Круче, чем «Оскар»: как 22-летняя баскетболистка изменила телерейтинги спорта
Для описания событий, происходящих вокруг Кейтлин Кларк, североамериканские медиа уже больше года используют термин «эффект Кларк», предполагающий, что для всех читателей и зрителей очевидно, о чем идет речь. За последний год баскетболистка команды университета Айовы превратилась в общенациональную звезду, популярность которой вышла далеко за пределы студенческой лиги.
Очередным подтверждением этому стали данные о телевизионной аудитории трансляции церемонии драфта новичков клубами WNBA, которая состоялась в эфире ESPN ночью 16 апреля.
Кейтлин Кларк, которая в этом году выставила свою кандидатуру на драфт, решив завершить карьеру в студенческом баскетболе и перейти в профессиональную лигу, как и ожидалось, была выбрана под №1 клубом «Индиана Фивер». И за процессом объявления об этом в прямом эфире наблюдали 2,45 миллиона зрителей — более чем в четыре раза больше, чем когда-либо собирала трансляция драфта WNBA за все годы существования лиги.
Предыдущий рекорд (601 000 зрителей) был установлен 20 лет назад, прошлогодний результат (512 000 зрителей) превзойден почти в пять раз.
Для Кларк бить многолетние рекорды становится уже привычным делом. Ей принадлежит рекорд NCAA по количеству очков за карьеру (3951), она участвовала в трех самых популярных в истории женских баскетбольных матчах. А свою студенческую карьеру она завершила 7 апреля перед телеаудиторией в 18,7 млн зрителей — именно столько болельщиков наблюдало перед телеэкранами за финальным матчем серии женских баскетбольных команд университетов «Айова» и «Южная Каролина». Никогда прежде женский баскетбол не достигал такого уровня популярности на ТВ — для сравнения, рейтинг в 18,8 млн зрителей был у прошлогодней церемонии вручения «Оскаров».
По прогнозу Sportico, последний студенческий матч Кейтлин Кларк должен попасть в топ-60 самых популярных телетрансляций года — если сравнивать с прошлогодними результатами. А у Кейтлин за спиной есть еще матч 5 апреля против университета UConn (14,2 млн зрителей) и игра 1 апреля против LSU (12,3 млн). Обе эти игры имеют шансы попасть в топ-100 самых популярных трансляций года, и это будет первый случай за всю историю наблюдений, когда женский баскетбол будет представлен в таком списке, да еще и не одним матчем.
Такой «эффект Кларк» сделал ее самой желанной баскетболисткой Северной Америки, прихода которой WNBA ждала с нетерпением. У профессиональной лиги телерейтинги не просто ниже, чем у матчей Кейтлин в NCAA — они отличаются на порядок. По данным Nielsen, финал плей-офф WNBA в 2023 году имел наивысшие рейтинги за 20 лет, но средняя аудитория матчей финальной серии на ESPN составляла всего 728 000 зрителей. А в последний раз матч WNBA преодолевал отметку в миллион телезрителей еще 16 лет назад!
Приход Кейтлин Кларк в «Индиана Фивер» должен это изменить, и этого ждут не только лига и клуб, но и вещатели. Уже известно, что в новом сезоне WNBA из 40 игр «Фивер» 36 будут транслироваться на общенациональных медиа-платформах — в том числе 8 на линейных каналах Disney (ABC, ESPN, ESPN2), две в сети вещания CBS и четыре на Amazon Prime Video. Если «эффект Кларк» сохранит свою силу, то популярность и доходы всего женского баскетбола перейдут на новый уровень.