Жертва системы, тренеров или юристов: дело Валиевой раскололо мир спорта
Мнение первое: Валиева — жертва системы
Мэтт Лоутон, автор статьи The Times, отмечает, что при всем неблагоприятном отношении к российскому спорту после допингового скандала на зимней Олимпиаде-2014 в Сочи и начала «спецоперации»* на Украине дело Валиевой не вызвало отторжения у мирового сообщества, потому что, по его мнению, Камила «является либо жертвой случайного попадания допинга в организм, либо жертвой неправильного обращения».
Хотя 130-страничная мотивировочная часть решения CAS, из которого станут известны все подробности дела, будет опубликована позже, автору The Times удалось пообщаться с близкими к процессу источниками. Сообщается, что юридическая команда Валиевой (а интересы фигуристки представляла юридическая фирма BGP Litigation, сумевшая в мае прошлого года добиться удовлетворения апелляции Паралимпийского комитета России об отмене решения Генеральной Ассамблеи Международного Паралимпийского комитета о приостановлении членства ПКР в организации) не смогла предоставить доказательств случайного попадания триметазидина в организм Камилы.
По информации The Times, в версию с десертом, который внучке готовил принимающий содержащий триметазидин препарат дедушка, в суде не поверили. Причем, названо было имя дедушки — Геннадий Соловьев, на самом деле являющийся отцом бывшего отчима Валиевой. Он в суде не выступал, но было сказано, что именно он покупал «Предуктал», который содержит триметазидин, без рецепта, измельчал его и таким образом частицы вещества попали в организм фигуристки.
Другая сторона — представители WADA — в суде показали, что в 2020-м Валиевой был поставлен диагноз «спортивное сердце» из-за интенсивного периода тренировок. В качестве доказательства была предоставлена российская медицинская литература, где как раз говорится о пользе триметазидина в таких ситуациях: препарат улучшает переносимость физической нагрузки у атлетов. По мнению юристов агентства, Валиева принимала препарат намеренно, чтобы избавиться от нарушений. Некоторые тезисы публикации издания подтвердил генеральный директор WADA Оливье Ниггли.
«У защищенных лиц есть некоторые права, которые недоступны для остальных, но я не думаю, что два года для них — максимальное наказание. Есть возможности, которые упрощают жизнь защищенных лиц. Эти возможности были использованы командой госпожи Валиевой. История, которая была предоставлена суду — это десерт, приготовленный ее дедушкой. Никто не поверил в нее, не было ни одного доказательства, подтверждающего эту теорию. Результатом стало то, что команда подвела спортсмена, потому что они не смогли доказать источник вещества. Отсутствие каких либо доказательств того, как вещество попало в организм спортсменки, привело к максимальной дисквалификации», — заявил Ниггли в эфире The Sports Ambassador.
Мнение второе: за Валиеву в ответе тренерский штаб во главе с Этери Тутберидзе
Позиция Тутберидзе, которая в своем посте в соцсетях, заявила, что не понимает, как в организм Камилы попал допинг, потому что «все ее спортсмены были и остаются чистыми», — не нашла поддержки даже в России.
«Мне казалось, что я знаю Этери, но ситуация с Валиевой меня подломила. Все слова, сказанные тренером, звучат очень неубедительно... Тренер говорит, что не знает, кто защищал ее ученицу — мировую звезду фигурного катания. Это что, шутка? Почему тренер сама этим не занималась? На мой взгляд, именно она вместе с профессиональными юристами должна была заниматься защитой Камилы. У меня в данной ситуации возникает аналогия с пословицей «моя хата с краю, и я ничего не знаю», — сказала заслуженный тренер СССР Татьяна Тарасова.
Супруга наставника «Ангелов Плющенко», двукратного олимпийского чемпиона Евгения Плющенко, Яна Рудковская, комментируя дисквалификацию Валиевой, заявила, что поддерживает мнение Тарасовой, и считает, что вину фигуристки на себя должен взять ее тренер.
«И с профессиональной точки зрения, и с понятийной, и с человеческой. А не тонко сквозь строчки взваливать вину на девочку, в жизни которой произошла трагедия, и да — это именно трагедия, век фигуристов намного короче века наставников», — написала Рудковская в телеграм-канале.
Присмотреться к окружению спортсменки попросил и глава Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах: «Для нас все это дело является еще одним подтверждением того, что наша решимость, наши просьбы, которые мы неоднократно делали во время допинговых дел, направлены на то, что значение имеют не только спортсмены, но и окружение спортсменов, чья деятельность должна расследоваться больше, лучше и глубже. Это еще больше относится к ситуациям, когда мы говорим о несовершеннолетних».
По закону, ответственность за прием запрещенного вещества несовершеннолетней Валиевой, и правда, может быть возложена на окружение фигуристки. В том числе и на тренерский штаб — по мнению гендиректора Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Вероники Логиновой, возможные соучастники или инициаторы приема допинга Камилой «должны понести наказание, вплоть до уголовной ответственности». Тем более, что такая отвественность российским законодательством предусмотрена.
Мнение третье: допинг и наказание Валиевой — проделки Запада
Американец Филипп Херш, один из самых авторитетных журналистов в фигурном катании, в своем аккаунте в соцсети Х (бывший Twitter) назвал наказание Валиевой «неоправданно суровым». Суд в Лозанне получил свою порцию негодования и от россиян — журналист Елена Вайцеховская сравнила судейство Валиевой с судейством в необъективных видах спорта, где нужно быть готовым к тому, что тебя оценят по нижней шкале: «Понятно, что это всего лишь предположения, но меня не оставляет чувство, что за четырехлетним вердиктом в отношении Валиевой больше раздражения, нежели здравого смысла. Типа, достали вы, ребята, своим враньем. Ну и получите тогда по полной!»
Но куда популярнее в России мнение, что история Камилы — очередное проявление «нечистоплотной конкуренции по нейтрализации». С таким выводом выступила представитель МИД РФ Мария Захарова, и в этом ее поддержали многие коллеги.
«Я считаю, что это политика. Затравили ребенка. Талантливого ребенка, блестящую фигуристку. Травят уже не первый год — не только ее, но и всех наших спортсменов. Таким образом пытаются уничтожить достижения нашей страны в спорте, достижения наших великих спортсменов, обнулить все наши заслуги», — уверена глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.
На второй день после вынесения приговора Валиевой в официальных соцсетях правительств разных регионов России (Брянской, Ярославской, Белгородских областях, Республики Саха, Севастополя и других) стали появляться посты с поддержкой фигуристки с почти идентичным текстом. «Два года назад фигуристку заподозрили в употреблении запрещенных веществ. Все это время длился судебный процесс, вердикт которого был ясен в самом начале. Давайте вместе поддержим спортсменку, которая упорно тренировалась с трех лет и заслуженно заработала все свои награды!»
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.