Россиянка завоевала путевку на Игры, но ее хотят отобрать из-за виз и буквы Z
Российские гимнасты одними из первых отказались от отборочных турниров к Олимпиаде-2024 в Париже. Все, кроме батутистов. Международная федерация гимнастики (FIG) объединяет под своим крылом сразу шесть дисциплин — спортивную гимнастику, художественную гимнастику, спортивную аэробику, спортивную акробатику, прыжки на батуте и паркур. В России у каждого этого вида спорта есть своя федерация, и не все из них согласились на условиях FIG вернуться на международные старты под нейтральным флагом.
Критерии допуска от FIG стандартные: без гимна и флага российские гимнасты могли бы попробовать принять участие в отборочных к Парижу-2024 турнирах, но некоторые нюансы условий международной федерации у наших чиновников и спортсменов вызвали вопросы. Например, FIG первой сообщила, что заявка на нейтральный статус, как и дополнительный допинг-контроль, будут платными. При этом федерация не будет нести ответственность, если страна-организатор международного соревнования не выдаст россиянам визы.
Батут не стал отделяться от мира
Спортивные и художественные гимнасты на такие условия не пошли, а вот батутисты отказываться от стартов под эгидой FIG не стали. Хотя еще в январе глава Федерации прыжков на батуте России Николай Макаров заявлял, что на Олимпиаду на условиях МОК никто из его спортсменов не поедет. Однако, 3 февраля федерация одобрила нейтральный статус четырем российским прыгунам на батуте — Яне Лебедевой, Анжеле Бладцевой, Кириллу Козлову и Даниле Касимову.
«Визы все дали, все нормально. Все может еще получиться. Но пока мы ставим задачу участвовать в международных стартах, чтобы был задор, понимание, где мы находимся, как готовимся, хороши ли на общем фоне. А Олимпиада — когда определится наше руководство, участвуем мы или нет, мы тоже будем определяться — надо нам это или нет. Если нам скажут — мы поедем», — уточнял Макаров.
Глава российской Федерации прыжков на батуте также отмечал, что спортсмены сборной — высокого уровня, они идут «вровень с миром» и претендуют на высокие места. Вообще отечественные батутисты — одни из лидеров в мире. За всю историю прыжков на батуте на Олимпийских играх, наши спортсмены завоевали четыре медали – два золота и два серебра — и идут по этому показателю третьими после Китая (14 медалей Олимпиад) и Канады (7).
Пропуск трех этапов Кубка мира, которые были отборочными к Олимпиаде-2024, не лишал наших батутистов шансов завоевать путевки на оставшихся двух квалификационных этапах в Баку (Азербайджан) и Котбусе (Германия). По их итогам нужно было попасть в топ-12, но успешно с этим справилась только Лебедева, дважды ставшая третьей в Баку и Котбусе. Бладцева, которая на этапе Кубка мира в Азербайджане стала второй, в Германии не пробилась в финал, как Козлов и Касимов, занявшие в Баку 17-е и 13-е места соответственно.
22-летняя Лебедева завоевала не личную путевку в Париж-2024, поэтому, как отметил Макаров, у нее с 18-летней Бладцевой одинаковые шансы на участие в Олимпийских играх. Побороться за место на Олимпиаде Лебедева и Бладцева смогут 28-29 июня на этапе Кубка мира в швейцарской Арозе и 6-7 июля на этапе в португальской Коимбре.
«У нас одна неименная олимпийская лицензия в женских соревнованиях. У мужчин завоевать квоту не получилось. Исполкому федерации еще предстоит утвердить решение, каким будет отбор на Олимпиаду. Главный тренер предложил определить, кто поедет на Игры, по результатам этапов Кубка мира в Швейцарии и Португалии. Надеюсь, исполком согласится с этим предложением. Хочу подчеркнуть, что сильнейшую спортсменку определим не на бумаге, а по итогам выступлений на международных стартах. Для нас это важно, нам нужно золото (на Олимпиаде), самый высокий результат. Яна Лебедева и Анжела Бладцева на данный момент имеют одинаковые шансы на олимпийскую путевку. Мы не хотим тащить кого‑то искусственно, все решит их выступление. Потенциал есть у обеих, в борьбе они определят, кто поедет на Олимпийские игры», — сказал глава федерации.
Однако, по мнению немецкого телеканала Deutsche Welle (в России признан СМИ, выполняющим функции иностранного агента), российских батутисток вообще следует лишить лицензии на Олимпиаду, как и белоруса Ивана Литвиновича, олимпийского чемпиона-2020, который на этапе в Германии, как и Лебедева, добыл путевку в Париж-2024.
Во-первых, журналисты ссылаются на жалобы президента Олимпийского комитета Украины Вадима Гутцайта и исполняющего обязанности министра спорта страны Матвея Бедного, которые в открытом письме Международному олимпийскому комитету сообщили, что Лебедева, Бладцева, Козлов, Касимов в мае 2023 года участвовали в турнире в Краснодаре на фоне баннера с буквой «Z».
Литвинович же, по словам украинских чиновников, принимал участие в мероприятиях с Виктором Лукашенко — президентом Олимпийского комитета Белоруссии, который является сыном президента страны Александра Лукашенко. Все это, по мнению Гутцайта и Бедного, противоречит установленным FIG критериям, одни из которых запрещают поддержку «спецоперации»* нейтральными спортсменами из России и Белоруссии.
Во-вторых, Deutsche Welle недоумевает, как россияне и белорусы вообще смогли приехать в Котбус. Год назад министр внутренних дел Германии Нэнси Фезер заявляла, что в случае допуска наших атлетов к соревнованиям на их участие может будет повлиять отказом в выдаче виз, отметив, что ее страна так и поступит.
Тем не менее, в международной федерации заявили, что ответственный за проверку россиян комитет FIG не обнаружил нарушений со стороны российских батутистов, поэтому те и получили в начале февраля нейтральный статус.
В визах Германия россиянам и белорусам отказала, но в Котбус они смогли приехать, благодаря испанской визе. «По местным данным, у спортсменов есть шенгенские визы, выданные другими государствами-членами. Это дает вам право въезжать и оставаться на территории всей Шенгенской зоны», — сообщил DW представитель министерства внутренних дел Германии.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.