К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Традиции важнее денег: немецкие фанаты хотят сорвать сделку Бундеслиги с инвесторами

Фанаты мюнхенской «Баварии» зажигают пиротехнику во время матча против «Байера» (Фото Mika Volkmann / IMAGO)
Фанаты мюнхенской «Баварии» зажигают пиротехнику во время матча против «Байера» (Фото Mika Volkmann / IMAGO)
Два последних месяца выдались тяжелыми для немецкого футбола. Руководство Бундеслиги нашло нового инвестора и намеревалось сократить финансовое отставание от более богатой английской лиги, но болельщики местных клубов оказались против и чуть не сорвали центральный матч сезона. Forbes Sport рассказывает, как фанаты ставят традиции выше финансового благополучия любимых команды, и как это отразится на немецком футболе

Фанаты уже два месяца протестуют 

К середине февраля матч 21-го тура Бундеслиги между «Байером» и «Баварией» приобрел статус главного противостояния сезона в немецком футболе. Мюнхенцы неожиданно шли позади клуба из Леверкузена в турнирной таблице, но не смогли в очной встрече обеспечить себе возвращение на первую строчку — «Байер» одержал разгромную победу и увеличил свой отрыв от команды Томаса Тухеля.

Однако самый ожидаемый матч сезона вовремя стартовать не смог: фанатам пришлось потерпеть в ожидании стартового свистка, который отложили на восемь минут. Задержка была связана с уборкой поля, которое болельщики закидали различными предметами в знак протеста против действий Немецкой футбольной лиги (DFL), которая объединяет в себе первую и вторую Бундеслигу. Случай был не единичный — уже два месяца фанаты по всей Германии выражают свой протест во время игр.

Например, встречу «Униона» и «Вольфсбурга» дважды прерывали, из-за чего к первому тайму было добавлено почти полчаса. В результаты один из забитых мячей встречи стал рекордным — он был забит на 25-й добавленной минуте. В другой игре отличились фанаты «Ганновера», которые во время перерыва встречи с «Гамбургом» выбежали на поле и повесили на ворота металлические замки, которые обычно крепят к велосипедам на улице. Работникам стадиона пришлось срезать их болгаркой.

 

Лига нашла инвестора, но клубы проголосовали против

Столь радикальную реакцию фанатов вызвало решение DFL по поиску новых инвестиций. Еще по ходу прошлого сезона руководство лиги начало обсуждать с клубами вопрос улучшения финансового благосостояния. В мае прошлого года командам был представлен проект по привлечению инвесторов. Он подразумевал продажу прав на 12,5% будущего дохода от медиа и других коммерческих прав первой и второй Бундеслиги на следующие 20 лет.

В DFL даже успели начать поиски инвесторов и собирались выручить от сделки порядка €2 млрд. Немецкая пресса раскрыла подробности условий этого соглашения. Около 40% выручки предлагалось направить на развитие цифрового контента для привлечения большей аудитории за пределами футбольных арен. Половину от всех средств планировали потратить на развитие клубной инфраструктуры, а оставшиеся 10% отдавались бы на усмотрение команд.

 

Для одобрения этой сделки требовалось получить согласие как минимум 2/3 от всех клубов первой и второй Бундеслиги. Но майское голосование обернулось неудачей для DFL — «за» выступили только 20 команд из 36, так что лига не смогла собрать необходимого количество голосов. Но руководство немецкого футбола не оставило идею с привлечением инвестиций.

Лига со второго раза уговорила клубы принять условия сделки

В декабре DFL официально объявила, что разработала новый проект, а точнее — модернизировало старый вариант. Клубам было предложено продать 8% от коммерческих и медиа-доходов за следующие 20 лет за €1 млрд. Лига также официально объявила, что уже нашла инвесторов, которыми должны были выступить компании CVC Capital Partners и Blackstone.

Голосование вновь было проведено. По просьбе представителей «Бохума» его сделали тайным. В этот раз DFL удалось добиться своего — 24 клуба высказались «за», позволив руководству немецкого футбола начать действовать и работать над заключением сделки.

 

«Наш план состоит в том, чтобы помочь лиге улучшить работу с цифровым контентом и заключать более выгодные сделки по продаже медиа-прав. Это позволит нам не отставать от более успешной в коммерческом плане Английской премьер-лиги», — объяснил решение председатель наблюдательного совета DFL Ханс-Йоахим Ватцке.

Бундеслига действительно отстает от английского чемпионата по сумме выручки с продажи телеправ. По действующему контракту Бундеслига ежегодно получает от продажи прав на внутренний рынок €1,1 млрд, а на внешний — €200 млн. В Англии цифры значительно выше: €1,75 млрд приходится на внутренний и €1,9 — на внешний рынок.

Болельщики боятся стать «украшением для футбола»

Декабрьские события привели к массовому протесту болельщиков по всей Германии. Фанаты выступили против привлечения иностранных инвесторов в лигу. Объединение болельщиков всех 36 команд первой и второй Бундеслиги выпустило совместное заявление, в котором раскритиковало действия DFL.

«Мы не будем бездействовать, пока немецкий футбол распродается. Ясно одно: никто не вкладывает столько денег, не получая ничего взамен. Мы не хотим футбола, как в Англии, где болельщики — всего лишь украшение для спорта, контролируемого инвесторами. План DFL предполагает работу только на телевизионного зрителя. На фанатов, которые ходят на стадионы, им наплевать», — говорится в заявлении.

Позже отдельные манифесты против сделки выпустили и группировки фанатов конкретных клубов. Все они сходятся в одном — подобная сделка разрушит традиции местного футбола в угоду его коммерциализации. Особое опасение болельщики выразили в связи с тем, что продажа прав на медиа-доходы в будущем может привести к отмене правила «50+1».

 

Это правило устанавливает, что большинство голосов в совете директоров немецкой команды должно представлять непосредственно сам клуб. Это подразумевает, что частные инвесторы не могут просто взять и купить немецкий футбольный клуб, поставив интересы бизнеса, выше интересов клубных болельщиков. Простой пример — «Лейпциг» принадлежит компании «Ред Булл», но в совете директоров команды австрийский концерн имеет менее половины представителей.

Ситуация особенно накалилась из-за информации, просочившейся в немецкие СМИ. В прессе сообщили, что совет директоров «Ганновера» выступил за отказ от сделки по продаже прав. На голосовании клуб представлял генеральный директор Мартин Кайнд. Издание Kicker сообщило, что он, вопреки решению совета директоров, проголосовал «за». А когда пришло время отчитываться перед руководством, то он заявил, что «голосование было тайным, поэтому он не может ничего сказать».

С учетом того, что решение было принято с минимально необходимым количеством голосов от клубов, то фанты тут же сделали Кайнда виновным во всей этой ситуации. На аренах во время матчей стали появляться портреты функционера с мишенью на голове.

Действия фанатов пока напрямую не повлияли на положение дел, но привели к определенному эффекту. DFL уже официально объявила, что компания Blackstone вышла из сделки. Теперь единственным покупателем прав остается CVC, с которой и собираются заключить контракт. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+