Гиганты поглощают футбол: кто одевает футбольные сборные на Евро-2024
Nike и adidas одевают большую часть участников Евро
В конце марта определились последние участники предстоящего чемпионата Европы. Сборные Украины, Грузии и Польши завоевали три заключительные путевки на турнир, став победителями стыковых матчей. В это же время команды, которые заранее обеспечили себе место в финальной стадии Евро, стали представлять свои комплекты форм, в которых они сыграют в Германии.
Ко второй половине апреля формы на Евро-2024 представили 20 сборных из 24. Обновленные комплекты пока не представили только Украина, Грузия, Словакия и Албания. Первые две команды до последнего не понимали, отберутся ли на турнир, чем и обусловлена затяжка времени. А производили комплектов для словаков и албанцев обещали представить их форму до старта первенства.
Производители экипировки команд на чемпионат Европы распределились следующим образом:
- Nike — 9 (Франция, Португалия, Англия, Нидерланды, Хорватия, Турция, Польша, Словакия, Словения);
- Adidas — 6 (Италия, Испания, Германия, Бельгия, Шотландия, Норвегия);
- Puma — 4 (Чехия, Австрия, Сербия, Швейцария);
- Joma — 2 (Румыния, Украина);
- Macron — 2 (Албания, Грузия);
- Hummel — 1 (Дания).
Сборные не поддерживают местных производителей
Второй чемпионат Европы подряд компания Nike получила наибольшее представительство на турнире. На первенстве 2020 года точно так же у нее было девять сборных, но отрыв от ближайшего преследователя был другим — adidas одевал на Евро-2020 восемь сборных, а теперь ограничился шестью командами.
Еще восемь лет назад ситуация была иной. На Евро-2016 adidas опережал Nike. Немцы производили комплекты девяти командам, а американцы — только пяти. Сравнивать с более ранними турнирами было некорректно ввиду того, что с 2016-го в финальную стадию турнира выходит по 24 сборные, а раньше их было 16.
Стабильностью в последнее время отмечается Puma: на двух минувших турнирах их форму носили по четыре (2016) и пять (2020) команд. При этом число технических спонсоров с годами сокращается. На чемпионате Европы 2016 года было представлено сразу семь экипировщиков, в то время как на двух следующих турнирах компаний оказалось по шесть.
Если говорить о конкретных командах, то только одна сборная сменила производителя формы с последнего крупного турнира. После чемпионата мира в Катаре сборная Италии расторгла соглашение с Puma, которая одевала команду на протяжении 20 лет. Именно в комплектах этой фирмы итальянцы выиграли чемпионаты мира в 2006-м и Европы в 2020-м. Новым экипировщиком стал adidas. По сведениям Reuters, все дело в финансах. Немецкая фирма выплачивает Федерации футбола Германии €35 млн в год, в то время как Puma не была готова предложить более €20 млн.
Турнир в Германии станет последним в рамках сотрудничества сборной Украины с испанской фирмой Joma. После Евро команду будет одевать adidas, который уже представил эскизы футболок, в которых будет выступать сборная предстоящей осенью.
Распределение технических спонсоров участников Евро показывает, что сборные не делают ставку на местных производителей. Только две команды выступят в комплектах тех фирм, которые базируются в их родной стране: Германия (в adidas) и Дания (в Hummel). Немцы являются рекордсменами по длительности сотрудничества со своим экипировщиком среди всех участников Евро-2024, компания одевает сборную с 1954 года. Однако в 2027 году это многолетнее партнерство завершится, и Nike еще больше расширит свое присутствие на футбольном рынке. Правда, за год до этого завершатся контракты американского экипировщика со сборными Франции и Бразилии, и за право разместить свой логотип на их футболках ожидается настоящая битва, по итогам которой расклад сил может и измениться.