К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Эффект Кларк: в США сходят с ума по студентке, которую считают новым Джорданом

Кейтлин Кларк (Фото Tony Gutierrez / AP / TASS)
Кейтлин Кларк (Фото Tony Gutierrez / AP / TASS)
Кейтлин Кларк стала главной достопримечательностью США, которую обязательно должен увидеть каждый, даже тот, кто не интересуется баскетболом. Выпускница Университета Айовы переписывает книги рекордов Национальной ассоциации студенческого спорта (NCAA) и поднимает женский баскетбол на неизведанные коммерческие высоты. Ее уже называют новым Майклом Джорданом, а игрой и влиянием на аудиторию восхищаются все — от Барака Обамы до Тома Брэди. Бизнес студенческого баскетбола теперь вращается вокруг того, сколько людей будут смотреть, как играет Кларк в тот или иной вечер. Forbes Sport рассказывает про феномен американки, которая меняет женский баскетбол

Работа Кейтлин Кларк — забрасывать мячи в корзину и это у нее получается лучше, чем у любого другого игрока в истории. Показатели разыгрывающей женской баскетбольной команды Университета Айовы феноменальны: в этом сезоне 22-летняя Кларк забрасывает больше трехочковых за матч, чем лидер Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) Стефен Карри, несмотря на то, что игры в колледже на восемь минут короче. Ее рейтинг эффективности на данный момент составляет 46,5 — у Николы Йокича в прошлом сезоне, когда он побил рекорд Уилта Чемберлена 1962 года, был всего 32,85.

Все, от бывшего президента США Барака Обамы и легенды тенниса Билли Джин Кинг до Мэджика Джонсона и Леброна Джеймса следят за подвигами Кейтлин Кларк. Баскетболистку называют феноменом и, кажется, вся страна хочет стать частью ее истории, пока все не закончилось. Каждая игра в Айове — это аншлаг, у матчей огромные рейтинги на телевидении, а спонсорское портфолио Кейтлин неустанно пополняется громкими рекламными контрактами.

Рекорды Кларк

У разыгрывающей команды «Айова Хокейз» выдался насыщенный месяц:

 

11 февраля она достигла отметки  в 1000 передач, что сделало ее первой баскетболисткой в истории женского дивизиона I Национальной ассоциации студенческого спорта, набравшей 3000 очков и 1000 передач. «Ни у кого никогда не было такого игрока, как она. Кларк представляет собой комбинацию Пита Маравича и Стефа Карри», — сказал комментатор Fox Гас Джонсон. — «Она играет в другом измерении».

15 февраля Кларк побила рекорд результативности Келси Плам из «Вашингтона» (3527 очков в сезоне-2013/17) в женском зачете NCAA, набрав 49 очков в игре, попутно установив рекорд «Айовы» по количеству набранных очков в одной игре. Трехочковый бросок, сделавший Кларк самой результативной баскетболисткой NCAA за всю историю, «Айова» увековечила на своей домашней площадке — на том месте, откуда она попала в корзину, теперь красуется ее имя и игровой номер.

 

28 февраля в Кларк превзошла результат Линетт Вудард по количеству набранных очков среди женщин. Вудард играла незадолго до эры NCAA, набрав 3649 очков с 1977 по 1981 год, когда женский студенческий спорт еще регулировался Ассоциацией межвузовской легкой атлетики (AIAW).

3 марта в игре против «Штата Огайо» Кейтлин побила рекорд результативности Первого дивизиона NCAA за все время (среди мужчин и женщин), установленный еще в 1970 году Питом Маравичем из команды Государственного университета Луизианы (LSU).

«Такие люди, как Майкл Джордан, или Коби Брайант, или Леброн Джеймс, встречаются раз в десятилетие, и она такая же, если не больше», — сказал Дэвид Гилберт, президент и исполнительный директор Спортивной комиссии Большого Кливленда. 

 

Эффект Кларк

«Айове» не привыкать к рекордным показателям, добытым благодаря «эффекту Кларк». Все началось с того момента, когда она в 2020 году переступила порог кампуса в Айова-Сити. Кларк сразу же стала любимицей фанатов «Хокейз» не только из-за великолепной игры, но и потому, что она уроженка штата, которая не стала переезжать и выбрала колледж в родной Айове, отказавшись от десятков других предложений о стипендиях.

