Американские покупатели и частные инвестиции: кто владеет европейскими топ-клубами
В Европе все больше частных клубов, в России преобладают государственные владельцы
На сайте УЕФА был опубликовал ежегодной отчет, анализирующий финансы и инвестиции во всех европейских лигах. Документ демонстрирует, что в прошлом году европейский футбол покорили два новых тренда, имеющих отношение к владельцам команд. Первый связан с частными инвестициями, а второй — с появлением нескольких клубов у одного владельца.
Анализ УЕФА показал, что 51% клубов из всех европейских высших дивизионов являются полностью частными. Впервые более половины команд элитных дивизионов оказалось в руках частных владельцев. В четверти дивизионов была обнаружена хотя бы одна команда, контрольный пакет акций которой принадлежит либо государству, либо компании, которая является государственной.
Наибольшее представительство подобных «государственных футбольных клубов» было выявлено в странах СНГ. УЕФА не назвал конкретные названия команд, но сообщил количество таких клубов в высших лигах. Больше всего оказалось в Казахстане и Белоруссии — по девять штук. Российская премьер-лига заняла третье место, сразу восемь команд оказались под контролем государственных компаний.
Исследование показало, что с повышением уровня дивизиона число частных команд уменьшается. Если брать пять топ-чемпионатов (Англия, Испания, Германия, Италия, Франция), то в них число полностью частных клубов уже равняется 39%. Лидером является Английская премьер-лига, где 13 из 20 команд частные. Меньше всего приходится на Германию — в Бундеслиге частным является только «Ред Булл Лейпциг», принадлежащий австрийскому концерну. Но это связано с правилами местного футбола, где для клуба сделали специальное исключение, ведь иностранные компании не могут владеть контрольным пакетом акций местных команд.
Рост числа американских владельцев
В отчете УЕФА приводится статистика по смене владельцев команд из высших европейских дивизионов. Указывается, что всего три клуба из топ-5 лиг сменили владельцев: английский «Лидс», французский «Страсбур» и испанская «Жирона». По словам аналитиков организации, эта цифра указывает на то, что мир футбола еще окончательно не восстановился от пандемии коронавируса.
За минувшие 12 месяцев инвесторы реже рассматривали вариант с покупкой команд из элитных лиг. Например, в 2021 году сразу пять команд из топ-чемпионатов сменили владельца, а в 2022-м это число равнялось семи.
Если рассматривать все европейские высшие дивизионы, то ситуация выглядит аналогично. В 2022-м суммарно 29 команд из этих лиг сменили владельцев, а в прошлом году этот показатель упал до 23.
Особое внимание в УЕФА уделили тому, кто является новым владельцем этих команд. Оказалось, что сразу семь из 23 клубов приобрели различные американские инвесторы и консорциумы. Владельцы из США появились у «Майорки», «Лидса», «Страсбура», израильского «Хапоэля», шотландского «Дандолка», ирландского «Дроэды Юнайтед» и датского «Хорсенса».
УЕФА обеспокоен числом франшиз в футболе
Примечательно, что рост американских владельцев в европейском футболе произошел на следующий год после громкой покупки лондонского «Челси» консорциумом американских инвесторов во главе с Тоддом Боэли. Эта сделка привела ко второй тенденции, следующей из отчета УЕФА. Дело в том, что этот же консорциум стал владельцем «Страсбура».
В 2023 году выросло число владельцев, у которых есть контрольный пакет акций нескольких футбольных клубов. Сразу 230 клубов из Европы являются частью подобных франшиз. Если говорить о высших лигах, то среди них 105 подобных команд, а это целых 13% от всех профессиональных клубов, которые попадают под юрисдикцию УЕФА.
К примеру, в 2012-м в Европе насчитывалось менее 40 команд, которые были бы частью подобных франшиз. В отчете УЕФА выражают обеспокоенность этим фактом. Отмечается, что ежегодно клубы, принадлежащие одному владельцу, оформляют примерно один трансфер между собой. Это помогает клубам искусственно завышать и уменьшать суммы выплат, чтобы вписываться в финансовый фейр-плей.
При этом владельцы нескольких команд стараются не раздувать свои франшизы. В 58% случаев подобным акционерам принадлежит только по два клуба.