К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Спустя 10 лет в Турции реформируют аналог Fan ID: клубы пытаются спастись от кризиса

 Фото Gary M. Prior / Getty Images
Фото Gary M. Prior / Getty Images
Ассоциация футбольных клубов Турции объявила об отмене карты Passolig, которая является местным аналогом карты болельщика в России. Система действовала десять лет, но уже со следующего сезона команды смогут самостоятельно решать, как и кому они будут продавать билеты. Forbes Sport рассказывает, как возникла необходимость в реформе и почему она не означает возвращения к полной свободе для фанатов

Во вторник турецкие спортивные СМИ получили пресс-релиз от местной Ассоциации футбольных клубов. В документе говорится, что по окончании сезона-2023/24 прекращается действие контракта двух сильнейших лиг страны с банком, который выпускал карты Passolig. Без этих карт болельщики не могут приобрести билет и попасть на футбольный матч.

Сначала выглядело так, что в Турции со следующего сезона будет отменен аналог паспорта болельщика, а любой человек сможет без проблем купить билет и сходить на футбольный матч, но на самом деле ситуация немого иная. Но обо всем по порядку.

Паспорт болельщика ввели из-за протестов и насилия

Правила прохода на футбол в Турции ужесточили в 2014 году. В апреле, прямо посреди сезона, местное правительство подписало закон «О предотвращении насилия и беспорядков на спортивных объектах». Согласно документу, для посещения игр двух высших дивизионов страны по футболу болельщикам требовалось завести аккаунт в системе Passo и оформить Passolig card, которую можно назвать удостоверением фаната.

 

Принятие закона проходило на фоне протестов в стране. В тот момент правительство приняло решение снести парк Гези в Стамбуле, который оставался одним из немногих озелененным уголков города. Местные жители выступили против и вышли на улицы. В протестах активное участие приняли болельщики трех местных команд, которые также являются самыми популярными в стране: «Галатасарая», «Фенербахче» и «Бешикташа».

Группировки враждующих фанатов объединились и вышли на улицы. Все завершилось столкновением с правоохранительными органами, но парк им удалось отстоять. На этом фоне правительство и разработало проект о введении Passolig.

 

Комментатор «Матч ТВ» и эксперт по турецкому футболу Эльвин Керимов объяснял, что введение карты болельщика подавалось в местных СМИ через запрет насилия на стадионах. К тому моменту на местных аренах часто происходили столкновения фанатов.

Практически каждое стамбульское дерби приводило к дракам среди ультрас, но беспорядки имели и другой характер. Например, на игре «Бешикташа» и «Фенербахче» фанаты прямо во время матча ворвались в комментаторскую будку и разгромили помещение. Болельщики также не стеснялись выбегать на поле, что приводило к остановкам матчей. Однажды прорвавшийся на поле фанат даже ударил защитника «Галатасарая» Эммануэля Эбуэ.

Фанаты объявили бойкот, но вернулись на арены

При оформлении документа фанатам приходилось оставлять массу персональных данных. Кроме стандартной паспортной информации, болельщики должны были указывать место работы, адрес фактического проживания и семейное положение. Сбор подобной информации не был встречен позитивно в фанатской среде. Завлечь ультрас пытались дополнительными функциями Passolig card.

 

Документ включал в себя функции обычной банковской карты и проездного, а с помощью аккаунта в системе Passo можно было также забронировать билеты в кино или театр. Но оформление карты оказалось не бесплатным. Стоимость зависит от клуба, который поддерживает фанат. В 2023 году цена варьировалась от 50 до 150 лир (150-450 рублей текущему курсу — Forbes Sport). К тому же документ нужно было приобретать на каждый сезон, ведь действует он всего год.

Недовольство болельщиков вызвал и тот факт, что производить Passolig card правительство доверило банку Aktifbank, владельцем которого является зять президента Турции Реджепа Эрдогана. Так что при оформлении документа каждый фанат автоматически становился клиентом этого банка.

Фанатские группировки тут же объявили бойкот и отказались ходить на матчи. Это привело к резкому падению посещаемости турецкой лиги. В сезоне-2012/13 домашние арены «Галатасарая», «Фенербахче» и «Бешикташа» в среднем посещали по 47 889, 42 488 и 22 968 фанатов соответственно. В первом полноценном сезоне после введения Passolig card эти цифры упали до 19 389, 25 141 и 13 372.

Однако с каждым годом средние цифры посещаемости стали расти. Отдельные фанатские группировки до сих пор продолжают бойкоты, но их места на стадионах уже заняли обычные болельщики. Со времен арены вновь стали забиваться людьми, не считая времен пандемии. Фанаты смирились с тем, что иного способа попасть на стадион у них нет. В сравнении с цифрами сезона-2012/13, нынешняя посещаемость арен ниже всего на 7-8%.

У турецких клубов одни из самых больших долгов в Европе

Если посещаемость практически вернулась к показателям до введения паспорта болельщика, то почему сейчас ее решили отменить? Все дело в финансовых проблемах турецких команд, которые в нынешних реалиях должны бороться за каждую лиру и каждого фаната.

 

Финансовый отчет УЕФА за 2023 год показал, что в топ-10 самых убыточных клубов Европы находятся сразу четыре команды из Турции. Больше всего «в минус» ушел «Бешикташ», показав убыток в €151 млн. В рейтинг также оказались «Трабзонспор» (€110 млн), «Галатасарай» (€109 млн) и «Фенербахче» (€82 млн).

Проблемы клубов связаны с несколькими факторами. Во-первых, клубы до сих пор не могут вылезти из «кредитной ямы». Портал Football Economy два года назад опубликовал большой финансовый отчет, где раскрыл массу интересных цифр. Оказалось, что местные гранды брали кредиты на трансферы звездных игроков и обслуживание их контрактов.

В период с 2013 по 2021 год суммарный долг «Галатасарая», «Фенербахче», «Бешикташа» и «Трабзонспорта» увеличился на 579% и составил $1,89 млрд. При этом у клубов заметно уменьшились доходы из-за нового телеконтракта. 

До лета 2022-го у лиги действовало соглашение с BeIN Sports на сумму в €500 млн в год. Но продлить соглашение на прежних условиях не удалось. Новый контракт подписали сроком лишь на два года и на сумму порядка €330-370 млн в год. Но уже этим летом придется заключать новое соглашение. По данным местной прессы, вещатели не готовы платить более €150 млн в год.

 

«Получение карты болельщика отталкивает фанатов и простых людей, которые хотели бы сходить на футбол. Нам необходимо менять отношение к пропуску людей на трибуны, чтобы у клубов было больше возможности зарабатывать», — объяснял президент «Фенербахче» Али Коч.

Покупку билетов упростят, но паспорт болельщика пока не отменяют

Теперь у клубов буду развязаны руки, ввиду решения местной ассоциации. Правда, оно не означает, что попасть на трибуны можно будет без регистрации в системе Passo. В пресс-релизе отмечается, что соглашение с Aktifbank не будет продлено, а клубы получат возможность самостоятельно заниматься реализацией билетов или заключать контракты с различными подрядчиками на создание системы по их продаже.

Пока что речи о полной отмене паспорта болельщика в Турции не идет. Фанатам лишь разрешили не получать Passolig card, а клубам развязали руки в вопросе продажи билетов. Таким образом клубы смогут, например, создавать собственные сервисы и выпускать карты, которые не будут требовать обязательной ежегодной пошлины и продления. Но закон «О предотвращении насилия и беспорядков на спортивных объектах» продолжает действовать, так что предоставлять свои паспортные данные и регистрироваться в системе для похода на футбол все еще нужно.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+