Во время учебы в католической средней школе Даулинга в Уэст-Де-Мойне, Кларк уже играла в баскетбол лучше других. Ее школьный тренер Кристин Мейер вспоминает, что еще до знакомства с Кейтлин, ей позвонил помощник тренера из топ-10 студенческих программ, который интересовался восьмиклассницей. «В первой же игре Кейтлин отдала два невероятных паса. Даже если бы их сделала игрок колледжа, это бы выделялось. Именно тогда я поняла, что она может сделать с баскетболом», — сказала Мейер.

Теперь все в США знают, что Кларк может сделать с этим видом спорта. Будучи первокурсницей, Кейтлин лидировала в стране по количеству забитых мячей и заняла третье место по количеству результативных передач. Будучи второкурсницей, она лидировала по всей Америке в обеих категориях. Вирусные клипы с трехочковыми Кларк и результативными передачами сделали ее звездой в мире спорта. Барак Обама, Билли Джин Кинг, Том Брэди поздравляли Кейтлин с рекордами, Кевин Дюрант рассказывал о ней в своем подкасте, а Сью Берд назвала ее «самым захватывающим игроком студенческого баскетбола на данный момент».

Кларк начала свою баскетбольную карьеру в колледже после пандемии, когда единственными болельщиками на трибунах были члены семьи. В этом сезоне Университет Айовы либо собрал аншлаги, либо устанавливал рекорды посещаемости в 30 из 32 своих игр — как дома, так и на выезде. По данным Logitix, средняя цена билета на матч с Кларк 3 марта, где она побила рекорд Маравича, составила $598 — это рекорд для женского баскетбола.

Те, кто не может увидеть шоу Кларк лично, или не в состоянии оплатить стремительно растущие цены на билеты игр «Айовы» на вторичном рынке, в большом количестве настроились на трансляции. В Айова-Сити, по словам владельцев местных ресторанов, количество посетителей может более чем удвоиться во время игровых вечеров — доходы, правда, растут не так быстро из-за затрат на замену бокалов, разбитых во время чрезмерного празднования.

 

В этом году матчи «Университета» транслировали на NBC, ESPN и Fox — все они то и дело отчитываются о рекордных показателях, благодаря «эффекту Кларк» Матч против «Огайо» 3 марта на телеканале FOX собрал в среднем 3,4 млн зрителей, что сделало его самым просматриваемым женским баскетбольным матчем в истории телеканала. Другой матч «Айовы» против «Огайо» 21 января в среднем посмотрели 1,93 млн зрителей на NBC — он стал самым просматриваемым матчем студенческого баскетбола регулярного сезона на канале с 2010 года.

«Она действительно единственная спортсменка, которая в этом году изменила студенческий баскетбол. Она звезда, которая перешла в мейнстрим. Люди, которые обычно не следят за баскетболом, теперь они знают о Кейтлин Кларк все», — сказал Джон Миллер, президент NBC Sports по приобретениям и партнерствам.

Прошлогоднюю игру «Айовы» в финале национального чемпионата против LSU посмотрели 12,6 млн зрителей, что на 103% больше, чем финальный матч 2022 года. На женском баскетбольном турнире «Большой десятки», который состоится на следующей неделе в Миннеаполисе, впервые распроданы все билеты. Места на «Финал четырех» уже продаются более чем за $350 каждое — без гарантии, что Кларк вообще там будет.

«Я думаю, что Кейтлин Кларк будет культовой фигурой еще очень, очень долго, — сказал Миллер из NBC. — Это одна из тех вещей, о которых рассказывают своим детям, как было, когда играли Майкл Джордан и Коби Брайант, или когда Тайгер Вудс играл в гольф. Как ни крути, за этими игроками действительно хочется наблюдать, потому что они лучшие в том, что делают. И нет никаких сомнений в том, что Кейтлин Кларк лучшая в том, что она делает».

