«Это нелепо»: у Кастер Семени закончились деньги на борьбу с World Athletics
В ее активе две золотые олимпийские медали и четыре подиума на чемпионатах мира. Но Кастер Семеня больше не может выступать в элитных соревнованиях — у легкоатлетки из ЮАР уровень тестостерона выше, чем у обычных женщин, что на протяжении многих лет делает ее громоотводом в разговорах о гендере в спорте.
В 2008 году Семеня заставила говорить о себе, благодаря своим звездным выступлением на соревнованиях среди юниоров. Но в преддверии чемпионата мира 2009 года в Берлине, Всемирная легкоатлетическая ассоциация (на тот момент IAAF) потребовала от Семени пройти инвазивные гендерные тесты, чтобы определить ее соответствие требованиям. Несмотря на завоеванное золото в Берлине, общественность и СМИ засомневались насчет справедливости ее участия в соревнованиях среди других спортсменок — слишком быстро Семеня прогрессировала и слишком нестандартную внешность имела.
Для подтверждения пола Семене пришлось пройти гендерную проверку, включая осмотр гинеколога, психолога, эндокринолога и эксперта по гендерным вопросам. Документы с личными данными спортсменки просочились в прессу в 2009 году — выяснилось, что у Семени «различия в развитии пола», или DSD.
IAAF и Семеня после долгих переговоров пришли к выводу, что спортсменка не виновна в правонарушениях и мошенничестве и может сохранить медаль и призовые, но она пообещала не выходить на дорожку, хоть и не была дисквалифицирована, пока Ассоциация официально не сформулирует свою позицию на этот счет.
В 2011 году IAAF объявила, что перестает проводить гендерные проверки, а начинает делать тесты на тестостерон. Все женщины, у которых уровень тестостерона выше 10 нмоль/л, либо отстраняются от соревнований, либо должны проходить гормоноподавляющую терапию.
Семеня согласилась на второе, но позже призналась, что это лечение вызывало у нее тошноту, депрессию и психическое истощение — у нее были проблемы со сном и приступы паники, но она жила с болью, потому что хотела стать олимпийской чемпионкой. В 2015 году политика World Athletics по ограничению тестостерона была приостановлена после судебного разбирательства, что позволило Семене соревноваться без гормональной терапии в течение четырех лет, в том числе на Олимпийских играх 2012 и 2016 годов, где она выиграла золотые медали.
В 2019 году правило было изменено, чтобы еще больше ограничить допустимое количество тестостерона для женщин — с 10 нмоль/л до 5 нмоль/л. С тех пор лимит был снижен еще больше — до 2,5 нмоль/л. Семеня отказалась от гормонотерапии, как и от продолжения карьеры: спортсменка уже вряд ли выступит на крупнейших международных соревнованиях под эгидой World Athletics, но теперь ее миссия добиться справедливости для атлеток, которые столкнулись с той же проблемой, что и она.
С тех пор, как руководящий орган легкой атлетики ввел правила, согласно которым женщины с высоким уровнем тестостерона обязаны снижать этот уровень с помощью лекарств, Семеня борется с World Athletics, требуя соблюдения ее «достоинства и прав человека».
«Интерсексуальность — это врожденное явление. Природу нельзя контролировать», — говорила Семеня, добавив, что ее карьера, по сути, закончилась, но есть другие молодые спортсменки из Африки и Азии, столкнувшиеся с той же битвой.
В 2019 году Семеня проиграла свою первую апелляцию в Спортивном арбитражном суде — двое из трех арбитров CAS вынесли решение в пользу World Athletics, при этом один признал, что ситуация была на грани срыва. Следом было проиграно дело и в Федеральном суде Швейцарии.
На сторону Семени встал лишь Европейский суд по правам человека, апелляцию в котором легкоатлетка выиграла в июле 2023 года. Тем не менее, решение ЕСПЧ является в значительной степени символическим, поскольку оно не отменяет правила World Athletics по ограничению тестостерона и не прокладывает Семене путь к возвращению к соревнованиям без приема лекарств.
33-летней бегунье по-прежнему нельзя соревноваться на любимых дистанциях (400, 800 и 1500 м), а первая попытка на 200 и 5000 на чемпионате мира прошлым летом оказалась для южноафриканской атлетки провальной.
Власти Швейцарии при поддержке World Athletics объявили после вынесения решения ЕСПЧ, что передадут свое дело в Большую Палату, решения которой имеют обязательную силу. Ожидается, что судебные процессы при участии 15 судей начнутся 15 мая. Но теперь у Семени возникли другие проблемы — ей нечем платить адвокатам и экспертам.
«Нам не хватает денег. С нами работает много экспертов, которым мы должны платить. Любой ваш вклад будет иметь огромное значение», — сказала Семеня на пресс-конференции в Йоханнесбурге по этому случаю, открыв сбор средств на финансирование своей судебной тяжбы.
Адвокаты Семени из Южной Африки, работающие на общественных началах, заявили, что только на предстоящие слушания в Большой палате ЕСПЧ расходы составят около $180 000. Деньги нужны для найма опытных юристов, включая одного королевского адвоката. В целом, десятилетняя судебная тяжба Семени обошлась примерно в 30 миллионов реалов ($1,5 млн), среди основных расходов — гонорары экспертов и юристов, уполномоченных представлять дело в судах Швейцарии и других стран.
«Это абсолютно невероятно. Это нелепо. Вот почему мы обратились к общественности», — сказал адвокат спортсменки Грегори Нотт. На вопрос, что произойдет, если деньги не будут собраны, Нотт ответил: «Будут последствия».