Руки не подадут: как на чемпионате Европы по борьбе проходит репетиция Игр в Париже
Объединенный мир борьбы (UWW) — руководящий орган вольной и греко-римской борьбы — одним из первых прислушался к рекомендациям МОК и допустил на соревнования под своей эгидой спортсменов из России. Более того, UWW предложил комитету смягчить критерии отбора для наших борцов и отказался проверять спортсменов юношеских сборных России на предмет связи их с военными организациями.
Наши борцы, начиная с сентября, принимают участие в главных международных турнирах, являющихся отборочными к Олимпиаде-2024, которая пройдет летом в Париже. Это пока единственный вид спорта, где спортсмены из России, и даже лидеры сборных, без видимых проблем борются за путевки на Игры в столице Франции. Правда, проблемы все же есть — они доказывают, что российским атлетам будет непросто на ОИ-2024, если они туда попадут.
Проблемы с визами
«Стоит задача нас изолировать. Ущербная, подленькая политическая стратегия», — комментировал глава Федерации спортивной борьбы России (ФСБР) Михаил Мамиашвили невыдачу виз российским борцам в преддверии чемпионата Европы в Румынии.
За несколько дней до старта турнира с задержкой в получении виз столкнулись 12 российских борцов, в том числе и лидеры сборной — двукратный олимпийский чемпион Абдулрашид Садулаев и чемпион Токио-2020 Заур Угуев. Похожая ситуация уже была в преддверии молодежного чемпионата Европы в Сантьяго-де-Компостела в конце июня, когда Испания сначала отказалась выдавать визы россиянам, а когда все же решила выдать — оказалось поздно ехать на турнир.
Физически на европейское молодежное первенство борцы из России не успели, а вот в Бухарест все-таки приехали даже те, кто получил визы в последний момент. В том числе и Садулаев, который вернется на ковер через четыре месяца после операции на шее и через четыре года после своего предыдущего чемпионата Европы. В столицу Румынии также приехали и Угуев, и призер Олимпийских игр Артур Найфонов, и Гаджимурад Рашидов, и женская сборная в полном составе.
Проблемы на этом не закончились. В отношении некоторых из спортсменов Национальный олимпийский комитет Украины попросил Международный олимпийский комитет провести расследование.
Проблемы с нейтральностью
Первой большой проверкой отношений UWW и России стал сентябрьский чемпионат мира в Белграде. Аккредитацию на турнир получили 209 представителей российской и белорусской делегаций — спортсменов и членов персонала. Все они поехали в Сербию в нейтральном статусе, а вот 26 человек из России и Белоруссии до чемпионата мира не допустили, объяснив недопуск либо с поддержкой «спецоперации»*, либо со службой в вооруженных силах или органах национальной безопасности.
«Для нашего вида спорта очень важно, чтобы соревновались сильнейшие атлеты. Конечно, это непростой процесс, учитывая события, которые сейчас происходят на политической сцене. Но мы стараемся не быть подверженными политике настолько, насколько можем», — сказал тогда президент UWW Ненад Лалович.
В Белграде на чемпионате мира от России в нейтральном статусе в итоге выступили по десять россиян в вольной, греко-римской и женской борьбе — по одному представителю в каждом весе. Это, как и заявка нашей страны на чемпионат Европы в Бухаресте, вызвала вопросы у Национального олимпийского комитета Украины.
За неделю до европейского первенства организация направило письмо президенту МОК Томасу Баху с просьбой расследовать поведение 19 российских и белорусских спортсменов в преддверии Игр-2024. По информации Inside the Games, речь идет о следующих бойцах из России: Садулаев, Угуев, Заурбек Сидаков, Ауэс Гонибов, Милад Алирзаев, Рахман Тавмурзаев, Виталий Кабалоев, Сергей Семенов, Артур Саргсян, Ахмед Усманов, Абасгаджи Магомедов, Артур Найфонов, Алина Касабиева, Анастасия Сидельникова и Надежда Соколова. По мнению НОК Украины, все они не соответствуют критериям, установленным МОК.
«Как мы сообщали в нашем последнем письме, некоторые из них уже прошли квалификацию на Олимпийские игры. Сейчас мы приближаемся к началу второго раунда олимпийской квалификации . Количество спортсменов ANI, в отношении которых у нас есть опасения относительно их соответствия требованиям МОК, значительно увеличилось.
В свете вышеизложенного мы хотели бы обратиться к МОК с просьбой обратить особое внимание на эти вопросы и учесть представленные нами доказательства и факты при принятии окончательного решения об участии российских и белорусских спортсменов в Олимпийских играх 2024 года в Париже в качестве ANI», — говорится в письме.
Проблемы с принятием
На ЧМ-2023 в сентябре выступало 57 борцов, выросших в России — это 16% от общего количество участников того турнира в Сербии. На ЧЕ-2024 тоже много выходцев из российской школы борьбы — чуть ли не национального вида спорта, с бешеной конкуренцией за место в сборной.
Например, Александр Комаров, до конца 2023 года представляющий Россию и в ее составе становившийся двукратным призером чемпионатов Европы, в Бухаресте стал золотым медалистом в весовой категории до 87 кг в статусе члена сборной Сербии. Бронзу взял белорус Кирилл Маскевич, а серебро — украинец Жан Беленюк. Борец из Украины, являющийся к тому же депутатом Верховной рады, отказался от совместной фотографии и проигнорировал церемонию награждения, пройдя мимо всех спортсменов в раздевалку.
То же самое было и на чемпионате мира, когда на одном пьедестале должны были стоять нейтральные борцы из России и представители Украины. Вероятно, такую картину предстоит наблюдать и в Париже-2024, и не только в борьбе.
И все же, со слов россиянина Заурбека Сидакова, особенного отношения к нашей сборной в Сербии не было. «Соперники из других стран по-прежнему уважают нас и любят. Никто из иностранных борцов не обращает внимание на наш нейтральный статус, мы все так же дружно общаемся на чемпионате мира, как и раньше. Многие борцы соскучились, спрашивали, как дела. Они были рады, что мы приехали, ведь без России чемпионат мира совсем не тот».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.