 

В пятерке самых востребованных женских матчей NCAA в этом году участвовала «Айова», средняя цена билетов на «Хокейз» с тех пор, как Кларк присоединилась к команде в 2020 году, выросла на 224%, а среднее расстояние, которое преодолевает болельщик, чтобы посмотреть игру «Айовы», увеличилось на 34% по сравнению с прошлым сезоном.

Традиционно женский баскетбол приносил гораздо меньше денег, чем мужской студенческий баскетбол и студенческий футбол, которые почти столетие получали гораздо более высокие инвестиции от университетов и медиакомпаний. В январе NCAA заключила новое выгодное восьмилетнее соглашение с ESPN на сумму $115 млн в год на трансляции 40 спортивных чемпионатов колледжей, включая женский баскетбольный турнир Первого дивизиона. По новому телевизионному контракту стоимость женского турнира составляет около $65 млн в год, что примерно в десять раз больше по сравнению с предыдущим контрактом. Никто и не скрывает, что все это — благодаря Кларк.

Кларк — большая инвестиция

В большинстве других видов спорта Кларк уже использовала бы свой успех в профессиональной карьере. Но в Женской Национальной баскетбольной лиге (WNBA) игрокам должно исполниться 22 в год драфта — это означало, что Кларк, которой в январе 2024-го исполнилось 22 года, прошлым летом должна была остаться в «Айове» еще на один сезон. 

И она выжала из этого сезона максимум, что положительно сказалось не только на ней и ее популярности, но и на всей индустрии женского студенческого баскетбола. А впереди профессиональный баскетбол, в который Кейтлин решила перейти, несмотря на возможность еще на год остаться в «Айове» (такое право у нее есть благодаря тому, что один год университета пришелся на пандемию).

 

Вскоре Кларк будет выбрана под первым номером на драфте WNBA. Она почти наверняка дебютирует в профессиональном баскетболе за «Индиану Фивер», которая выиграла право на первый выбор в декабрьской лотерее драфта. Вероятность того, что Кларк присоединится к «Индиане» в следующем сезоне, уже привела к увеличению продаж билетов на домашние матчи команды.

«Ровно сорок лет спустя у WNBA вот-вот наступит свой собственный «момент Майкла Джордана». Лучшего времени и придумать нельзя, поскольку женский спорт и женский баскетбол в целом переживают важный момент, отражая дух времени страстного и культурного движения», — сказал соруководитель Playfly Sports Consulting Майкл А. Нойман.

По контракту новичка WNBA Кларк будет зарабатывать в год не более $75 000, самые высокооплачиваемые ветераны в женской лиге зарабатывают от $200 000. Но вряд ли это хоть как-то скажется на личном бюджете баскетболистки. Кларк может похвастаться подписчиками в социальных сетях, которые затмевают 87% игроков НБА, и входит в пятерку лидеров по вовлеченности бренда в студенческом баскетболе.

В 2021 году Верховный суд США разрешил спортсменам-студентам зарабатывать на своем NIL (имени, имидже и образе), что позволило Кларк собрать впечатляющий список спонсоров. Через два месяца после решения суда Кейтлин подписала свое первое соглашение с The Vinyl Shop, женской швейной компанией из Де-Мойна, производящей футболки на заказ. 

 

Сейчас Кларк имеет контракты с Topps, H & R Block, Nike, Shot-A-Way, Bose Corp., Buick Automotive, Goldman Sachs, State Farm и Gatorade. Согласно сайту спортивных данных On3, который отслеживает общую NIL-стоимость спортсменов в колледжах, контракты Кларк со спонсорами оцениваются в $3,1 млн, что больше, чем у любой баскетболистки колледжа женского пола.

Кроме того, недавно Кларк подписала многолетнее спонсорское соглашение с инвестиционной компанией Gainbridge из Индианы, которая также спонсирует домашнюю арену «Индианы Фивер» из WNBA. Group 1001, материнская компания Gainbridge, планирует продвигать баскетболистку в свои активы, связанные со спортом. Автограф Кларк будет стоять на Honda Gainbridge № 26 под управлением Колтона Герты в IndyCar, а также на Camaro 1001 под номером 77 в группе Кори Ладжуа в NASCAR.

И, вероятно, это только начало большого пути Кейтлин Кларк.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+