К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Битва за воротнички: как Nike оскорбил Англию разноцветным крестом

Крест Святого Георгия на воротнике футболки игрока сборной Англии Фила Фодена (Фото Nick Potts / PA Images via Getty Images)
Крест Святого Георгия на воротнике футболки игрока сборной Англии Фила Фодена (Фото Nick Potts / PA Images via Getty Images)
В Великобритании разгорелся скандал после того, как дизайнеры американского производителя спортивной одежды Nike добавили новые цвета в крест Святого Георгия на форме национальной сборной Англии к чемпионату Европы-2024. Свое недовольство уже высказали премьер-министр и лидер оппозиции, а болельщики и бывшие футболисты и вовсе не стесняются в выражениях. Forbes Sport рассказывает подробности

24 марта сборная Англии играла на «Уэмбли» со сборной Бразилии товарищеский матч, и впервые за восемь лет проиграла дома в игре такого уровня (0:1), прервав 18-матчевую беспроигрышную серию. А еще поражение бразильцам стало для команды первым с четвертьфинала чемпионата мира в Катаре против Франции (1:2).

Но это все оказалось не таким важным, как новая форма английской сборной, в которой футболисты впервые сыграли против Бразилии в выходные. 18 марта Nike презентовал новый дизайн формы сборной Англии, в которой она сыграет на Евро-2024 в Германии с 14 июня по 14 июля. Аутентичные версии комплектов стоят 124,99 фунтов стерлингов для взрослых и 119,99 фунтов стерлингов для детей. Nike также предлагает более дешевые «стадионные» версии стоимостью 84,99 фунтов стерлингов и 64,99 фунтов стерлингов.

Но ажиотаж вокруг новых футболок вызвала не только довольно высокая цена, но и дизайн. На обратной стороне воротника компания сделала то, что назвала «игривым обновлением» креста Святого Георгия — вместо традиционного красного он выполнен в темно-синем и фиолетовых цветах. Первыми на несоответствие обратили внимание футбольные фанаты, которые сочли переосмысление флага Англии неуважительным и оскорбительным.

 

Политические лидеры, включая премьер-министра и лидера оппозиции, тоже возмутились.

«Я предпочитаю оригинал, и мое общее мнение таково: когда дело доходит до наших национальных флагов, мы не должны с ними экспериментировать, потому что они являются источником гордости, самобытности, того, кто мы есть, и они совершенны именно в том виде, в каком они есть», — сказал премьер-министр Великобритании Риши Сунак.

 

Лидер лейбористов Кир Стармер тоже раскритиковал форму, призвав Nike переделать дизайна.

«Я большой футбольный фанат, я хожу на матчи сборной Англии, мужские и женские. Флаг используется всеми, он объединяет, его не нужно менять. Нам просто нужно гордиться этим. Поэтому я думаю, что им следует просто поменять его обратно», — сказал он.

Член лейбористской партии Эмили Торберри поддержала точку зрения лидера оппозиции, назвав изменение цвета креста странным и заявив, что «вы же не поймете, если Nike посмотрит на флаг Уэльса и заменит дракона на кошечку».

 

В то же время главный тренер сборной Англии Гарет Саутгейт не стал обсуждать цвет креста Святого Георгия и заявил, что для него куда важнее, чтобы на форме остался в первоначальном виде символ трех львов в эмблеме на груди: «Это наш культовый символ — это то, что отличает нас не только от футбольных команд по всему миру, но и от английского регби и английского крикета», — сказал он.

Впрочем, футболисты и футболистки сборной, когда им только показали новую форму, остались довольны ее дизайном. Букайо Сака назвал ее лучшей, которую он когда-либо надевал, Деклан Райс вдохновился ее классикой, Алессия Руссо поставила ей «десять из десяти», а Элла Тун заявила, что именно о такой он мечтала в детстве.

Зато бывший вратарь сборной Англии Дэвид Симэн, сыгравший 75 раз за свою страну, сказал, что, по его мнению, многие игроки его поколения отказались бы носить эту форму.

Несмотря на скандал, Nike и Футбольная ассоциация (FA) от дизайна отказываться не собираются. Для недовольных экспериментом с дизайном флага Англии на воротнике было выпущено специальное разъяснение: выбор цвета для креста был данью уважения победе сборной Англии на чемпионате мира 1966 года.

«Домашняя форма сборной Англии 2024 года придает классике современный вид. Отделка на манжетах напоминает о тренировочной форме, которую носили герои сборной Англии 1966 года, с синими и красными оттенками, дополненными фиолетовым. В тех же цветах на задней стороне воротника изображен флаг Святого Георгия», — заявил представитель Nike.

 

Англичане все же недовольны, таблоиды проводят опросы фанатов (на сайте The Daily Mail 94% читателей проголосовали против нового дизайна) и  задаются вопросом, осмелилась бы базирующаяся в Орегоне фирма стоимостью 122 млрд фунтов стерлингов изменить цвета звезд и полос на футболке сборной США.

Решительнее всех обвинения англичан отметает автор нового дизайна Питер Сэвилл. Он обвинил своих критиков в «кровожадном и агрессивном национализме» и заявил, что разукрасив крест Святого Георгия, попытался изобразить «современную Англию» в «провокационной, но позитивной» манере:

«Вы не можете игнорировать тот факт, что это национальный символ, и вы сразу понимаете, что имеете с ним дело, но я почувствовал, что этот символ стал маргинальным, и что я не чувствую связи с ним. Тем не менее, в этом символе нет ничего плохого. Это даже не откровенно христианский символ, это просто форма, похожая на квадрат или круг», — сказал Сэвилл, создавший некоторые из самых известных обложек Factory Records в 1980-х годах. В интервью BBC дизайнер пояснил, что его целью было показать, что английское общество разнообразно, и что  его разноцветный крест отражает это разнообразие.

Это не первый случай, когда дизайнеры экспериментируют с британскими символами на спортивной форме и получают негативную реакцию. На форме от Стеллы Маккартни для сборной Великобритании на Олимпийских играх 2012 года не было красного цвета, и преобладали сине-белые полосы, что напомнило фанатам флаг Шотландии и вызвало их протест. На форме сборной Англии в сезоне-2011/12 на воротнике было несколько маленьких крестов разных цветов, но тогда на это будто бы никто не обратил внимания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+