Что грозит окружению Валиевой после CAS: в России было одно уголовное дело за допинг
WADA хочет начать свое расследование
После решения CAS Валиева потеряла все свои титулы, завоеванные после 25 декабря 2021 года. Именно в тот день, во время чемпионата России по фигурному катанию, Камила сдала допинг-тест, в котором был обнаружен запрещенный триметазидин. Теперь фигуристке придется вернуть все призовые, завоеванные на официальных стартах за это время, а сборной России так и не вручат золотые медали командного турнира Игр. После аннулирования результата спортсменки, национальная команда опустилась на третье место.
CAS опубликовал небольшой пресс-релиз, в которым объяснил, что сторона защиты Валиевой не смогла доказать, что фигуристка приняла запрещенный препарат ненамеренно. Мотивировочная часть пока не была опубликована, но именно после оглашения информации из этого документа прольется свет на подробности этого дела. По сведениям The Times, в нем содержится порядка 130 страниц.
Решение суда пока что не ответило на главный вопрос: кто виновен в том, что в пробе несовершеннолетней спортсменки оказался допинг. Эту тему после дисквалификации Валиевой подняла и Этери Тутберидзе.
«Я больше всех хотела, чтобы эту историю досконально расследовали, даже если это была оплошность, ошибка или преступление с чьей-то стороны. Как никто другой, я хочу знать, что произошло с Камилой и как этот препарат попал в ее организм. К Валиевой у меня нет вопросов. Она — ребенок, и с моей стороны я продолжу всячески ее поддерживать. И вот по прошествии двух лет так и не стало ничего понятно, так и не расследовали происхождение этого препарата в ее пробе», — написала тренер Валиевой в социальных сетях.
В Международном антидопинговом агентстве (WADA) призвали страны менять законодательство после истории с Камилой, чтобы «применение допинга в отношении несовершеннолетних атлетов считалось уголовным преступлением во всем мире». В организации также отметили, что дело Валиевой до сих пор не закончено, а виновными могут оказаться и другие люди.
«После публикации мотивировочной части WADA тщательно изучит решение и посмотрит, открывает ли оно какие-либо дальнейшие возможные направления расследования. Этим вопросом займутся следователи департамента расследований и разведки WADA, которые продолжат следить за доказательствами по этому делу», — говорится в заявлении Международного антидопингового агентства.
В России окружению фигуристки грозит тюремный срок
Для окружения Валиевой последствия допингового дела могут проявиться вне зависимости от работы WADA. Дело в том, что российское законодательство предусматривает уголовное преследование в отношении персонала спортсмена при обнаружении допинга в его пробе.
Статья 230.1 УК РФ предусматривает наказание за «склонение спортсмена к использованию субстанций или методов, запрещенных для использования в спорте». Нарушение грозит наказанием от штрафа в размере до 300 000 рублей до лишения свободы сроком до одного года. Если противозаконные действия были применены в отношении несовершеннолетнего спортсмена или у группы лиц был обнаружен сговор, то штраф увеличивается до 500 000 рублей.
Под дело Валиевой может попасть и статья 230.2 — «использование в отношении спортсмена субстанций или методов, запрещенных для использования в спорте». Наказание предусматривает штраф до 1 млн рублей, а также лишение свободы сроком до двух лет.
Дело могут открыть после публикаций СМИ
Выявить виновных по делу Валиевой пытались еще в 2022-м, когда Российское антидопинговое агентство (РУСАДА) объявило о начале расследования в отношении персонала спортсменки. Итоги этой работы были раскрыты только после публикации решения CAS.
«Полномочий антидопинговых организаций не всегда достаточно для доказательства причастности окружения спортсменов к фактам употребления ими допинга. РУСАДА не обладает функционалом правоохранительных органов, не может проводить оперативно-разыскные мероприятия. Если есть человек, который выступил соучастником или даже инициатором приема запрещенной субстанции Валиевой, которой на тот момент было всего 15 лет, то этот человек должен понести наказание, вплоть до уголовной ответственности», — заявила Forbes Sport генеральный директор РУСАДА Вероника Логинова.
У организации не хватает полномочий на полноценное расследование и поиск всех причастных к делу фигуристки. Но Логинова также отметила, что в РУСАДА готовы оказать сотрудничество WADA, если они захотят инициировать свое расследование в отношении персонала Валиевой.
При этом в РУСАДА не могут просто отправиться с подозрениями в полицию и попросить возбудить уголовное дело по факту обнаружения допинга у несовершеннолетней фигуристки. Но Следственный комитет может самостоятельно открыть дело.
«Возбуждение дела по статье 230.1 или 230.2 осуществляется по заявлению потерпевшего, а также органом следствия на основании заявления любого иного лица или публикаций в средствах массовой информации. Возбуждение дела может быть осуществлено органом следствия на основании заявления либо на основании сообщения из СМИ. РУСАДА может подать заявление, однако в этом случае оно может нести ответственность за заведомо ложное информирование, если проверка не выявит факта преступления», — объяснила Forbes Sport спортивный юрист Анна Анцелиович.
Уголовное дело по антидопинговым статьям в России доходило до суда лишь один раз
Если потерпевший так и не отправится писать заявление, то Следственный комитет может самостоятельно возбудить дело на основе публикаций в прессе, но пока о подобных действиях не сообщалось. Однако прецедентов с участием антидопинговых статей в истории российской правовой системы было крайне мало. Обе статьи были добавлены в УК РФ в конце 2016 года, но с тех пор до суда дошло лишь одно дело.
В 2019 году обвинение было выдвинуто в адрес тренера «Спортивной школы олимпийского резерва» по велоспорту Ильи Городничева. Следствие установило, что тренер обманом ввел допинг одной из спортсменок. Под предлогом введения витамина С, он умышленно сделал велосипедистке внутримышечную инъекцию препарата, содержащего запрещенный эритропоэтин.
Городничев полностью признал свою вину, а уголовное дело было прекращено. Тренеру была назначена мера уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 50 000 рублей. При этом запрет на работу в спорте на него не накладывался, хотя обе статьи предполагают подобную опцию среди возможного наказания.