае. В дело вмешался коронавирус, после чего Поднебесная отказалась принимать турнир. Глава международной федерации футбола Джанни Инфантино сначала пообещал перенести его на полгода и провести старт в Японии, но вскоре идею отложили до 2025-го.

 

Новое место проведения было объявлено в 2023-м, и теперь турнир пройдет в США. Несмотря на то, что до старта клубного чемпионата мира остается чуть больше года, многое о нем до сих пор остается неизвестным. Например, ФИФА до сих пор не объявила, какие города примут матчи, кто будет показывать турнир, какими будут призовые. Эта неопределенность негативно сказывается на шансах международной федерации окупить проведение соревнования.

The New York Times сообщает, что ФИФА уже договорилась с вещателем турнира. По сведениям журналистов, клубный чемпионат мира будет транслироваться на сервисе Apple TV. За права на показ компания заплатит $1 млрд, что в четыре раза меньше суммы, которую Инфантино изначально планировал заработать. В статье отмечается, что у Международной федерации не будет выбора, так как других кандидатов на показ турнира нет.

 

По данным издания, потенциальных покупателей прав на показ соревнования отпугивали переносы турнира, а также медлительность ФИФА, которая до сих пор не подготовила полноценную презентацию чемпионата. До сих пор нет полного расписания клубного чемпионата мира (известны только даты его проведения), не названы города, которые примут матчи турнира (а значит — и их часовые пояса, что важно для вещателей). У традиционных чемпионатов мира или Европы среди сборных такая информация обычно известна за два-три года до церемонии открытия.

Поэтому Инфантино придется согласиться на предложение Apple, хотя такая сделка противоречит всем традициям ФИФА. Во-первых, федерация до сих пор избегала заключения единых международных контрактов, предпочитая продавать отдельно права в каждом регионе. А во-вторых, по сведениям авторов The New York Times, предложение Apple не предусматривает каких-либо прав на бесплатное вещание. А это значит, что трансляции турнира будут доступны только подписчикам Apple TV+, что может помешать продвижению турнира.

При этом логика американского технологического гиганта понятна. Компания уже  в 2022 году подписала 10-летнее соглашение на сумму $2,5 млрд о правах на глобальную потоковую трансляцию матчей североамериканской лиги MLS и поучаствовала в привлечении в эту лигу аргентинца Лионеля Месси, который должен повысить популярность европейского футбола в США. Новый контракт позволит Apple TV+ еще нарастить аудиторию за счет поклонников футбола, что для стриминга важно в условиях жесткой борьбы за подписчиков с другими сервисами. 

 

В Северной Америке стриминги сейчас активно скупают права на спортивные трансляции. Сервис Peacock транслировал игры плей-офф Национальной футбольной лиги (НФЛ) в прошлом сезоне, а Amazon Prime выкупил у НФЛ права на традиционные матчи Thursday night еще в 2022 году. У Apple TV+ действует соглашение о трансляции игр бейсбольной лиги MLB, а Netflix, который до сих пор фокусировался на документальных фильмах о спорте, заключил многомиллиардную сделку по трансляции флагманского еженедельного шоу о рестлинге World Wrestling Entertainment «Raw». 

Продажа прав не поможет ФИФА окупить турнир, спонсоров до сих пор нет

Сделка может стать проблемой для ФИФА и в финансовом, и в имиджевом плане. Сразу несколько британских СМИ сообщали, что каждый участник клубного чемпионата мира получит призовые в размере 50 млн фунтов стерлингов ($61,85 млн по текущему курсу — Forbes Sport), а в зависимости от достижений на турнире клубы смогут удвоить эту сумму. Получается, что только на призовые Федерация потратит как минимум $1,98 млрд. Добавьте к этому стоимость аренды американских арен и затраты на само проведение турнира — контракт с Apple не сможет покрыть расходы на проведение соревнования.

Журналисты The New York Times добавляют, что ФИФА до сих пор не нашло ни одного титульного спонсора для турнира. От компаний будут требовать заплатить как минимум $150 млн, но ни одного подходящего предложения получено не было. 

Ситуацию ухудшает информационный фон вокруг предстоящего старта. После объявления о расширении клубного чемпионата мира до 32 команд многие крупные спортивные организации выступили против такого решения. Испанская Ла Лига, например, подала иск в Спортивный арбитражный суд (CAS) на ФИФА, обвинив организацию в «нанесении ущерба футбольной экосистеме из-за чрезмерного увеличения числа матчей». А Английская премьер-лига направила официальную жалобу на имя Инфантино.

Международная ассоциация профессиональных футболистов (FIFPro) обвинила ФИФА в покушении на здоровье игроков и заявила, что некоторые спортсмены могут объявить бойкот предстоящему турниру.

 

«У игроков не было никакого право голоса, ФИФА ни с кем не связывалась перед принятием решения. Джанни Инфантино и его команда демонстрируют полное отсутствие внимания к здоровью игроков. На футболистов будет оказано чрезвычайное физическое и психологическое давление. Увеличение числа матчей неизбежно будет приводить к травмам, а сами спортсмены оказываются беззащитны», — говорится в заявлении FIFPro.

На решение всех проблем у менеджмента ФИФА остается чуть больше года до старта турнира, клубный чемпионат мира пройдет с 15 июня по 13 июля 2025 года. Если за это время Международная федерация не сможет заключить несколько крупных спонсорских контрактов, то предстоящее соревнования принесет серьезные убытки и нанесет значительный ущерб имиджу федерации.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+