Не увидеть Париж: какие условия МОК могут привести к нарушению спортсменами закона
До Олимпиады в Париже осталось ровно пять месяцев, а вопрос участия в ней атлетов из России еще окончательно не решен. Международный олимпийский комитет в декабре 2023 года разрешил россиянам в нейтральном статусе приехать в столицу Франции, где с 26 июля по 11 августа пройдут Игры, но в России пока не готовы отправлять атлетов в Париж — Министерство спорта страны, как и Национальный олимпийский комитет, по указанию президента Владимира Путина, внимательно изучает условия допуска наших атлетов.
Они известны: спортсмен из России может приехать в Париж только индивидуально, без участия в командных видах, и в нейтральном статусе, участие в Олимпиаде не смогут принять атлеты, которые связаны с российскими вооруженными силами или органами национальной безопасности, а также те, кто открыто поддерживает «спецоперацию»* на Украине.
На основании вышеперечисленных критериев на соревнования в нейтральном статусе вернулись отечественные борцы, фехтовальщики, тхэквондисты и некоторые другие атлеты. Однако даже соответствие текущим требованиям российскими спортсменами может считаться нарушением российского законодательства — с таким заявлением выступил Олимпийский комитет России.
Какие условия МОК могут сделать из спортсмена России нарушителя закона
«Что касается отдельных спортсменов, которые по-прежнему готовы принять унизительные критерии возможного участия в Играх, то даже в их отношении МОК предпринимает все усилия для минимизации числа приглашенных. Нельзя исключать и введения новых дополнительных параметров отсева — недавно Лозанна прямо заявила об этом.
При этом согласие даже с текущими требованиями «соответствия» может привести к нарушению российского законодательства. Профильные комиссии и аппарат ОКР, тщательно анализируя текущие условия, принимают исчерпывающие меры для надлежащего информирования общероссийских спортивных федераций о возможных правовых и иных негативных последствиях такого согласия», — говорится в заявлении ОКР.
Какие именно из ранее озвученных требований МОК могут сделать спортсмена в нашей стране нарушителем закона, в ОКР не уточнили. Возможно, речь идет о декларациях, требования подписать которые министр спорта России Олег Матыцин назвал «недопустимыми». О них же в своем поручении ОКР и Министерству спорта напомнил Владимир Путин.
«Так как уже идут отборочные соревнования, необходимо определиться по каждой федерации, на каких условиях они будут участвовать в Играх и какие им будут предписаны декларации со стороны международных спортивных организаций, чтобы мы приняли решение об участии наших спортсменов», — сказал помощник президента России Игорь Левитин.
Обязывают подписывать декларации, содержание которых в разных видах спорта свое, российских спортсменов далеко не все международные федерации. Некоторые из них вообще отказались от этой меры. МОК пока тоже не публиковал обязательного документа для подписания российскими атлетами, собирающимися в Париж-2024. Однако, по словам руководителя спортивной практики юридической группы «Клевер Консалт» Анны Анцелиович, такая декларация от комитета ожидается. Ее содержание и может подвести атлетов, согласившихся поставить под ней подпись, к нарушению законодательства РФ.
«Мы точно знаем, что МОК будет проверять историю поддержки «спецоперации» спортсменами России и будет требовать подписать некую декларацию, текста которой пока в широком доступе нет. Содержание этой декларации может быть расценено правоохранительными органами России как нарушение новых законов, которые были приняты после начала «спецоперации» и могут потенциально понести за собой как административную, так и уголовную ответственность.
Сейчас мы не знаем, какой текст будет в этой декларации, поэтому споры насчет участия в Олимпиаде-2024 идут до сих пор. С тех пор как МОК и международные федерации говорили о подписании неких деклараций, встал вопрос: будет ли в ее содержании прямое осуждение «спецоперации», либо неподдержка, либо какая-то иная формулировка», — рассказала Forbes Sport Анцелиович.
Заставит ли МОК подписывать осуждающие декларации?
Этого и боятся многие российские спортивные функционеры. В частности, президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили, чьи спортсмены успешно вернулись на международную арену без подписания каких-либо документов, уверен, что «МОК предпримет попытки вынуждать наших атлетов для участия в Олимпиаде подписывать осуждающие «спецоперацию» декларации».
В мае прошлого года российские тяжелоатлеты отказались подписывать декларацию, которая открывала им дорогу на этап Гран-при в Кубе. В ней говорилось, что спортсмены должны согласиться с правилами допуска и понимать, что допуск — это еще не гарантия того, что им разрешат выступать на Олимпиаде. «Я обязуюсь воздерживаться от выражения какой-либо поддержки боевых действий и буду немедленно и добровольно уведомлять о любом соответствующем изменении в моей деятельности, которое произойдет после даты подписания декларации», — гласит отрывок из декларации Международной федерации тяжелой атлетики (IWF).
В июле российские гребцы пропустили молодежный чемпионат мира, отказавшись подписывать документ нейтральных спортсменов, выработанный Международной федерацией гребного спорта. Тогда президент российской организации Алексей Свирин сообщил, что предложил World Rowing внести корректировки в декларацию, чтобы придерживаться Олимпийской хартии и целостности спорта, но Международная федерация предложение отклонила.
Других известных случаев отказа подписывать предложенные международными федерациями декларации в российском спорте нет.
«Я знаю, что некоторые федерации идут на переговоры и готовы обсуждать текст деклараций, спрашивая у российской стороны, что она считает приемлемой для себя. Пока из того, что мы видим, — международные федерации не готовы создавать текст декларации так, чтобы подводить российских спортсменов под административную или уголовную ответственность, а также создавать им проблемы с правоохранительными органами. Наоборот, они готовы идти навстречу — желания подставить спортсмена нет.
Федерации, которые занимают жесткую позицию, просто не допускают до своих стартов, — это World Athletics, Международный союз биатлонистов (IBU) и так далее. Просто не допускают, но не берут на себя ответственность и не заставляют спортсменов подписывать декларации, которые могут принести им проблемы с законом. Такого мы не видели ни у кого. Не думаю, что в ближайшее время такое будет», — считает Анцелиович.
Можно ли побороться за отмену деклараций в суде?
23 февраля апелляция ОКР на решение Международного олимпийского комитета о временном отстранении была отклонена Спортивным арбитражным судом (CAS). В Лозанне не нашли нарушений со стороны исполкома МОК, который в октябре наложил санкции на российскую организацию из-за включения в ее состав представительств ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей**.
Это означает, что ОКР не получит приглашения на Олимпиаду в Париже, а российские атлеты смогут принять участие в Играх только по приглашению МОК. По этой же причине оспорить вероятную декларацию от комитета будет практически невозможно, считает спортивный юрист Анцелиович.
«Официально, согласно Олимпийской хартии, заявлять команду на Олимпийские игры может только Национальный олимпийский комитет. То есть сам спортсмен не может изъявить желание — его должен заявить НОК страны, который не ограничен в правах. Членство Олимпийского комитета России в МОК приостановлено, соответственно, они заявлять спортсменов на Игры не могут. Но МОК сказал, что «мы готовы приглашать спортсменов, соответствующих определенным критериям». То есть МОК вправе пригласить, кого хочет, и устанавливать требования, какие хочет. Их можно попытаться обжаловать как дискриминационные, но, по большому счету, это приглашение от МОК. Одно дело, когда есть установленная процедура и есть отступления от нее, а другое дело — когда есть приглашение. Это как если вас не пригласили на вечеринку, и вы задаетесь вопросом: «А почему?» — и вам отвечают: «Ну не хочу, это моя вечеринка». Во многом это система и была принята МОК, чтобы обжалование было невозможным».
И все же оспорить подписание декларации, по мнению спортивного юриста, можно: «Но тут, скорее всего, речь будет идти не о Спортивном арбитражном суде в Лозанне, а об обычных швейцарских судах, где чаще всего зарегистрированы международные федерации и зарегистрирован сам Международный олимпийский комитет. В CAS можно было бы только оспорить факт выставления такого требования, как подписание декларации. Пока намеренного желания подставить российского спортсмена в декларациях, которые явно бы нарушали законодательство РФ, мы, по крайней мере, не видим».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
**Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России по итогам референдумов в сентябре 2022 года, проведенных спустя полгода после начала «спецоперации» России на Украине. Украина, США и страны ЕС не признали результаты этих референдумов.